Третий подъезд

За семейным столом

     В большом доме – девять подъездов. Но вот о третьем подъезде все жильцы отзывались с особым уважением и хорошей завистью:
     - Дружно живут, как родные. Повезло им, видно, все там хорошие люди попались…

     Люди там, действительно, хорошие, интересные. Интересен каждый – шофер и учительница, врач и рабочий, военный в отставке…

     Позвони в любую квартиру, и приоткроется богатый, волнующий мир людских судеб.

     В квартире Мищенко застали мы конец недавнего разговора.
     - По  телевизору показывали челюскинскую эпопею. А челюскинцев спасал самолет того самого типа, на котором мы с женой летали, - сказал Василий Иванович.

     Так с первых слов хозяина открылась перед нами необычная история этой семьи. Василий Иванович и Лидия Дмитриевна – летчики. В тридцатых годах пошли они по комсомольскому призыву в гражданскую авиацию. Так и познакомились, можно сказать, в воздухе. Лидия Дмитриевна была смелой и способной летчицей. Правда, не очень долго пришлось ей водить самолеты, потом чаще бывала пассажиром, переезжая с места на место по всей стране вслед за мужем.

     Василий Иванович перед войной был переведен в военную авиацию, стал летчиком-истребителем. Во время Великой Отечественной войны готовил кадры летного состава и сам воевал в Пруссии, на Берлинском направлении. Два ордена Красной Звезды оставило на память то грозное время.

     И немножко неожиданно, что дочери этой «крылатой» семьи, Лариса и Лена, избрали себе самые земные, самые мирные профессии – живопись и музыку.

     В те же тридцатые годы ушел в армию ярославский токарь завода асбестовых технических изделий Семен Павлович Шмелев. Пришлось ему участвовать в событиях на озере Хасан. Ордена Красного Знамени, Красной Звезды, две медали «За боевые заслуги» свидетельствуют, что у коммуниста, сегодняшнего сотрудника института шинного машиностроения, славный боевой путь.

     Шестерых детей вырастили Шмелевы. Пять свадеб сыграли. И вот, когда пришло время отдохнуть, старшие Шмелевы опять в трудах. Анастасия Трофимовна санитарка в стоматологической поликлинике.

     Интересна судьба и Александры Константиновны Волосюк. Прядильщица с «Красного Перекопа», в числе лучших комсомольцев и коммунистов предприятия она была направлена в 1931 году на пуск кордной фабрики, ей довелось там осваивать первую машину. Здесь же она была принята в партию. И с тех пор вся ее жизнь прошла на партийной работе – в райкоме и обкоме партии. Сейчас уже на пенсии, но работает на комбинате железобетонных изделий.

     Нелегкая жизнь выпала Александре Константиновне. После смерти мужа она одна растила двоих детей. Оба окончили техникумы, работают. А дочь Ирина заканчивает заочно педагогический институт и одновременно изучает итальянский язык на курсах.

     - Не могу без благодарности вспоминать, сколько раз за это время мне во всем помогали соседи, - волнуясь, говорит Александра Константиновна.

     В каждой квартире могли привести десятки примеров, когда дружеская рука соседей помогла в беде, поддержала в горе.

     Произошел несчастный случай с сыном-студентом в семье Гуртовых. Полгода провели родители возле больного сына в другом городе. Соседи заботились о порядке в квартире, поддерживали родителей письмами. Когда больной был в ярославской больнице, а родители дни и ночи проводили у его постели, именно соседи встретили на вокзале и устроили на ночлег вызванного к больному ленинградского профессора.

     Офицер запаса, сейчас агент госстраха Александр Кононович Гайворонский и его жена Мария Савельевна регистратор поликлиники, все молодые годы провели на дальневосточной границе. Жизнь на далекой погранзаставе требовала не только выдержки, готовности в любой момент встретить опасность, но и воспитала в супругах умение быть полезными другим, чуткость к людям. В доме все знают, что зелень во дворе прежде всего заслуга Александра Кононовича и его жены. Это он сам перетаскал на газоны сотни ведер чернозема, он в засуху каждый день поливал посадки, каждый зеленый островок на дворе знает его руки. Конечно, у Гайворонских десятки помощников из других квартир дома, но главный организатор работ по благоустройству двора – он.

     - А уж если заболеешь, - рассказывает Наталья Федоровна Кальсина, - сразу все бегут: не надо ли помочь?

     Врач Алевтина Алексеевна Успенская предлагает свою помощь. Домохозяйка Нина Николаевна Миронова несет  что-нибудь вкусное, специально приготовленное. Бухгалтер, пенсионерка Анна Давыдовна Горбунова, отправляясь на рынок или в магазин, обязательно заглянет к соседям, спросит, что купить и им. И за лекарством сходят, и в квартире уберут.

     Так же случается, если в подъезде у кого-то начинается ремонт. Не нужно звать на помощь, любой сосед зайдет, чтобы принять участие в побелке, в оклейке квартиры.

     Предстоит у кого-то юбилей, свадьба, день рождения – Наталья Федоровна Кальсина, отличная кулинарка, тут же предложит свою помощь. Да еще от души порадуется дополнительной нагрузке:
     - Люблю постряпать!

     Да, здесь не скупятся на добро для других. Легко и просто предлагают свою помощь, берут на себя чужие заботы.

     Вот все говорят, что в  третьем подъезде на редкость вежливые ребята. А каким же им быть, если все соседи – коллективные воспитатели?

     Особенно знакома малышам квартира Кальсиных. Надо, допустим, молодым родителям срочно уйти куда-то, оставят малыша Наталье Федоровне. А когда сыну шофера Константина Федоровича Мартьянова врачи предписали больше быть  на свежем воздухе, Кальсины увезли его с собой в деревню.

     Внимательными и чуткими к людям выросли молодые жители подъезда, теперь уже рабочие, студенты, инженеры. На их формирование не могла не оказать влияния и такая общая закономерность в подъезде: здесь с большим уважением относятся к старости.

     У Гайворонских мы познакомились с отцом Марии Савельевны, 88-летним Савелием Абрамовичем Назаренко. В прошлом председатель ревкома в Сибири, десятки лет проработавший в совхозе, он и сейчас бодр и деятелен, окружен заботой.

     Двое стариков-родителей жили в семье Кальсиных, за двумя тяжелобольными бабушками ухаживала Вера Александровна Ферштут.

     Кстати, о Вере Александровне все соседи отзываются с особым уважением. Это она, инженер завода «Красный маяк», секретарь цехового партийного бюро в течение десяти лет, была четыре года первым старостой подъезда. Заботливая, деятельная, именно она положила начало добрососедским отношениям, общей заботе о чистоте и порядке в подъезде.

     Ее сменила Клавдия Никифоровна Гуртовая. А потом по решению общего собрания жильцов стали по очереди  избирать на год старостой всех жителей подъезда.

     Спросишь, как же сложились такие добрые отношения в подъезде, мужчины отвечают:
     - Это все наши женщины-заводилы.
     - Мужчины у нас внимательные, добрые, - говорят женщины.

     А Александр Кононович Гайворонский подвел итог:
     - В нашем подъезде двадцать коммунистов. У каждого большая интересная жизнь, большой опыт работы с людьми. Так стоит ли удивляться, что и свой быт мы постарались  наладить разумно и счастливо?

     В канун Нового года в своих почтовых ящиках каждая семья обнаружила десятки поздравительных открыток со словами добрых пожеланий от всех соседей.

     Так уж здесь заведено перед каждым праздником.

     г. Ярославль

     Северный рабочий, 1973 г.


Рецензии
Отлично.. 👍

Юлиан Милкович   08.05.2017 11:59     Заявить о нарушении