Даниил Кравченко Отроческое воспоминание об отце
С самого раннего, то-есть еще с дошкольного моего бытия, я всякими хитрыми, как мне казалось, уловками, в подавляющем числе случаев пытался «улизнуть» от посещения собраний верующих, которые проходили в поселке Найденовка в г. Мариуполе (ныне это «Дом молитвы Христа Спасителя"; Комсомольский бульвар, 11) в маленькой душной, акустически глухой, комнатушке, заставленной длинными твердыми скамейками, на которых вплотную друг к другу сидели прихожане.
И когда отец говорил «Слово», я отчетливее слышал урчание в желудках вокруг меня сидящих братьев и сестер, чем его проповедь, доносимую им до ушей слушателей тихим, внешне как бы однотонным, без амплитудной залихватской ораторской модуляции, голосом скромного проповедника.
Отзывы еще живых его сподвижников и «учеников» позволяют мне утверждать, что проповеди его были хорошо аргументированы, без лишнего пустословия и бесконечных повторов. Сейчас же, не располагая ни одной из них (рукописной или опубликованной в журналах), подвергать какому-либо анализу то, что в виде отрывков мною еще помнится, бесперспективно.
Если бы даже случилось чудо и ныне, то-есть по прошествии многих десятилетий, мне удалось найти его архивы, то и они ничем не могли бы мне помочь! Потому, что я точно знаю: отец никогда полный текст проповедей не писал; он в большей степени руководствовался известным принципом: «… Не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый».
Конечно же, краткий, понятный только ему, план проповеди он составлял. Его наметки к ней обычно «умещались» на одной восьмой от школьного тетрадного листа в клеточку. Да и то, на этом крохотном кусочке, в основном были указаны лишь ссылки на библейские тексты, которые он, максимально приближая к глазам Библию карманного формата, зачитывал или же излагал по памяти. Вне всяких сомнений, будущую проповедь он тщательно обдумывал многими вечерними часами, при этом требуя от домочадцев соблюдения режима максимальной тишины. Но привычки дословно писать текст речи, у него не было!
Думаю потому, что процесс написания рукописного текста тормозит «полет» мысли и утомляет душу, сердце и пишущую руку. К тому же не только при написании конспекта проповеди, но особенно при её воспроизведении перед слушателями! Трудно объяснить почему, но чтение текста с листа весьма существенно «обедняет» как содержание проповеди, так, и это главное, авторитет, «величавость» и значимость самого проповедника! Да и уважение к нему заметно падает (читать то умеют практически все!). Ведь известно, что доверие слушателя возникает лишь при общении глаза в глаза! Если оратор опускает взгляд или отводит его в сторону, да еще и руками описывает весьма сложные пространственные, сотни раз повторяющиеся "образы", контакт со зрителем теряется, что, раздражая слушателя, сильно ухудшает качество восприятия содержание проповеди как таковой.
Каждую свободную минуту времени отец посвящал чтению Библии, но я, даже постоянно видя это, читать её «запоем» не рвался. По многим причинам! Возможно, из-за исключительно микроскопического, местами слегка смазанного типографского шрифта!
И хотя даже сегодня, спустя более 70 лет, я могу такой шрифт читать без очков, но все же предпочитаю чтение Библии с крупным шрифтом, желательно иллюстрированной хотя бы штриховыми картинами всемирно известных художников и т.п.
Но в те годы, если честно и откровенно, чтение Библии мною воспринималось без особого энтузиазма, в основном - как скучноватые повести для взрослых, смысловое и иносказательное содержание которых не до конца понимал! Да и сейчас далеко не все понимаю, особенно в посланиях апостола Павла. Что не удивительно! Ведь неспроста апостол Петр, говоря о его посланиях, пишет: «…В которых есть нечто неудобовразумительное»! А, например, понять и согласиться с утверждением: «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день", - доныне не могу.
У отца было не так уж много книг, но все же он иногда на несколько вечеров приносил книги, изданные еще в 19-ом столетии. Среди них попадались книги с короткими рассказами с интересными сюжетами, которые я с наслаждением мог перечитывать, пытаясь вникнуть в их суть, помногу раз.
Иногда отец усаживал меня напротив себя за одним столом и начинал читать всякие страшные библейские истории, прежде всего те, в которых строптивые безбожники стопроцентно должны были гореть в вечном аду. Затем он задавал мне всякие вопросы. Мои ответы очень часто его не устраивали. Начиналось углубленное рассмотрение заданного вопроса. Я, дабы не «обижать» отца, в течение многих лет лишь мычал и поддакивал ему, но когда подрос, то стал возражать, начал задавать ему встречные вопросы, на которые он, за пределами библейского дискуссионного поля, не прибегая к ссылкам, вразумительного ответа, как мне казалось, дать не мог, что его невероятно огорчало.
Убежден, что он расстраивался не вследствие отсутствия «научных» знаний, а от моего малоумного неверия и неутолимого стремления для любого библейского «чуда» найти материалистическое объяснение. Он начинал волноваться! Ему не удавалось скрыть свою беспомощность в борьбе с подрастающим грешником. Тогда я под любым предлогом, не извиняясь и не демонстрируя свою «победу», пытался тихонечко уйти куда подальше, мучаясь, что доставил своей строптивой неразумностью ненужные неприятности, усложняя и так беспредельно тяжелую жизнь отца и его семьи. При этом я мог долго мучиться, до слез терзаясь сильными угрызениями совести, но не более того.
Вот, например, краткое содержание одной из наших бесед! После вводной части, отец спрашивал:
- Согласен ли ты с книгой Бытие, в частности, со словами: В начале сотворил Бог небо и землю; И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их; И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: д е н ь ш е с т о й... И т.д. Но если ты не согласен, то что мешает тебе поверить в написанное?
И тут я пускался во все тяжкие! Вначале осторожно, бережно, ни в коем случае не пытаясь «загнать» отца в угол, минут 30 мычал, подбирал слова и др. А он, как бы поверив в пробуждение веры у сына своего, начинал все более активно мне возражать и доказывать свою точку зрения. И тут я не выдерживал! Отбросив всякое дипломатическое фарисейское двуличное «сюсюканье», я задавал, как мне тогда казалось, свой неотразимо победный вопрос:
- Ну а кто же создал Бога?
Как правило, после такого вопроса, он, глубоко страдая и шепча про себя молитву, прикрывал глаза рукой и в такой позе как бы замирал! Я же, понимая, что доверительная, на грани дружественной, аудиенция закончилась, бесшумно поднимался и убирался восвояси…
Зачастую в таких случаях я глубоко страдал и сам, понимая, что расстроил отца, но и фарисействовать до бесконечности уже не мог и не хотел!
Опуская множество подробностей, замечу, что и до сих пор у меня нет никакой ясности как преодолеть затянувшийся гносеологический тупик: ни материалисты не могут ответить на вопрос о происхождении материи, энергии, пространства и времени, ни верующие, которые, как правило, приходят в неистовое состояние от встречного вопроса: «А кто создал Бога?»
Вывод.
1. Отвергать существование Единого Вездесущего Бога – нерассудительно и нелепо! То-есть, с определенной вероятностью следует признать, что он существует! Допустимо принять за отправную точку рассуждений то, что он существовал вечно, т.е. никто его не создавал! Ну, а какую роль Он играет в духовной жизни человека, особенно с учетом того, как многие считают, что Бога «создал» человек «своим сознанием», – это и так понятно!
2. Целесообразно согласиться, что материя существовала вечно! Т.е., вопрос типа: "Кто создал материю???", - исключить! Все мы видим и знаем, что безгранично сложный, но реально существующий материальный мир, уже миллиарды лет живет и здравствует! И будет существовать еще бесконечное число раз по столько же! Утверждать обратное – нерационально и бесперспективно!
И что же в сухом остатке? Ничего не остается другого, как принять ныне существующий миропорядок, когда церковь отделена от государства, а государство, хотелось бы надеяться, будет реально отделено от церкви, никоим образом не вмешиваясь в полезную духовную её «работу»!
Даниил
Одесса
вторник, 9 мая 2017 г. 08:30:00
Свидетельство о публикации №217050901397
Татьяна Евсюкова 29.08.2021 04:55 Заявить о нарушении
С искренней благодарностью мною восприняты Ваши "замечания", пожелания и мнение об отце моем! Душевно тронут!
Ваше творчество мне нравится! Оно пронизано любовью, мудростью и грустью! Без неё, увы, никак! Время несется неумолимо и мы, вопреки нашим желаниям, необратимо летим в преисподнюю...
С добрыми пожеланиями и трепетной благодарностью за понимание моих чувств,
Даниил. Ск.
Даниил Кравченко 3 29.08.2021 14:51 Заявить о нарушении
Татьяна Евсюкова 29.08.2021 15:42 Заявить о нарушении