Эпилог

                Эпилог

      Прошли годы. Светлана стала учительницей. Каждый понедельник, ровно в шесть часов вечера, в уютном зале, вокруг неё собираются ученики. «Ну пять, по крайней мере», – говорит с улыбкой Светлана. Хотя каждый раз зал полон. Приходят сюда, чтобы поговорить на интересные темы, поделиться с друзьями тем, что дорого сердцу. Кто-то написал первое стихотворение, кто-то впервые взял в руки скрипку или гитару, чьё-то сердце тронул рукой ангел Любви.
      Светлана рассказывает им про далёкую планету Гацеллу, о милых её обычаях, о её жителях, о королеве Даяне и часто смотрит в глубину свечения бриллианта на перстне – подарке королевы. Передаёт опыт и знания. Учит вслушиваться в волшебство слов. Дети тянут и тянут к ней руки, открывают сердца и несётся: «Хочу сказать!» – и льются бесхитростные детские рассказы из опыта уже пережитого ими.
Вот и сегодня зал полон. Столы по кругу, свечи на всех столах. От белой, главной свечи одна от другой зажигаются свечи перед каждым, кто пришёл сюда. На стене большой экран и на нем слова: «Будущее в настоящем!» И начинается, начинается праздник общения, единения сердец.
 
Вот неслышно, как и всегда, Владимир открывает дверь заветного уютного зала, где происходит великое таинство родства мыслей и чувств. Он священнослужитель и часто приходит сюда. Молча садится среди учеников, зажигает свечу от пламени свечи сидящего рядом, и слушает. Вслушивается в волшебное действо, что происходит вокруг и думает, как прекрасна жизнь, как хорошо и светло на душе, когда есть на земле место, куда можно вот так прийти и знать, что тебя здесь понимают и ждут.
Встаёт Светлана и объявляет:
– Тема сегодняшней нашей беседы «Дружба». Давайте подумаем, какие ассоциации у вас вызывают слова: друг, дружба, дружить.
Наступила тишина. Все задумались и начали подниматься кверху руки.
– Хочу сказать!
– Хочу сказать!
– Что хочет сказать нам сегодня Ильюша,– негромко обратилась Светлана к ученику, который тут же поднялся.
– После того, как нам предложили эту тему, я долго думал и, проанализировав отношения близких окружающих меня людей, выразил своё виденье часто употребляемых понятий: дружба, друг, дружить. Неожиданно родилась сказка. Она небольшая. Я хочу вам прочитать её сегодня. Дети с интересом поддержали Илью аплодисментами.
– Мы слушаем тебя, Ильюша, – произнесла Светлана.

Зал затих. Негромко начал Илья. Каждое его слово отражалось на экране сменой света. Если разговор шёл о радости, счастье, удаче, то есть о любви, то экран ярко светился солнечным светом. Идёт разговор о грусти, горестях, неудачах – нелюбви, цвет экрана серых, тёмных тонов.
– Итак, сказка о дружбе. Эта необычная история случилась в сказочной стране. Стояла осень. Деревья неспешно освобождались от листьев, и их жёлтые ещё густые кроны нежились в лучах тёплого солнца.
Во дворе дома играли двое: мальчик и девочка. Они собирали опавшие листья с земли и долго рассматривали каждый листочек.
Ах, какой я нашла листочек. Руслан, смотри, сколько в нем цветов. Листик разноцветный. Это тебе! – сказала Дана.
– Я тоже хочу подарить тебе вот этот. Красивый?
– Да, очень красивый. Спасибо, Руся. Ты знаешь, какой праздник будет в доме, когда я поставлю букет осенних листьев на столе в комнате.
– Здорово! Я подарю букет бабушке. Она старенькая и редко выходит из дома. Вот обрадуется!
Однако дети не знали, что за ними наблюдали две феи. Они были похожи друг на друга как две капли воды. Только вот одна была очень доброй, любила смех, веселье, игры. И звали её Весёлая. Другая фея не очень любила игры, они ей казались шумными и не приносили радости. Она всё время грустила, и имя её – Грустная.
Обе Феи были всегда рядом, Весёлая и Грустная.
– Какие прекрасные дети! Я давно наблюдаю за ними. Это очень воспитанные дети, умеют дружить, – начала разговор Весёлая фея.
– Нет! Нет! Дорогая сестрица, это гадкие дети! Они собирают опавшие листья, и этот мусор понесут в дом. К тому же они много говорят. Это очень разговорчивые дети! – перебила Грустная фея.
– Ну что ты, сестра. Это добрые, милые дети, – сказала фея Весёлая.
– Не стану спорить с тобой. Вот сейчас посмотрим, чего стоит их вежливость, доброта и дружба?! – быстро сказала Грустная фея и взмахнула волшебной палочкой.
– Остановись! – крикнула Весёлая фея, но было уже поздно.
Перед ними стояли четыре юноши: Ветер, Дождь, Мороз и Солнце.
– Слушаем тебя, дорогая Грустная фея, – хором сказали молодцы.
– Я вызвала вас, чтобы проверить этих шумных детей, насколько они добрые. Посмотрим, какие они настоящие друзья. Ха-ха-ха! – резко сказала Грустная фея.
– Подожди! Подумай, дорогая сестрица! Остановись! – снова попыталась остановить Весёлая фея свою сестру, но не успела.
Подул сильный Ветер. Сорвал с клёна все листья, вихрем пригнул ветки, они страшно затрещали. Испугались дети. Заплакала Дана. Бросился к ней Руслан.
– Не бойся! Быстро-быстро спрячемся возле дерева. Оно защитит нас. Вот дуб, мощный, сильный и устоит перед ветром. Прижмись к стволу ближе.
Только спрятались дети возле дерева – ветер стих. Не успели они обрадоваться – хлынул проливной Дождь.
Сняла Дана с себя курточку, она была из плотной ткани, накинула на голову Руслану.
– Руся, ты хорошо укрыт? – спросила девочка, поправляя на нём свою куртку.
– Спасибо. А ты? Сама спрячься получше.
Дождь прекратился так же неожиданно, как и начался. Разошлись облака. Выглянуло яркое Солнышко.
– Как хорошо. Как тепло. Наша одежда сможет быстро просохнуть, – сказал мальчик.
– Так, быстро просохнет, – подтвердила Дана.
Солнце грело всё сильнее и сильнее, и наступила невыносимая жара. К тому же дети поняли, что они находятся не в своём дворе. Кругом горячий песок. Хотелось пить. В руках Руслана появилась бутылочка с водой. Это Весёлая фея пыталась помочь детям. Вода быстро закончилась, остался всего один глоточек.
– Пить! Хочу пить! – просит Дана.
– На, возьми воду, – Руслан передал Дане бутылочку с последним глотком воды.
– Спасибо, – девочка пригубив, чуть смочила губы.
– Руся, возьми, попей тоже, хоть капельку, станет легче.
И только она передала воду в руки Руслану, подул ветерок.
– Как хорошо! Вот уже совсем не жарко, – сказала девочка.
– Я и не думал, что солнце может быть таким горячим.
– Да, но где мы? Что происходит?
– Не могу понять.
Ветер становился всё сильнее и холоднее. Сначала в воздухе появились редкие снежинки, а затем пошёл хлопьями густой снег. Мороз, становился всё крепче и крепче. Стало трудно идти. Дети поддерживали друг друга. Дана первая выбилась из сил.
– Всё, Руся, я не могу идти дальше. Ты иди, оставь меня.
– Ни за что! – твёрдо сказал Руслан. Он снял свою курточку. Пытался, как только мог, закутать Дану, а потом взял её на руки.
Порыв ветра бросал в лицо колючий снег. Руслан опустился на колени.
– Всё, у меня нет сил, чтобы идти дальше, – сказал он. Дети прижались друг к другу покрепче. Над ними завыла, заплясала метель.
– Всё, хватит! Я не выдержу больше! Прекрати пугать детей! – сказала Весёлая фея и продолжила, – мне придётся заставить тебя громко смеяться, петь и танцевать. Раз! Два! Три! Я включаю весёлую музыку.
– Подожди! Ладно, ты права. Дети – действительно настоящие друзья. Как они умеют поддерживать друг друга, ишь, какие смелые. Сдаюсь. Ты победила, Весёлая подруга.
И снега, как не бывало.
Теперь взмахнула Весёлая фея палочкой. Грянула музыка. Видят дети, что перед ними дворец. Взявшись за руки, они поднялись по лестнице, дверь перед ними сама отворилась. А там огромный зал, залитый светом.
– Где мы, Руся?
– Не знаю.
Дети смотрели друг на друга, не переставая удивляться. Теперь мальчик видит, как Дана превратилась в сказочную принцессу. На ней красивое бальное платье, на голове сияет корона. Дана видит Руслана принцем, в прекрасном костюме. Он, подойдя, наклонил голову, пригласил Дану к танцу.
Музыка зазвучала громче. Вальс. Кружатся по залу пары, плывут над их головами звёзды.
Вдруг всё стихло, и дети увидели, что стоят в своём дворе. У каждого в руках букет осенних листьев. Они удивлённо посмотрели друг на друга, весело засмеялись и пошли по домам.

Илья закончил чтение.
 – Спасибо, Ильюша прекрасная сказка. Кто-то еще хочет рассказать о дружбе? – обратилась Светлана к детям.
Снова поднялись десятки рук, опять со всех сторон неслось: «Хочу сказать! Хочу сказать!». Обсуждение было бурным.
Вдруг Светлана обратила внимание на девочку, которая упорно поднимала руку.
– Ты что-то хочешь сказать Ирочка, говори.
– Вы знаете, а я тоже написала о дружбе, только не знаю правильно ли это. Потому что это дружба с книгой. С первых дней в школе нам всегда говорят о бережном отношении к книге. Нередко слышим выражение: «Книга твой друг». Вот я и написала для своей сестрёнки первоклассницы небольшую сказку и назвала её «Волшебная книга».
– Послушаем? – спросила Светлана.
– Да! Да! Конечно! – раздалось в зале.
– Не волнуйся Ирочка, читай.

– Итак, волшебная книга. Это случилось солнечным осенним днём, когда листья на деревьях ещё не опали и красиво радостно раскачивались на веточках, готовые вот-вот сорваться и полететь. Они летели, кружились, падая на дорожки в парке, на тротуары, под ноги прохожим.
Настенька возвращалась домой после уроков. Заглядывалась на всю эту осеннюю красоту. Было весёлое прекрасное настроение.
Вдруг... Вдруг Настя услышала, как кто-то стонет и горько плачет. Она огляделась. Никого не видно. Опять слышит:
– Ой! Ой! Ой!
Настя посмотрела под ноги – что это? Прямо перед ней в грязной лужице, после вчерашнего дождя, лежит книга.
– Книга?! – удивилась Настя.
Она вспомнила, как бережно обращается папа с вновь купленной книгой, как бабушка осторожно ставит закладку на нужную ей страницу. Настя словно услышала голос Ларисы Владимировны, своей любимой учительницы:
– Дети, книги надо беречь. Ведь они будто живые, открывают нам все тайны окружающего мира. Будьте внимательны к книгам, храните каждый прочитанный листочек. Книга учит, как на свете жить. Книга – друг человека.
И вот! В этот прекрасный, ясный день, среди большого города, на тротуаре в тёмной холодной луже плачет книжка.
Не стала долго раздумывать Настя, стоя над лужей, осторожно подняла книжечку, подождала, пока стечёт вода. Отошла в сторону, достала из портфеля салфетку и, как смогла, начала протирать мокрые страницы. Закончив это дело, поспешила домой.
– Мама, бабуленька! Беда-то какая! Книжку кто-то случайно бросил прямо в лужу. Ей совсем плохо, она мокрая и грязная! – быстро проговорила девочка.
– Да что ты?! Книжку обидели? Книга плачет?! Ну, давай её сюда! – поспешила на помощь бабушка.
– Так, Настенька, быстренько переоденься, мой руки, пообедай и за работу. Надо оказать книжке скорую помощь.
Долго бабушка и Настя хлопотали возле книги. Бережно разделяли мокрые страницы, прокладывали сухими салфетками. Перевязали книгу лентой посередине и подвесили на спинку стула, включили вентилятор.
На следующий день проверили все ли страницы высохли. Мама бережно утюгом прогладила каждый листочек, все рваные места проклеили специальной прозрачной плёнкой. Положили книгу на ночь под пресс. Прессом послужила трёхлитровая стеклянная банка с водой. Починили повреждённую обложку. Аккуратно цветными фломастерами подновили рисунки и буквы. Наконец, книгу бережно подали Насте:
–  Прочитай название книги!
Настя училась в первом классе, знала все буквы и гордо прочитала по слогам:
–  На-род-ные сказ-ки! Ой, мама, бабушка. Вы слышите, как звучит? На-род-ные!.. Родные, вы понимаете меня род-ные! Я правильно говорю?
–  Молодец, умничка ты наша! – сказала мама. – Можешь полистать страницы и посмотреть рисунки!
–  Ух ты! Какая красота!
– Ну что, Настенька, учись читать. Книга очень ценная! Тебе понравятся сказки. А теперь поставим на полку, пусть немного подождёт, скоро ты сама сможешь её прочитать.
Книжка стояла «лицом» в комнату, и каждый раз, проходя мимо полки, девочка посматривала на неё, и ей всегда казалось, что книжечка немного улыбается.
Шло время. Вот первый, второй класс, третий – окончила. Настя отличница, стала совсем взрослой девочкой. И однажды, проходя мимо книжной полки, Настя услышала, будто кто-то её позвал:
– Настя! Настя! Нас-тя-я-я!
Посмотрела девочка на книги, что плотно стоят, и увидела среди них спасённую некогда ею книжечку, сняла её с полки, прочитала: «Народные сказки».
– Да! Это та самая книжечка. Спасённая, – Настя улыбнулась и спросила книгу: – Это ты позвала меня? Ты умеешь разговаривать? Интересно!
– Я умею рассказывать, – поправила девочку книжка и добавила:
– Садись, открывай книгу, почитаем.
Открыла Настя книгу и будто солнцем озарилась комната. А буквы так и переливаются. Перелистнула девочка страничку, а там, в лесу избушка стоит. Над ней распласталась по небу радуга. На крыльце бабушка сидит, добрая такая, рукой девочке машет, улыбается и приглашает её к себе:
– Настенька, иди в наш мир, мы ждём тебя. Помним доброту твою, ты наша спасительница.
Удивляется девочка. Ещё перевернула страницу, а там, на широкой поляне жители этой сказочной страны, все добрые, не суетливы: лохматый медведь стоит на задних лапах, а передними протягивает Насте огромный букет полевых цветов. Бабочки над цветами, стрекозы, пчёлки кружат.
 Дальше стоят прекрасные лесные феи, принцы и принцессы, лисички и зайчики, и, ещё много других героев сказок, пока незнакомых Насте. Понимает девочка, чтобы узнавать каждого жителя сказочной страны, надо внимательно прочитать все сказки.
– Спасибо, бабушка, за приглашение в замечательную страну. Спасибо, вам, добрые герои книги, мы с вами встретимся и станем друзьями.
Закрыла Настя книгу, но не поставила на полку, а взяла с собой, положила на свой стол, где она готовилась к занятиям в школе.
С этого дня, девочка, придя из школы, торопилась сделать поскорее все  уроки, открывала заветную книгу, читала и становилась свидетелем того, как Доброта и Любовь, Юмор и Смелость, умелые руки мастеров, Вера и Надежда побеждали Зло, отступали все беды, несчастья. Книга дарила покой и радость. Читала и думала Настенька:
«Надо беречь книгу. Это друзья на каждом этапе жизни. Они действительно открывают окно в мир, передают из поколения в поколение опыт человеческой жизни. Книги учат, забавляют и утешают».

Чтение закончено. Ирина с волнением смотрит в зал. Дети, как принято здесь, поддерживают её аплодисментами. Началось обсуждение. И снова руки тянутся вверх:
– Хочу сказать!
В процессе обсуждения обеих сказок упоминаются песни, стихи разных авторов, героев фильмов, сказок, где говорится о дружбе.
 И когда разговор достигает своего апогея, Владимир и Светлана встречаются взглядом, и каждый чувствует, как у них за их спиной расправляются крылья, и они видят, как тонкими лучиками вспыхивают первые золотые пёрышки в крылышках детей, сидящих вокруг них.
– Хочу сказать! – раздаются то в одном конце, то в другом детские голоса.

И вспоминает Владимир свет планеты Гацеллы, и озаряет его мысль:
 «Мы, земляне – сёстры и братья жителей далёкой Гацеллы. У каждого из нас есть крылья за спиной. И от нас зависит, будут ли они золотыми».
Он слушает порой наивные, но дорогие сердцу откровения детей и радуется, что если блеснёт где-то первое пёрышко в их крыльях – значит в их жизни всё правильно, и зёрна знаний, полученные им и Светланой на планете Гацелла и на Кругу Земных Превращений, падают в благодатную почву и прорастают добротой, радостью и любовью, и ответственностью за всё живое на Планете Земля. И хочется верить, что пройдут годы, столетия, и развернуться за спиной каждого землянина золотые крылья.


Рецензии