Одна маленькая семейная история

               

 Встретились они  за четыре года до войны в сибирском селе со смешным названием Мошково, в одном  из мест, где можно встретить настоящую русскую душу и русский квас. Они оба  были из  семей, сосланных в Сибирь, мои дед и бабушка.
 Бабушка была  дочерью  архангельского дворянина Николая Григорьева. В памяти маленькой Маши  осталось так мало из прошлой ее архангельской жизни, что можно было  лишь воспроизвести  небольшой эпизод. Отец на лучшем своем  скакуне в  белых перчатках  и несметного количества табун лошадей, мчавшихся, как ветер...
Потом они,  в одночасье всего лишившись, были сосланы в глухую Сибирь, где вели жизнь  почти  старообрядческую. Бабушка часто называла себя  челдонкой  (чалдонкой)  за суровый скрытный характер, за неспособность проявлять чувства и показывать эмоции.
 Дед мой Алексей Денисович  Меренчук  происходил из семьи  раскулаченных и также сосланных в Сибирь зажиточных крестьян. Был он веселым парнем, добрым  и немного беспечным, и легко покорил суровое сердце черноглазой красавицы Маши.
 До войны  у них родились две дочери - погодки Лида (моя мама)  и Тамара. Девочки были красивыми   и пошли породой  в мать,  высокие статные.
Тамара,  казалось,  вообще не улыбалась, это была неприступная  крепость, никогда на ее лице не отражалось ни одно человеческое чувство. Все чувства  она хранила глубоко в себе и лишь изредка позволяла им  выплеснуться наружу. По крайней  мере,  на моей памяти единственный случай,  когда я видела ее слезы, вызванные песней о верности  лебедей.
 Лида была более открытой людям, и ее  лучезарная  улыбка, которая досталась по наследству мне, моей дочери и внучке, делала ее еще красивее.
 Девочки были совсем крохами, когда началась война. В битве под Москвой 12 марта 1942 года погиб мой дед в возрасте 28 лет. Бабушка редко говорила о нем,  поэтому  в моем рассказе, конечно же, есть неточности.
 Точно только одно, наша фамильная улыбка досталась нам от деда, молодого красноармейца, защитившего грудью свою родную землю...


Рецензии
Великолепно написано. История своего происхождения, рода, это ведь так важно.

Вячеслав Макурин   13.05.2017 13:33     Заявить о нарушении