Жизнь в оккупации

Мама моей свекрови - удивительной старушкой была.
Самостоятельной, независимой и по заботливости - настоящей классической бабушкой.
По возрасту уже не держала живности крупной, а в последние годы и от мелкой живности  отказалась.
Но сад-огород свой небольшой содержала в аккуратном и ухоженном состоянии.
Приезжая в сентябре к свекрови, мы бежали в соседнюю деревню - к бабушке.
Она угощала нас малиной и клубникой, которую сохраняла на льду, в погребе с лета.
У людей, переживших голодные годы войны и оккупации, отношение к еде иное. Кто-то делает непомерные запасы, а кто-то, как бабушка Настя, чётко рассчитывает каждый грамм и всё расходует экономно. Она никогда не заказывала привезти чего-то экзотического или незнакомого. Очень скромно - пачку масла, да конфет, обычных карамелек.

В 1941 году село захватили немцы. Вся Сумская область до 1943 года была под немцами. И наша бабушка, будучи молодой мамой с двумя детьми не осталась в стороне от военных событий. И партизанам помогала, и пленных спасала, и с немцами договаривалась.
Это удивительный случай - о том, как бабушка своего коня у немцев забрала. Уже были введены немецкие порядки и законы, уже известны все земляки, поступившие на службу к немцам, уже выпускалась газета и была отлажена работа комендатуры, уже работал концентрационный лагерь в хуторе Михайловском, на территории сахоро-рафинадного завода.

Немцы регулярно отправляли жителей Сумской области на работу в Германию. И, конечно, регулярно, с помощью добровольно устроившихся на работу полицаев грабили мирное население. Полицаи были много хуже немцев, по словам бабушки. И вот очередная отправка поезда в Германию -  полицаи старательно обирали  дворы земляков и односельчан. У бабушки забрали коня. Горько причитала, пытаясь разжалобить полицая, да ничего не вышло. И отправилась наша бабуля на станцию Ворожба, где формировался состав. Отговаривали соседи, убъют, мол, полицаи, да и немцы не пощадят, сиротами детей оставишь. Но я говорила  - бабуля характер имела независимый и гордый. Пешком на станцию добралась, ходит, смотрит, где её коник. Нашла!  И к офицеру!
- Пан, пан, вон мой конь. Маленький да тщедушный, зачем вам такой в Германии - подохнет ещё по дороге. Верните, будьте добры, коня. С голоду же помрём. Двое деток у меня!
Офицер слушал внимательно и стрелять не собирался. Ну, бабуля приоободрилась и зачастила про деток, да про коня опять. А он ей жестами показывает, что, мол у него двое детей тоже: -ich habe zwei kinder..
Да и распорядился коня вернуть.
Она рассказывает и переживания тех дней захлёстывают до слёз.
-Как хоть дошла?
-Их, милая,  все пути-дороги знакомы, огородами пришла. Да коня прятала с той поры.


Рецензии