Замечательная религия. Фрагмент из книги И все ост

        Наверное, все помнят фразу товарища Сухова из кинофильма «Белое солнце пустыни»: «Восток – дело тонкое». Тонкую грань между прошлым и будущим обожествляют японцы в замечательной религии синтоизм. Чем же эта религия примечательна и замечательна? По целому ряду особенностей. Одно из них заключается в том, что это чисто японское изобретение и нигде больше не встречающееся. Синтоизм исповедуют только в Японии. И никакие другие религии, кроме буддизма, в Японии не приживаются. О разновидности буддизма дзэн мы немного поговорим чуть позже.

        Как общенациональная религия синтоизм зародился в VI веке. Слово синтоизм с японского переводится, как «Путь богов» (синто). В основе религии лежат анимистические верования древних людей в силы природы, в духов «ками», которые живут в камнях, горах, реках, деревьях. Так первобытные верования людей дошли до наших дней. Важное место в синтоизме занимает культ предков. Считается, что духи предков покровительствуют и защищают своих потомков. Верховным же духом считается богиня солнца и неба Аматэрасу Омиками. Видимо, отсюда и символическое   изображение солнца на государственном флаге Японии. А главное, духовный принцип синто предписывает верующим жить в согласии с природой и людьми. Разве это не замечательно? При этом такого христианского понятия как спасение в сито не существует. Каждый человек сам определяет свое место в мире своими чувствами и поступками.

        Правильным поведением в синто считается уважение к старшим по возрасту, положению, сочувствие к окружающим. Умение поддерживать искренние и дружелюбные отношения с окружающими людьми. И это не просто лозунги. Как свидетельствуют люди, побывавшие в Японии, они реально вбиваются в головы с раннего детства.

        Обратитесь к любому японцу на улице Токио с просьбой показать дорогу, и он сделает все возможное, при полном незнании вашего языка, чтобы помочь вам. То же самое и в магазине, кафе, любом другом общественном месте. Причем к персоналу (продавцы, полиция и др.), выполняющему эти функции по обязанности, тут же подключатся посетители. Складывалось впечатление, говорила моя дочь, будто японцы специально ждали меня, готовы бросить все свои дела, лишь бы помочь. Такое 
 внимание к человеку является нормой. Вообще, отличительная черта японцев – вежливость. Злом же считается все то, что разрушает гармонию мира, нарушает социальный порядок, мешает служению ками. Не в силах понять особенности синто, многие иностранцы считают: «Синто нельзя считать религией, а его святых – богами. Это набор поверий, обычаев, примет и обрядов. Единственная цель синто – укоренить верность издавна установившемуся образу жизни» (Сидней Кларк. Все о Японии, Нью-Йорк, 1961).

        Государственной религией Японии синтоизм стал в VII–VIII веках. По повелению Императрицы Гэммэй в 712 г. создается свод мифов всех народностей, живущих на островах. А в 720 г. записываются «Анналы Японии» в виде текстов наподобие священного писания. Шлифуются обряды, строятся храмы. Государственные храмы подразделяются на три группы. В первую группу включены семь святилищ, связанных с богами императорской династии. Во вторую семь храмов, имеющих наибольшее значение в истории и мифологии. В третью восемь храмов влиятельных клановых и местных богов. Список этих храмов был официально утвержден в 1087 г.
Надо сказать, что современные и древние синтоистские храмы красивы не только с позиций своеобразных эстетических представлений японцев. На них стоит полюбоваться и просвещенным европейцам. Они гармонично вписываются в природный ландшафт и дополнят его.

        Мне представляется, что менталитет японцев, в течение веков складывающийся под влиянием синто, приобрел такую замечательную черту, как углубленное понимание прекрасных черт природы. Только японцы могут часами любоваться видом обожествляемой горы Фудзи. Только японцы могут с упоением и невероятно долго наблюдать цветущую сакуру (праздник «ханами»), удобно расположившись под цветущими деревьями, луну («цуками») и т.д.

http://samlib.ru/editors/j/jurowskij_jurij_georgiewich/
 Полная версия.


Рецензии