Александр Солженицын Патриарх и его читатели

Александр Солженицын: Патриарх и его читатели

Это – расшифровка одной старой и редкой записи.
Александр Солженицын отвечал на вопросы молодых читателей в Российской государственной библиотеке.

...Среди телекамер и букетов цветов Александр Исаевич сказал краткое и трогательное вступительное слово.
Он говорил о том, что библиотеки - это светящиеся точки на поле России, и что при их посещении сжимается сердце.
Говорил о бесконечной благодарности собственной домашней библиотечке, где были стихотворении Лермонтова в издании Вульфа и несколько томиков Джека Лондона.
Сказал, что сегодня молодым людям, томимым духовной жаждой,  некуда пойти, и от этого тоже сжимается сердце.
Карта современной России напоминает, по его словам, рваное лоскутное одеяло: разрывы возрастные, мировоззренческие, географические, исторические…
 «Закрыть эти разрывы можно только через свободное движение слова, - заключил Александр Исаевич. - Иногда говорят: культурное пространство соединено телевизором. Да, пространство соединено телевизором, но - не культурное пространство. Поэтому я верю в силу печатного слова».
После паузы он прибавил:
- Запущенность наших библиотек дает, впрочем, мало надежд…

После этих слов в зале вдруг принялись аплодировать.
Старшая часть аудитории привыкла, что аплодисменты венчают окончание любой речи.


«Я ВЕРЮ, ЧТО КНИГА НЕ УМРЕТ…»

Потом читатели стали задавать вопросы…

- Творчество писателя действительно оказывает влияние на нравственность общества?

- На мой взгляд, роль книги колоссальна и из гутенберговской эпохи нам не уйти, - сказал Александр Солженицын. - А мы уходим из нее, всеми силами уходим во всякие побрякушки и мелькание на экране. Я-то живу и верю, что книга не умрет, что книга - величайшее изобретение, благодаря которому незнакомые люди на огромных пространствах могут основательно - не бегло, краткими новостями – общаться, обдумывать большие мысли. Но общий распад, культурный и экономический кризис в России привели к тому, что  писатель подавлен, лишен материальных средств, издается маленькими тиражами. Если мои книги появятся в каком-нибудь провинциальном издательстве - они там застрянут: так влияет разорванность российского культурного пространства. А в это время разрослись пустоцветы, они заполнили книжные тома и заваливают прилавки. Для них позорно заикаться, что литература должна служить обществу или каким-то нравственным ценностям. У них нет цели повлиять идеями на общество, нет верований. И убеждений тоже - нет. А творческий метод такой: только бы не простота и не ясность! Все должно быть очень сложно, очень. Ни в коем случае не прямо от сердца! Это творчество, которое отменяет бытие, отменяет действительность, создает лжереальность. А между тем сочинять фантазии гораздо легче, чем искать правду жизни.

- Кто из писавших о вашем творчестве наиболее полно и глубоко понял вас?

- Сейчас в провинциальных городах России прошел ряд конференций и напечатан ряд сборников, посвященных моим книгам.


«ИНТЕРНЕТ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ МНЕ ОПАСНЫМ…»

- В Вермонте вы связывались с библиотеками мира через Интернет?

- Поправлю вас: о нет! Я - человек старомодный, да и интернета тогда не было. Я работал старомодно: посылал запросы в библиотеку, к которой был прикреплен, а она по всему американскому континенту находила книгу или газету и присылала мне. Часто присылала в виде пленок. Об интернет у меня еще не сложилось мнение. Как всякий новый технический шаг, он представляет мне опасным.

- Разрешите вопрос литературный, о ваших книгах...

- А что о моих книгах говорить, если они сами за себя говорят?

-  Какие газеты и книги должны быть, по-вашему, в библиотеке?

- Чем их больше, тем лучше. В тот-то и горе, что у библиотек нет средств, а у издательств нет возможностей посылать в библиотеки бесплатные экземпляры.


«ВОЗРОДИТЬ ДУШУ – ЭТО ПОДВИГ…»

Из зала подали записку: «Куда нам идти? Где сегодня совершают подвиги?» Читательница подписалась: «Студентка педагогического вуза»

- Ну что ж, надо восхититься тем, что эта девушка становится выше трудностей. Проблема современной молодежи не в нищете, а в безверии и невозможности реализовать себя. Мы потеряли систему ценностей, которая выше нас. Мы заражены очень давно и глубоко так называемым - хотите, антропоцентризмом, хотите другое слово - гуманизмом. «Человек выше всего». Нет! Выше человека есть высшие ценности. Вот этот атропоцентризм, этот гуманизм и дает возможность мирового кризиса. Тупик есть, и он страшный. Не думайте, что если западные страны благоденствуют, они переживают культурный расцвет. То, что предлагается нам под видом культуры - это разрушительно. Это - отравление наших душ. Сумеем ли мы через нравственные объединения, церкви, союзы, просвещенческие общества - сумеем ли мы  возродить свою душу?  Это и есть подвиг.

- Вы часто произносите слова «высшие ценности» Что это, по-вашему?
 
- Это интуитивно дается каждому. И каждому - на разную глубину и на разную высоту. И этому не нужно давать точную научную формулировку, потому что каждый называет это по-своему. Один другой говорит о Боге, другой - о нравственных ценностях. Это - путь за пределы наших материальных потребностей, это то, что выше нашего существования и остается после нашего физического существования. Есть вещи, которые не надо формулировать: они не терпят точных формулировок. Интуиция - более высокий способ познания, нежели обычное научное знание. 


«ВЕЛИКАЯ БОЛЬ ВСЕГДА ПРИХОДИТ В ОДЕЖДАХ СЧАСТЬЯ И РАДОСТИ»

- Не пугает ли вас, что в сегодняшней России вы практически солидарны с коммунистической партией?

- Так же меня спрашивали при Советах: а вас не смущает, что ваша точка зрения совпадает с точкой зрения американских правых? Меня не волнует кто что думает. Я говорю то, что думаю. А о коммунизме я сказал больше других. Сейчас мы присудили премию Валентину Распутину - и вдруг в ряде газет и у ряда лиц -  взрыв негодования: как мы могли дать премию Распутину? Пока мы от подобного партийного позора не отстанем - ничего доброго в России не будет. У нас была одна партия - и было плохо, но отсюда не следует вывод, что много партий - это хорошо. Лучше без партий. Хорошо, когда партий нет вообще. Ни одной!
(На этих словах речь Патриарха прервали долгими аплодисментами).
- В 1969 году, - продолжал он, - я написал: «Да, больно было, когда у нас отняли свободу слова. Но еще больнее будет тогда, когда нам ее вдруг вернут». Вспомните февраль 1917 года: он отмечен взлетом, взрывом, эйфорией. И потом за этой эйфорией общество и образованный круг растрялись и сказали: мы уже идем в рай и можно ничего не делать. И через восемь месяцев эйфория  закончилась. В 1987-88 году общество опять не увидело опасности. Оно не поняло, что великая боль приходит всегда в одеждах счастья и радости. Я долгое время думал, что народ может учиться на ошибках другого народа. Нет, этого не бывает.

- Вы утверждали, что «Тихий Дон» не был написан Шолоховым. Что Вы скажете сейчас, когда найдена рукопись «Тихого Дона», написанная рукой Шолохова?

- Еще когда я был в Ростове на Дону десятилетним мальчиком, образованные взрослые говорили: «Тихий Дон» украден». Так что это не мое мнение. Сказать: Крюков ли автор или не Крюков, я не решаюсь. Действительно, перо в «Тихом Доне» энергичнее крюковского. Теперь, когда я прожил всю жизнь, я не представляю, как мог 21- летний молодой человек, почти неграмотный, не бывавший на войне, но описывавший ее великолепно - как он мог это написать? Я не понимаю также, как он разрешал вычеркивать лучшие слова, которые были в рукописи - лучшие слова! Почему?..


«ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ XVII ВЕКА ПОДГОТОВИЛ НАШУ БУДУЩУЮ СУДЬБУ»

- Как вы видите нынешнюю роль православной Церкви в жизни России?

- Трудно прогнозировать, как пойдет дальше ход веры. Православная Церковь понесла огромные потери: уничтожение тысячи священников, преследование миллионов мирян. Народ отвык иметь религию и во что-то верить. Еще до прихода большевиков среди крестьянства падал авторитет Церкви. Раскол ХУП века был страшным событием. В России старообрядческой не могла бы произойти революция. Но церковным противостоянием ХУП века мы подготовили свою будущую судьбу...

- Не считаете ли Вы, что указ Президента об образовании семи федеральных округов послужит хотя бы для преодоления географического разрыва России, о котором вы говорили?

- Чтобы судить об этом законе, надо знать одно: не будет ли это заменой представителей президента в каждой губернии? Из «руки президента» они превратились, в общем-то, в пешек губернатора. Их можно назвать хоть генерал-губернаторами, но они будут зависеть от губернатора. Я думаю, что в лучшем случае этот указ может послужить не преодолением географического разрыва, а преодоления прямо идущего распада России. Распад - вот что страшно! Не было еще такого в истории России, когда республики получили столько прав, а остальные русские области находились в таком отчаянии. Очень может быть, что этот указ и послужит скреплению России. Но пока что слишком мало о нем известий…

- Каково ваше отношение к концепции общественного развития Александра Зиновьева?

- Когда-то знакомство мое с Зиновьевым началось с того, что я читал его интервью, в котором он доказывал, что коллективизация принесла величайшее благо русскому крестьянству. Сам он - сын крестьянина. После этого я его всерьез никогда не воспринимал. Я не считаю возможным тратить время на этого человека.

«ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ЕЩЕ ОДНА ЖИЗНЬ, Я БЫ ОТДАЛ ЕЕ ШКОЛЕ»

- Каким вы видите будущее российского образования? Хотели бы Вы создать школьную программу?

- Если бы у меня была еще одна жизнь, я отдал бы ее школе! (Аудитория принялась аплодировать). Что мог - я выражал иногда в своих выступлениях в школах. Образование должно быть динамичным в смысле современности, и пронизанным нравственными ценностями. Если это совместить - тогда бы мы получили ОБРАЗОВАНИЕ. А так - получаются образовательные концепции одна глупее другой - вроде двенадцатилетки...

- Что вы думаете по поводу возвращения земли крестьянам-собственникам?

- Я писал об этом. Но повторю: земля должна находиться у земледельцев при обязательном условии эффективного  сельскохозйственного использования. Должны быть земельные комитеты на местах и Земельный банк, который прежде в России занимался кредитованием мелких земельных собственников. Нужно, чтобы земельный банк давал кредит для приобретения земли и инвентаря. А для того, у кого землю отняли (и он может доказать, что эта земля отобрана несправедливо) - таким крестьянам дать землю бесплатно. Пусть далее земельный комитет наблюдает за тем, чтобы эта земля обрабатывалась. Если земля не дает эффективной отдачи - отобрать у него землю!


«ОЛИГАРХИ – ЭТО ВСЕ, КТО ТОЛКУТСЯ НАВЕРХУ…»

- Следует ли привлечь Ельцина к уголовной ответственности?

- Я уже говорил, что указ о снятии с него какой-либо ответственности я считают позорным. О том, что происходили преступления, я тоже говорил. Олигархами стали почему-то звать миллиардеров. Простите! Олигархи - это все, кто толкутся наверху: это сто-триста человек, те немногие лица, которые управляют страной. И не только президент Ельцин, но с ним еще сотенка-другая тоже должны отвечать перед судом! Я уже сказал в интервью, что по-моему Россию надо спасать не в годах, а в месяцах и неделях. Мне лично пока видно одно: за время президентства Путина оздоровительных крупных шагов пока не сделано.


«ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЗНАЧИТ НАТО НА УКРАИНЕ?»

- Как вы смотрите на перспективу союза между Западом, НАТО и Россией?

- НАТО был создан как оборонительный союз  с условием, что он действует только при защите своих территорий. То есть - не действует помимо ООН, не действует на других территориях. А когда Горбачев отдал Восточную Европу, он постеснялся взять с них документ о том, что никакого расширения НАТО не будет. НАТО уже начал действовать вне своих границ. Северо-Атлантический союз заключает военное сотрудничество с Украиной и Средней Азией. Вы понимаете, что значит НАТО на Украине? Это означает, что через час после начала военных действий Северный Кавказ отрезан.

- Вы начали снова выступать по телевидению?

- На телевидении мою  программу закрыли, как только я сказал правду о прошлой чеченской войне. Мое выступление по поводу юбилея Победы записано пять лет назад: тогда его выпустили в эфир в незаметное время, а теперь снова показали.


«НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ – ЭТО СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА»


- Какая идея, по-Вашему, могла бы объединить российское общество?

- Когда начинают вырабатывать национальную идею по указу Президента - это балаган. Национальная идея должна естественно родиться. По-моему, нужно взять идею Петра Шувалова, который жил 250 лет назад при Елизавете. Он высказал идею: сбережение народа. Прошло 250 лет, и ничего новее нет. Мы умираем, мы уходим с земли!

- Если бы существовал институт настоящих людей, какими бы качествами они обладали?

- В своих книгах, в частности, «Россия в обвале», «Как нам обусловить Россию» я говорил об этом.


...«А сейчас, - обратился Александр Исаевич публике, - я хотел бы прочесть вам пару глав из «Красного колеса»...».
По залу пробежал нетерпеливый шелест.
Писатель взял листы рукописи.
В зале захлопали стулья.
Александр Солженицын читал, как матросы вели на расстрел адмирала, как нежно трепетали матросские ленточки…
Но это показалось собравшимся скучно.


Рецензии
Светлана, много восторга.
Хотя один мудрец сказал: не сотвори себе кумира.
Кстати, вы хотя бы прочитали В круге первом. Как вам?

Владимир Иноземцев   09.08.2020 23:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.