Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты..

      
                Перу  Семена  Гудзенко  принадлежит , возможно , лучшее  стихотворение  о  Войне   на  русском  языке :  баллада  "Мое  поколение" . Не  напиши  он  больше  ни  строчки -  все  равно  остался  бы  в  памяти только  им .  "Возможно"  - потому  как  имея  две  вершины  военной  поэзии  20  века  -  Симонова  и  Твардовского  - о  таких вещах  трудно  говорить  что  то  определенно .  А  ведь  еще  были  Алексей  Сурков  и  Борис   Слуцкий , Илья  Сельвинский  и  Давид  Самойлов , Александр  Межиров  и  Юлия  Друнина , Михаил  Дудин  и  Ольга  Берггольц ..  И  это  только  непосредственные  участники  событий .  А    какой  пласт  настоящей , пропущеной  через  свое  оголенное  сердце  "поэзии  памяти"  создало  еще  и  поколение   "детей  войны"  -  всегда  хватало  на  Руси  своих  пронзительных  военных  поэтов !

               Мне думается  , что  сам  Гудзенко - приди  он  сюда - не  был  бы  рад  таким  попыткам  выделения  себя  из  славной  плеяды - ведь  он  хотел  быть  с  ними  одно  и  был  с  ними  одно , - просто  ему  в  этой  своей   вещи  удалось  сказать  то , что  обьединяло  тогда  всех  особенно  выпукло и  емко ..Не  зря  же  остро  чувствовавший  себя  выразителем  сущностной , житейской  народной  правды  Высоцкий  в   спектакле  Театра  на  таганке   "Павшие  и  живые"  выбрал  для  себя  роль  не  самого  известного  тогда  Семена  Гудзенко  и  читал  со  сцены  "Мое  поколение"  - песнь  судьбы  тогдашних  двадцатилетних ,  первого  советского  поколения  "новой  молодежи" -  тех  самых  "комсомольцев - добровольцев" , "рыцарей  без  страха  и  упрека"  -  всей  горячностью  юности  поверивших   в  правду  новой  жизни  и  наделявших  ее  своими  лучшими  качествами . Бывших  светлой  надеждой  страны  и  вставших  в  недобрый  час  практически  "все  как  один"  на  защиту  Родины  замостив  собою  страшною  дорогу  к  Победе .

              И  еще :  все  таки  стихи  Симонова , Твардовского  и  других , бывших  на  войне  корреспондентами  - это  такие  эпичные  картины  бытия  народа , виденные  своими  глазами   и   проведенные  затем  через   чуткое  сердце  поэта  и  прописанные  профессиональной  рукой  что  подняло  их  до  обобщений , понятных  каждому .  Но  когда  мы  читаем  Гудзенко  , Межирова , Юлию  Друнину  или  того  же  Иона  Дегена  -  тех  самых  "навеки  девятнадцатилетних"  шагнувших  на  фронт  добровольцами  со  школьной  скамьи  лишь  единицам  из  которых  впоследствие  довелось  вернуться  - ощушение  оголенной  правды  с  которым   обращается  к  нам   эта  поэзия  преодолевает  любые  препятствия .  Словно  сам  на  этот  пронзительный  миг  оказываешься  в  промерзшем  окопе  перед   командой  к  атаке  сжимая  в  руках  приклад  "мосинки"  или  санитарную  сумку .  Нерв  этих  стихов   написанных  юными  людьми  хлебнувшими  всего  и  вся  полной , подлинной   мерой , - перестрадавших , возмужавших   но  не  на  грош  не  отрекшихся  от  своих  прокаленных  в  огне  идеалов -  говорит  с  нами  таким  языком  "последней  правды"  от  которого  и  захочется ,  а  так  просто  не  отвернешься ..


                Май  2017 г


Рецензии