Смычка
1975 год. Четвертый штурман т/х "Эгершельд"в моем лице начинает медленно покрываться ракушками и совсем уже оперился и встает на крыло - появился опыт и уверенность в своих силах и все бы ничего, работай, дерзай в меру своих возможностей - дудки! В начале сентября приходим во Владивосток и следом приходит предписание - смычка города и деревни священна и нерушима и посему от вашего судна надлежит...Вызывает к себе кэп, вызывает официально, по громкой связи, но ничего не ёкает в селезенке и моих кишках и не предвещает беды. -Василий Васильевич! На вас возлагается большая ответственность и я, как капитан, и помполит и экипаж в целом, надеются что не подведете ....и я начинаю медленно парить в воздухе от собственной важности! Зря. В селе Шмаковка солидный совхоз - побратим нашего управления "Востокрыбхолодфлот", они нам свежие овощи и прочий "сельхознавоз" - мы им кормовую рыбную муку для живности. Пригородный поезд. Бригада из пяти варягов едет в Шмаковку и в бригадире все кипит и пузырится - меня! Меня, дипломированного спеца, как простого ( от возмущения даже не могу подобрать слова) - и в колхоз! Все! И карьера и амбиции - все прахом. А сотоварищи - электрик и моторист с двумя матросами, в отличии от меня, бодры и веселы. Средний морской оклад идет - идет! Надбавка и выслуга тоже - а природа, ягоды-грибочки, цветочки-девочки! Пять часов езды и к вечеру мы в Шмаковке - пока находим начальство и оно сплавляет нас к агроному, тот в свою очередь бригадиру полеводческих звеньев...наконец идем на постой к Парфенихе - тетке за полтинник, гонит самогон и крепко сидит на крючке у местного участкового. Вышла на крыльцо вся квадратая как комод: - "Кроватев у мэни нет, тильки комната!" И бригадир ведет нас почему -то в детский сад, подбирать койки. -Ну и куда мы ноги денем в сей колыбели - рычу я, еле сдерживаясь: тогда уж выделяй на каждого по ночному горшку для полного счастья! Наконец нашлись раскладушки , а с легкой руки нашего Ромы-электрика, который захватил с собой пару банок пресервов иваси, появились и подушки-одеяла. Пали замертво - так все устали. Зато на утро! Настоящая хохлятская яишница на сале, да с лучком-укропчиком ждала нас на столе в саду и Парфёниха, порхая вокруг нас, успела за завтраком рассказать нам все свое житье-бытье...Оказывается,когда еще в прошлом веке Столыпин пообещал украинским крестьянам землю и достаток в здешних краях - мои предки, дед с бабкою и многочисленной родней, двинулись на Дальний Восток. Пароходами через Одессу шли целыми деревнями и селами в поисках лучшей жизни люди в ту далекую пору, потому и Шмаковка - все что осталось в памяти от "ридной Украйны" , да фамилии и язык.. много в Приморье сел и деревень с причудливыми гоголевскими названиями....А вот и начальство пожаловало! Поинтересовавшись, нет ли среди нас спецов с крестьянским уклоном, сразу потеряли они к нам интерес и понеслась сельская трудовая житуха. Чем только мы не занимались: дергали кормовую свеклу и турнепс, выгребали навоз из коровников на тракторные тележки, лопатили на току зерно и овес. В конце концов агроном сплавил нас зоотехнику, а тот ветеринару. Кульминацией был процесс осеменения телок-первогодок - или все-таки оплодотворения, вот как-то я путаюсь в терминологии биологии, которую уже смутно помню из школьной программы. Все выглядело прозаично и деловито - телка-молодушка загонялась в коробку, голову скобу, хвост на бок - три минуты и оно уже "заряжено и на сносях".Это был то ли шприц, то ли клизма - и вот держу я очередную молодушку за рога, чтоб не брыкалась и не нанесла увечье своей интимной части в "процессе таинства соития", держу весь в телячьих нежностях и слюнях и размышляю...Ну ладно,секса в нашем образцовом социалистическом обществе никогда не было и нет, это уже свершившийся факт, но чтобы братья наши меньшие вот так! А как же любовь и прелюдии с молоденьким бычком на ночном пастбище при полной луне - и тогда счастливая телушка глядишь и разродится кучерявым теленочком со звездочкой на лбу, спустя положенное время, и станет законной коровой-мамой. А тут просто конвейер какой-то...Ай-яяй! Кончилось мое терпение и вечером иду я искать правду - у силосной башни директор совхоза в обыкновенной фуфайке и резиновых сапогах кроет сочным и вкусным матом своих бригадиров за сегодняшние огрехи, народ помалкивает и согласно шмыгает прокуреными носами. - Ну чего тебе, флотский - излагай? Слушает. Молчит и жует свои запорожские усы. -Все? Сынок, да вся твоя зондер-команда мне и на хрен не нужна, поверь! Горком, партком шлют вашего брата откуда только можно - а толку! Мне спецы нужны - спецы, а ...и махнул в сердцах рукой. -Придумали понимаешь - смычка -случка, город и деревня - братья навек! Вот скажи мне, завтра-послезавтра прибывает целый курс медучилища из Уссурийска на картошку - ну и где мне их расселить? И без них тоже ни как - ты командир наше поле картофельное видел-нет? -Да уж, впечатляет - начало только видел, а вот конец-то у этого поля есть , или он уже в Китае. -Тьфу на тебя, хер морской! -А можно я во Владик съезжу, в контору - а, пан-директор? -Да поезжай, только правды не найдешь, парень....В ночь с воскресенья на понедельник еду во Владивосток в надежде вырваться из этого колхозно-навозного заключения и плена. В отделе кадров устраиваю полнейший разгром, благо терять мне нечего - и тут подарок судьбы. Наш зам по кадрам неосторожно спросил, чем же все-таки мы там занимаемся, и я обреченно начал рассказ о телячьих нежностях и превратности любви - все пятеро сотрудников во главе с начальником ухохатывались до почечных колик,держась за животы, а испуганная секретарша смотрела на меня своими глазищами, как на злодея-извращенца и что творилось в ее голове, можно было только догадываться! В конце концов, утерев слезы и сопли, начальство построжело лицом и бровями...-Ну полно! Теперь всерьез - я тебя включаю в состав экипажа дизель-электроход "Гранитный", приходит с новостроя из Калининграда, понятно? -Не верю, обманете. -Ну ты и паршивец! Хорошо, вот пишу тебе направление: Вершинин В.В. назначен в качестве третьего помощника капитана на д/э "Гранитный" - подпись,печать. Держи и позжай-ка ты в Шмаковку к вашему орденоносцу - вам и осталось-то всего неделя с небольшим, успеешь. -Как орденоносцу? - Да директор совхоза Гуревич, Герой Соц. труда - не знал? -Как! Вообще-то он круглые сутки в фуфайке и кирзачах ходит , а ругается матом так, что наш боцман с "Эгершельда" супротив него - просто мать -Тереза. -Ну это Степан Георгич может - не отнять,бывший старшина особой бригады морской пехоты на Халхин -Голе может и не такое.И тут на радостях я чуть не порушил свое светлое будущее ... завтра ждет Георгиевич курс медучилища из Уссурийска на картошку.Да-а? А оплодотворение не намечается ....и присутствующие падают на и под столы ,рыдая и плача в конвульсиях смеха. -Ой парень, однако зря я тебе дал сейчас направление - а если ты сгинешь в этом студенческом "медкурятнике",а?! -Да ни за боже мой! Да я готов поклястся на уставе ВЛКСМ... или даже на Библии, если она у вас есть! - Иди! Иди клоун и помни - твоя карьера в твоих руках! Уходя, я еще слышал , как дребезжали стекла на окнах нашего отдела кадров от визга и хохота тамошнего люда и спустя положенный срок колхозной ссылки, начался новый виток в моей жизни - меня ждал новый пароход... И вот прошло с тех пор чуть более года. Внутреннее Японское море - таково полное название "лужи" между островами Хонсю и Кюсю.Зима. Начало декабря, но здесь вполне комфортно и даже тепло. Из древней Осаки мы снялись на юг - следующий порт у нас Фукуока. Русские, привыкшие к воле и просторам, зажатые узким фарватером и в полном грузу, мы ползем еле-еле между буями и бакенами в плотном потоке разнокалиберных судов и пароходов - впереди круизный лайнер в огнях и музыке, за нами шведский балкер с какими-то "железными дровами", да еще каждый час проходят огромные железнодорожные паромы с острова на остров и ты просто обязан уступить им дорогу. Командир наш собран, спокоен , немногословен - редкие команды в тишине рубки отдает спокойным отчетливым голосом: -руль лево десять, ложимся на курс один-три-восемь. Рулевой матрос обязательно "репетует" команду капитана громко и отчетливо - все поняли и приняли. Не знаю как у мастера, а у меня уже вся спина мокрая от напряжения...В 4 утра сменил меня, а заодно и капитана, наш старпом - сплю вроде бы и глаза закрыты, а огни буев стоят передо мной: левый-красный, правый зеленый, левый -крас....проваливаюсь в сон и все равно - красный-зеленый, зеленый-красный и ты должен провести 150-метровую тушу парохода между ними! 11 утра или дня и 6-7 часов сна вполне за глаза для молодого второго штурмана - сполоснув заспаную рожу и пригладив перья на голове, смотрю придирчиво на себя любимого в зеркало...а надо бы бороденку поскоблить паря,а? Надо, да и кэп может и просто размажет тебя "ревизор" по столу в кают-компании при всех - ой, как может! Вздохнув обреченно, бреюсь. Обед. Это священнодействие, к которому надо привыкнуть - ну просто какой-то Ватикан! Входишь в кают-компанию и просишь разрешения у капитана на присутствие твое в сем благородном собрании - командир кивает тебе благосклонно и многозначительно и ты чувствуешь задницей и хвостом своим, который вдруг вырос и тебе хочется им повилять - в фаворе ты нынче или надо готовить мыло для той же задницы. С той сопливой поры я привык к тому, что "пистон" в попу тебе обеспечен всегда - а вот хвала и медали крайне редки. Обедаем. Все буднично - и щи, и котлеты и компот...и вот мы плавно втыкаемся носом парохода в мягкий ил и валимся на борт. Капитан бледнеет на глазах, но встает спокойно и выходит. Конечно все побросали свои тарелки и чешут на палубу - я и старпом в рубку. Пролив Симоносеки между островами Хонсю и Кюсю вообще представляет собой, как говорит старпом, половую узкую щель - и думай как хочешь, то-ли "половая", то-ли просто половая. И еще течение и приливы наносят постоянно ил и песок из Японкого моря. Сыпятся команды одна за другой: - ревизору в носовой трюм, отследить возможную течь и пробоину в корпусе, старпому на телеграф - машине полный назад! А в трюме у меня красная икра в 25-литровых бочонках для фирмы "Тамаци" в Фукуоке и Нагасаки - пропал бурят, ой пропал! Посадят за такую кучу деликатеса и сидеть придется долго, уж лучше бы я стал трактористом в родной деревне после школы. Ил. Вязкая, почти болотная каша и мы, виляя кормой, выползаем из отмели и наш третий штурман отделался икотой и несварением желудка от своей оплошности, а скандинав, что шел за нами, изрек равнодушно в эфире: -Нормално ррэбьята! Все карашо, бутем жить! Оказался эстонец капитаном на "Эстрён-фрик" шведской судовой компании - летучий голландец по жизни и морю. И действительно - все хорошо и мы не порвали днище парохода о камни...Порт Фукуока. Наконец мы у причала и тут я спокоен - фирма "Тамаци" имеет безупречную репутацию и порядок и, дисциплина при выгрузке будет на высоте. А теплынь стоит и совсем не декабрь и наши моряки собираются в город - йены в кармане и впереди море удовольствий за ваши деньги.И вот тут начинаются вещи просто невероятные - на борту суета и грузчики ставят наш товар из трюма прямо в рефрижераторы и вдруг я слышу в трюме матюки, наш родной и всеми любимый до тошноты русский мат, только с сюсюканьем и японским акцентом. Я аж замер с накладными в руках - такого "сю-сю" еще слышать не доводилось, кто? Длинный и тощий японец с железными зубами, увидев, что я открыл от удивления свою "варежку", начал мне кланятся, как у них принято: - Я русика знаю, я русика был! И вот как наш мир тесен - Аки Сагава, бывший унтер Квантунской армии осенью 1945 года попал в плен. Лагерь, пересылка, потом еще лагерь - этот дядька прошел все прелести советского гулага и в Улан-Удэ строил дома и дороги, сплавлял лес по Уде и Селенге. Бараки, зверский холод и потеря зубов, еще не самое худшее в моей прошлой жизни - мы говорили с ним вечером у меня в каюте и пили русскую водку вперемешку с сакэ. Бригадир грузчиков Акати Сагава в плену звался просто Катей и в последние годы передвигался свободно и без конвоя, да и бежать особо не куда - кругом тайга и главное женщина, простая русская женщина с простым именем Маша, или как он говорит - Мася, Масенка приютила, а потом и сама прилипла к "японской оглобле" Катьке. А в 1953 году их недолгое счастье закончилось , как и плен - Акати Сагава отбыл на родину в Японию. Жалеет сейчас - здесь он изгой после плена и до сих пор не женат, снимает комнату и с грустью вспоминает свою Масенку....Узнав, что я сам родом из Бурятии, засуетился и загорелся передать весточку Маше: -Она там, там живет, я знаю, я чувствую! Это на Дивизионке в бараках - я тебя очень прошу, найди и предай... -Ты ведь ни адреса не помнишь, ни фамилии её и даже фотографии наверняка нет. -Нет. Что же я наделал, а ведь просила остаться тогда моя Мася - не решился... Все-таки собачья должность у второго помощника капитана, сидишь рядом со своей будкой и караулишь хозяйское добро...Наши все поехали на экскурсию в Нагасаки, заказан автобус и все проплачено - на борту только вахта и я. Груз висит тяжким бременем на моей шее и его надо сдавать "Тамаци" весь, до последнего бочонка, а ведь хотел побывать - если не в Хиросиме, так хоть в Нагасаки. 30 лет назад оба города были стерты и размазаны атомными игрушками под кодовым названием "Малыш" и "Толстяк".... Не повезло - не повезло мне, а уж как жителям этих городов неповезло - один бог знает. И сказывают, есть до сих пор стена жилого дома или простого здания - при вспышке взрыва на ней остался отпечаток силуэта человека...он сгорел мгновенно и в одночасье - стена оплавлена, а силуэт - единственная память о безымянном клерке префектуктуры Нагасаки.... Прибыл народ с экскурсии, прибыл поздно вечером и все кинулись сразу на камбуз - в дороге кормежка не была предусмотрена, а свою, кровно заработанную валюту-йену, тратить на собственный желудок ни кто не захотел. Сидят, мать их, трескают макароны по-флотски! Пытаюсь распросить, что там и как. -Да обычный город, построек много свежих и новых. -А атомная бомба? -Да там памятник стоит, а вот мохер дешевле намного, чем в Осаке и Фукуоке и набрали все - цветная пряжа шла влет на барахолках Находки и Владивостока, а двести тысяч жизней простых японцев, что ушли в небытие в 1945 году, это уже просто свершившийся факт истории, не более. Так я ничего и не выпытал толком, а на следующий день капитан отпустил меня с двумя матросами в город: -Что не поехал в Нагасаки, это правильно - слишком многое напоминает о гибели тысяч простого люда, тяжелый город. А ты ревизор, сходи пива попей и зоопарк здесь богатый - проветрись. Зоопарк! Мне еще только карусели и мороженого не хватало... Вернулись рано и вовремя - капитаном порта Фукуока объявлено штормовое предупреждение и нам рекомендовано выйти на рейд - очередной тайфун тащит с юга непогоду. Отошли. Встали на оба якоря в шести кабельтовых от причальной линии порта - имеем по пять смычек якорь-цепи в воде, ждем. Не совсем понятно, зачем оба якоря - хватило бы и одного, но мое мнение игнорируется презрительным молчанием капитана и я затыкаюсь. -Иди уже, отдыхай, ревизор - ночь будет тяжелой: -обронил командир. Моя вахта с 00.00 до 04.00 - и вот началось! Завыло - завертелась и закружила по рейду и акватории порта "свадьба чертей и морских драконов" - все суда вытянулись в тугую струну на своих якорях и клочья пены по волне и бешенный ветер и только слабые огни соседних пароходов говорили о том, что мы еще не в аду - тайфун уже здесь! Прошел час. Жалобный стон и скрежет якорных цепей и тяжелые, увесистые удары волн по корпусу парохода держат всех в рубке в тягостном напряжении - капитан, лишь обронив -звони,если что - уходит к себе. В эфире радиостанции неспокойно, даже тревожно и какафония из слов и фраз на различном наречии и языке,заставляет вздрагивать и прислушиваться - кто же там, о чем говорят и чем живут странники волн и ветра сейчас,сию минуту ? И вдруг, громко, где-то совсем рядом: МЭЙДЭЙ-МЭЙДЭЙ! МЭЙДЭЙ-МЭЙДЭЙ! - истошным голосом завопил на ломанном английском международный сигнал о помощи малазийский лесовоз,захлебываясь и перескакивая на свою родную тарабарщину и повторяя снова и снова. Плохо дело - надо кэпу звонить, а по коже мурашки - впервые слышу SOS в жизни, вот как это бывает. Капитан, схватив бинокль, кричит: -хватай второй и смотри впереди по левому борту - я беру правый, этого "дровосека" тащит прямо на нас и точно! Через какое-то время темную громаду лесовоза медленно и беззвучно пронесло мимо нашего борта метрах в 100, не больше и пароход расстворился в темноте по корме, вопя и стеная о помощи в эфире. Прикуривая дрожжащими руками,командир произнес как-бы между прочим: -Поленился капитан на малазийце встать на оба якоря, вот и сорвало его - успеет запустить двигатель и уйти в открытое море, подальше от берега - хорошо, не успеет - разобьет о причалы. Вот так-то, парень - и хлопнул меня по плечу. А мои уши наверное горели и светились в темноте от стыда по поводу якорей и смычек, и в голову лезли мысли о смычке города и деревни -такая каша! -Ну ладно - бди и звони, ревизор - пойду прилягу. И снова мы вдвоем с рулевым матросом против шторма один на один...Смена. Не стал я старпому рассказывать про лесовоз, лишь пожелал спокойной вахты и спать. Днем все оказалось не так уж и мрачно,подтих ветер и тайфун сейчас мчался галопом к родному Владивостоку, а порт Фукуока и пароходы, и мы считаем потери - сорваны кое-где крыши домов и повалило портовый кран на причалах и нам приходиться ждать очереди на рейде - а вот лесовоз ушел, повезло бродяге и вскорости должен вернуться снова под выгрузку. Вот и мы через пару-тройку дней уходим в зиму - на север. Впереди порт Вакканай....
Рецензии