Обычный рейс

=   Обычный    рейс   =                Домой!                Завтра проходим пролив Лаперуза, а там до родного порта всего ничего...Сижу зарывшись в коносаментах и накладных как крот  и пытаюсь все это систематизировать и собрать в кучу. Я второй помощник капитана и моя "погремуха", как и у всех вторых штурманов на Дальнем Востоке  -  ревизор. Почему ревизор  -  как-то не задумывался, хорошо хоть  не кладовщик, поскольку я отвечаю  за груз на борту своего дизель-электрохода "Гранитный",который мне очень симпатичен и любит меня как и я его, если можно любить  железный ящик  полторы сотни метров длинной. Сегодня 10 ноября, ужастно длинный и тяжелый рейс, а ведь вышли мы из Владивостока еще в июле и споро и весело покатили тогда на юг со снабжением для нашей китобойной флотилии "Дальний Восток". Тропики, экватор, Малакский пролив и через месяц где-то вышли в район острова Кергелен к китобоям. Насмотрелся я на эту кухню и бойню до сыта  -  ночью китобои  сдают свой улов на базу,а днем  от исполина в 20 с лишнем метров длинной остается только скелет  -  все идет в производство :  жир,мясо,кожа,голова  - отходов почти нет.За две недели стоянки у борта матки - китобойной базы "Дальний Восток" ,познакомился я  со своим коллегой   -  ревизор базы рассказал много  интересного...Где-то там в  огромной башке кита есть странная штука  -  спермацет, жидкость без цвета и запаха, но крайне ценна  для медицины, фармацевтики  и парфюмерии...под охраной чуть ли ни у капитана в каюте.                Мясо китовое напоминает что-то среднее по вкусу между бельевой веревкой и старой лошадью на пенсии, которую забыли пустить на мыло. Вот это мясо , темно-красное,волокнистое, почти черное - грузят нам на борт.Повезем в Австралию, оказывается капиталисты делают из этой "резины" вполне удобоваримую  телятину  -  что-то убирают, что-то добавляют, термообработка,химия, реклама    -   сам пробовал, приятный на вкус стейк говядины,свинины и даже баранины. Не видел бы в живую  - ни за что бы не поверил.Через неделю мы заходим в Австралийский порт Аделаида под выгрузку  -  оказывается август у них , это наш февраль  -  холодно, сыро,шторма и постоянно льет и сверху и дует с низу  -тоска...лучше б морозец под -5* =7*,снежок как у меня в родной деревне,которая сейчас вверх ногами  - ох и занесло же меня черт побери,дальше только Антарктида!                За это время я успел подружиться  с нашим радистом, который старше меня на целых 15 лет, но по сути молод и, как говаривала моя  бабушка - "в поле ветер - в жопе дым", ребенок в центнер весом  и юмор на троих. ...Судьба его ужастна и и прошла  просто по краю лезвия бритвы,честное слово.                ....Родился я в аккурат РождествоХристово,седьмым по счету  еврейским ребенком .Война. Отец убит в первые дни и нас всех гонят в неметчину...Это мне рассказывает  уже моя приемная мама-Дуня     -   видимо моя родная мать поняла в тот момент, что мы идем в никуда всей семьей и в конце белорусской деревеньки выбросила меня в канаву, в кусты  - в слепой надежде, что я вдруг выживу.Мама -Дуня  все это видела,бросилась спустя какое-то время искать   - а там кучерявый мальчонка в рубашке сидит на траве голой попой и лягушек ловит.     Сердце зашлось ....! Притащила домой, стала отмывать....на спине паспорт, написанный химическим карандашом   -  Коста Шеффер, год рождения, Львов ...улица.У  мамы Дуни своих двое, только постарше  -  а где двое, там и третий...                Так я стал Костей Бялык.                ...Кончилась война, школа, первая любовь, радио кружок...пришло время узнать кто я на самом деле. Армия и попал я в Заполярье, морская авиация ,радист и жесткая школа для сопливых малолеток ..вышел я на дембель  1964 год   ...и начал я копать, копать и копать...Львов , кирха и старый чудом выжимший равин или кто.В церковной книге   -имена, даты, мама, папа, братья и сестры.Запись лаконична и скурпулезна   -  старшие МАЙДАНЕК ...младшие  -САЛАСПИЛС. Конечно я бы и дальше копал и копал бы  и докопался какие огороды удобряли в Германии пеплом из моих сестер и братьев, но! Но вмешалась власть  и в один прекрасный день  вызвали меня в Белый дом  и вежливо  донесли до моих мозгов - вежливо -  не стоит ворошить прошлое товарищ Щеффер  -мы все о вас знаем ! Так вот  товарищ Бялык -Шеффер   ....в нашей стране евреи живут  в Биробиджане..., а плохие евреи живут в Магадане  .   Константин Шеффер ...Котя или просто Кот- Бегемот живет теперь в Приморье и паталогически  ненавидит немцев и все что с ними связано.                Вечер. Идем с кэпом в полицейский участок Аделаиды выручать  радиста  после очередного дебоша.Хорошо  наш капитан сам прошел войну в Новороссийске от матроса до командира торпедного катера. Дежурный офицер  участка здоровенный мужик с рязанской рожей и на бэйджике у него -"Майкл Сорока".По-русски говорит  совсем плохо, но нас понимает.Разговорились....Дед мой,Михей Сорока,после революции бежал,как белогвардейский казак атамана Семенова, в Харбин, потом дальше и дальше...Австралия. Женился. Родился мой отец...потом,после войны и я.О своей родине почти ничего не знаю. -Что там с нашим радистом-то?  -Подрался с немецкими моряками и навешали ему,будь здоров!...Привели Костю  -  жалкое зрелище, нос-слива,губы-пельмени и глаз заплыл. Попрощались с полисменом  -  в общем-то неплохой мужик, хоть и дед у него "семеновец"...молча идем домой,благо порт рядом.Капитан у каюты радиста: -Значит так "Констинтин"! У тебя нынче две партизанские тропы  -  из каюты в сортир и в радиорубку,понял? Не дай бог выползешь на палубу с своей разбойничей рожей  -  кастрирую! Костя молча уходит зализывать раны.- Как я его понимаю...пойдем ревизор хлопнем по стопке,на тебя ведь бомбы не падали!                Через пару дней загрузившись мороженным мясом ламы,кенгуру и австралийской баранины, мы уходим на север домой.Весь этот бозарно-рыночный бартер мне не совсем понятен  -  мясо кита, на мясо кенгуру  -  на верху видней,главное идем домой.Идем  тяжело и долго  -  шторма и ветер все время по морде, но ведь домой!           Подходим  к Японии...море Дьявола и бывалые моряки знают это место  -  если проткнуть глобус спицей через центр Земли, то море Дьявола выйдет аккурат в Бермудский треугольник.Жуткое место ,которое на морских картах обозначено многими крестами погибших кораблей.Наконец родные берега   -  Курилы ,Камчатка...      Идем на самый север - Чукотский полуостров,бухта Провидения,порт Эгвекинот...выгружаемся и так до самого Петропавловска-на-Камчатке  -везде по-маленьку.                Наконец -то пустые трюма и берем в Петропавловске груз мороженной рыбы   -   хек, палтус,горбуша,кета...и домой! Домой!     Голова уже идет кругом  и накладные  не лезут в неё, хоть убей... Но вот чувствую , сбавляем ход и поворачиваем....что за черт!  Бегу в рубку   -  у третьего штурмана растеряное лицо...кто,что,почему?           -Вот пришел капитан,распорядился поворачивать на обратный курс. -И Все?  -Все....молча ушел! Спешу в радиорубку,вот уж там должны знать все  -  Кот-Бегемот пьет чай с баранками,блаженно жмурится  и невозмутим, как сто китайцев вместе. -Не томи Константин, что за фигня,домой ведь шли?  -А ты помнишь ревизор, как мы отмечали Ноябрьские? - Ну раскатали пузырь Смирновки на троих и все! - А вот на краболовной базе "Октябрьская Революция" все кончилось тем ,что "раскатали и порезали " на праздники 20 штук народу,секешь? Готовь трюм ревизор,похоже  теперь у нас будет  свой небольшой погост. По громкой связи  меня вызывает капитан.Стучусь. -Прошу добро командир! - Значит так Василий Васильевич, готовь четвертый трюм  -  через пару часов берем небольшой груз. -Да у меня в один трюм двадцать гробов не поместятся мастер! - Ты обалдел помощник, какие гробы!!! - Да вот,радист....-  Снова Шеффер! Ну я этому еврею  когда-нибудь яйца оторву точно! Два "цинка"понял, два! Поставишь сверху на рыбу, всего делов-то... и давай-давай,шевели "батонами", скоро подойдем  -  и так уже пять часов потеряли! Бегу....                Есть такая контора во Владивостоке  -  называется "Дальморепродукт"...переработка любой рыбопродукции в любой части света и в этой конторе в основном  плавучие монстры под 300 метров длинной, где есть все для работы, жизни и существования   -  цеха,фабрики,кинотеатры и госпитали, а главное экипаж   -  700-750 человек и из них 600 -женщины.Почему-то считается что женщины терпеливей и усердней нашего брата-мужика при обработке крабов, гребешка, креветки,сайры и всего остального. А рейс -то  6-8 месяцев!                Подходим,швартуемся к "Октябрьской Революции"  -  принимаем в четвертый трюм  два цинковых гроба с окошечками у лица,оформляю документы ... Разговорился с  вторым штурманом плавбазы   -  что, да как...-У нас ведь как какой-то праздник - головная боль и вся Санта-Барбара просто "отдыхает".Седьмого ноября после смены бригада рыбообработчиц отметила праздник и одна из них пошла к своему мужчине,ну так скажем  -  гражданскому мужу,для продолжения банкета. А он злодей кувыркается  в это время  с её же подружкой  в своей каюте...          Потрошила она их  обоих на совесть   -   вся каюта в кровище,даже потолок.Под утро видимо очухалась,поняла что натворила  -  написала записку и за борт. Короче - минус три и капитан наш сейчас сидит на коньяке и валидоле, говорит не доживу до пенсии точно,представляешь?                Отошли от этой горемычной базы...и в путь,команда наша по шхерам и коридорам шу-шу-шу и бу-бу-бу....догадки, прогнозы и махровые сплетни обо всем этом и мне-то капитан велел заткнуться и молчать  -  почему? Ночная моя вахта прошла спокойно,под утро упал первый снег и палуба чистая и белая   -  зима не за горами...                Сплю и снится мне  сон  -  я на своем пароходе  "иду" по родной деревне... улица Свердлова, крыши, столбы,провода...я в рубке кланяюсь  своим знакомым...кинотеатр "Колос" и родной детский сад слева по борту и должен я почему-то попасть на нашу старую почту.Дома ведь снесу...! Но нос корабля как резиновый загибается вправо и я облегченно вздыхаю  - пройдем! Кто-то яростно трясет меня за плечо: Ревизор! Просыпайся! ЧП у нас - давай в рубку,ждут...Такой сон порушил! Поднимаюсь сонный и злой - весь бомонд в сборе ...капитан,помполит,боцман,стармех,радист.Кэп мне молча сует бинокль -Полюбуйся что возле твоего трюма творится. Что за чертовщина! Прямо от входа в трюм и до трапа в столовую  идут две пары следов босых ног по снегу....                -Ну! Какие-нибудь мысли есть Василич? - Только матерные ,командир! - Ну тогда ступай одевайся и надо проверить наших "жмуриков".  - Я один не пойду!  - Как не пойдешь? Трюма твои...груз твой!  Ладно , возмешь боцмана в подмогу,договорились?                Пока одевался - в бедной моей головушке летали гробы и на них верхом сам Гоголь и панночка из "Вия" почему-то с вилами в руках. Придем домой  -  напьюсь, если доживу!                Стоим с боцманом у входа в трюм  - ухмыляется зараза  -Я , говорит , на стреме постою  -  все равно ты атеист и ленинец по жизни...а я крещенный, мне нельзя. Спускаюсь в трюм,ноги предательски трясутся и дрожжат, включаю свет   -  стоят родимые рядышком,только куржаком покрылись, в трюме -18*. Поднимаюсь  на палубу,боцман тихо так: -ЩО?  -Сука ты боцман и вообще шкура бандеровская,тебе бы на родной Черниговщине только с обрезом по лесам и бегать,а? А здесь -то ты струхнул хохол?  Молчит...                Да все в порядке - и гробы и покойники на месте, это меня просто со страху понесло!                К вечеру все устаканилось и успокоилось и откачали нашу уборщицу, что первая обнаружила следы на снегу  и уже прошли пролив Лаперуза и началась приходная лихорадка на борту.           Мы дома и радости у всех полные штаны  -  забылось все, шторма, невзгоды,чудеса и покойники и даже Гоголь  с его гробами  -  жизнь прекрасна! Сдали груз  и напиться я так и не успел, но за то под большим секретом удалось мне выведать  -  в ту ночь на вахте в трюме работали два наших электрика, делали профилактику  оборудования  -  молодежь , мать их! Хотя и мне в ту пору было чуть-чуть за двадцать.....                Владивосток. 1977 год...


Рецензии