Размышлизмы. О чрезвыч. ситуациях и их министерств

Намедни в московской подземке еду в поезде метро, который в 2015-ом году «раскрасили» в честь 25-тилетия МЧС. «Только нам покоряется пламя» – вижу такие слова своеобразного слогана-лозунга внутри вагона на его дверях, нанесённые на фоне картины огромного пламени пожара, заливаемого пожарными мощной струёй воды.

МЧС России. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Так звучит полное название министерства, опубликованное на официальном сайте МЧС. Такое же название «висит» и на сайте правительства РФ в разделе «Министерства и ведомства».

Почему-то решил для себя проанализировать это название, не понравилось мне что-то в нём, чем-то напомнило что-то уже знакомое и неправильное. Есть у меня такое хобби – анализировать слова и выражения. Когда русские, когда английские, и делать для себя выводы.

Итак. Три задачи обозначены в названии министерства. Поэтому посчитал логичным полное название министерства, что называется, разбить на три:
1. Министерство по делам гражданской обороны.
2. Министерство по чрезвычайным ситуациям.
3. Министерство по ликвидации последствий стихийных бедствий.

По позиции номер 1 всё вроде понятно – да, есть у правительства любой страны дела по гражданской обороне. Вот и у нас в стране решать таковые поручено этому министерству.

Теперь посмотрим на позицию номер 2 – «министерство по чрезвычайным ситуациям». Подчеркну, не «по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», как то записано в основных задачах МЧС России на том же самом сайте МЧС, а именно «по чрезвычайным ситуациям», как оно присутствует в полном официальном названии ведомства. А если в названии нет слова «защита» (то есть «по защите от чрезвычайных ситуаций»), то согласно простой логике русского языка, то есть методом от противного, смысл этого выражения следует понимать, так сказать, наоборот. И что же получается? Уж если не защищает, то значит наоборот – СОЗДАЁТ для населения и территорий страны эти чрезвычайные ситуации, ПОГРУЖАЕТ в них и тех, и других. То есть противоположные защите действия. Извините, полный маразм получается, «клянусь, честное слово», как выразился когда-то в знаменитой гайдаевской комедии её персонаж – товарищ Саахов. Ну, а куда тут деться? Ведь нет в этом «по чрезвычайным ситуациям» и намека на защиту. Увы и ах... Ох, уж этот русский язык.

Вот кстати, если посмотреть на позицию номер 3 из вышеприведённого списка, то там фигурирует слово «ликвидация», правда это касается стихийных бедствий. То есть против стихии не попрёшь, она натворила, а МЧС призвано ликвидировать последствия этого «творчества» стихии. То есть здесь ликвидирует. А представим себе, что не было бы в названии этого слова «ликвидация», а было бы по аналогии с пунктом номер 2 – «по стихийным бедствиям»? Как бы мы отнеслись к этому? Вероятнее всего с язвительным смехом – ведь получается, что управляют стихией. Но этого, слава богу, нет, нужное слово присутствует.

А вот по позиции 2 – неразбериха. Особенно «обидно», что сокращённая аббревиатура министерства (МЧС) как раз в своём составе имеет две из трёх букв, касающиеся именно этих злополучных чрезвычайных ситуаций. А аббревиатура ведомства за эти четверть с хвостиком века для населения страны стала такой привычной. И оно (население) называет министерство не только сокращенно – МЧС, но порою и более подробно – Министерство по чрезвычайным ситуациям. Именно так, как значится в его официальном полном названии, совершенно не задумываясь над смыслом этого выражения, которое, как я уже сказал выше, кажется мне, с точки зрения нашего «великого и богатого», совершенно неверным.

Несколько отвлечёмся. Что же такое чрезвычайная ситуация? В Википедии со ссылкой на Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» написано следующее:

«Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие смерти, а также ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Вот и вопрос. Когда случается такая чрезвычайная ситуация, что же там делает МЧС? Разве оно эту чрезвычайную ситуацию создало? Или оно ли заставило в эту чрезвычайную ситуацию «окунуться» людей и территории? Нет же, конечно. Все мы знаем, что сотрудники МЧС прилагают максимум героических усилий, чтобы в тех не ими созданными сложнейших условиях не допустить новых человеческих жертв и максимально ликвидировать все последствия чрезвычайной ситуации.


Так что, уважаемые правители! Вернитесь к полному названию МЧС, назовите его правильно! Вспомните, что уже был такой прецедент в своё время (своеобразный словесный «стоп-ляп»), когда в МВД были созданы структурные подразделения с названием «Управления по организованной преступности», вызвавшие тогда у населения иронический смех – мол, создали у себя внутри МВД подразделения, которые управляют организованной преступностью. И вполне логично, что такое, с позволения сказать, «смешное» название сравнительно быстро было заменено на совершенно противоположное и правильное по своему смыслу – «Управления по БОРЬБЕ с организованной преступностью (УБОП)».

А вот МЧС почему-то «держится» с таким «стоп-ляпнутым» названием вот уже более 25-ти лет.



___________________________________________________________
«Размышлизмы» – случайные и неслучайные размышления о жизни


Рецензии