Нарт-орстхоец Багатар - последний правитель Алании
"Однако аланы не прекращали сопротивления завоевателям. Опорой освободительной борьбы оставалась непокоренная часть Алании — ее горные области на северном и южном склонах Центрального Кавказа.
Независимая горная Алания оказалась между Золотой Ордой и государством Хулагидов, монгольских правителей Ирана и Закавказья. Две монгольские державы столкнулись в борьбе за кавказские территории.
Пытаясь использовать эту борьбу для возвращения равнинных земель, аланы выступили на стороне Хулагу (внук Чингисхана, завоевавший Иран). Его армия разбила ордынцев у Дербента и вышла на Северный Кавказ, но в решающем сражении на Тереке потерпела жестокое поражение.
Эта битва 13 января 1263г. была разгромом и для аланских повстанцев. Возглавивший их царь погиб, а его семью вывезли в Грузию. Имя погибшего царя неизвестно, зато грузинские летописи называют его династическую принадлежность.
Он был из рода "Ахсарпакайан", как написано в грузинских рукописях, — то есть Ахсартаггата, древнего рода военных предводителей и героев, воспетых в Нартовском эпосе. Спасенных сыновей царя звали Пареджан и Багатар"
(Блиев М.М., Бзаров Р.С., "История Осетии")
"Летопись, именуемая "Жамтаагмтцерели" ("Хронограф"), известная также под названием "Столетней", охватывает период с XIII до начала XIVвв.
Касаясь событий начала 60-х годов XIIIв., летописец пишет, что в это время перешли в Картли "бежавшие от (золотоордынского) хана Берке женщина удивительной красоты по имени Лимачав, которая привела с собой двух малолетних сыновей, родом Ахасарпакаиани (Ахсартаггата — Ю.Г.), старшего - Пареджана и младшего - Бакатара, и множество других князей (тавадни мравални). Они прошли Врата Дарубандские (Дербентские) и прибыли к царю (Картли). Царь с уважением встретил гостей и направил "их к ильхану Хулагу". (Ильханами назывались ханы "Синей Орды", господствовавшие тогда на Южном Кавказе). Ильхан очень приветливо встретил их, пожаловав им харадж (права взимания поземельного налога, что подразумевало, естественно, наделение их земельными наделами - Ю.Г.), возведя их в ранг участников и своих соратников в военных походах. В этом качестве ильхан направил их обратно к царю, который некоторых из них поселил в Дманиси, а остальных - в Жинвани".
Что касается Пареджана и Багатара, то по данным "Столетней летописи" ("Жамтаагмтцерели"), как уже отмечалось выше, это были представители рода Ахсартаггата"
(Гаглойти Ю.С., "Историография не должна быть комплиментарной")
Царевичи эти в дальнейшем стали знаменем борьбы с золотоордынцами. В 1277г. центром аланского выступления оказался город Дедяков, но восстание в феврале 1278г. было жестоко подавлено. В походе на "славный град ясский" участвовали и русские князья со своими дружинами.
Неудачи на севере заставили аланскую элиту переместить центр своей борьбы в Закавказье, однако стремление расширить там свои территории вызвало в конце XIII века острую напряженность грузино-аланских отношений. "Хронограф" сообщает: "...была вражда меж картлийцами и овсами и взаимно столь непримиримы, что каждый из них в силу возможности убивал другого".
В начале 90-х годов XIIIв. имя старшего брата Фареджана исчезает из хроник и во главе алан появляется "мтавар Бакатар", который в 1292г. захватил город-крепость Гори с прилегающими поселениями. К независимой горной Алании была присоединена территория закавказской равнины вплоть до реки Куры.
"Хронограф": "Разлагалась страна Картлийская, да мтавар Бакатар усилился и разорял Картли, Триалети, сгонял с вотчин азнауров, и были беды великие среди жителей картлийских".
По оценке грузинских исследователей Багатар успешно воевал против четырех грузинских княжеств: Кахети, Картли, Имерети, Самцхе-Сатабаго, был прославлен и "его рука доставала почти всего Кавказа".
Однако в 1306г. Багатар погиб, но крепость Гори аланы удерживали до 1326г., когда после трехлетней осады ее взял грузинский царь Георгий V.
После Багатара попыток возродить Аланскую державу более неизвестно.
КТО БЫЛИ АЛАНЫ ИЗ РОДА ( ПЛЕМЕНИ ) АХСАРТАГГАТА
"Вместо родового названия "Ахсартаггата" сказители часто употребляют термин "нарты".
Поскольку большая часть (нартского) эпоса посвящена прославлению героических представителей рода Ахсартаггата, родовое имя "Ахсартаггата" и слово nart "нарты" стали восприниматься как синонимы.
Следы названия этого рода сохранились в других национальных вариантах эпоса. В балкарских вариантах — это Схуртуклар, "Схуртуковы", в адыгских вариантах — "чужеземные нарты" — братья Шоген и Хамиш Ахснартуко, именуемые также "сыновьями и потомками Ахснарта", в вайнахских вариантах — "Архастой" или "Орхустой" — название части нартов".
(Дзиццойти Ю.А., "Кто такие нарты?")
"Б.Далгат, проанализировав толкования сказителей о нартах и нарт-орстхоях, данные самих сказаний ингушей и чеченцев, сопоставив вайнахский эпос с северокавказской Нартиадой, приходит к выводу о тождестве орстхойцев с нартами других народов Кавказа. Орстхойцы, утверждает он, есть копия с нартов кабардинцев, осетин и балкарцев".
(Далгат У.Б., "Героический эпос чеченцев и ингушей", Москва, 1972г.)
"Сам слово "нярт" (нарт) в вайнахском языке расшифровке не поддается, но вторая его часть "орстхой", по мнению Д.Д.Мальсагова и Х.Д.Ошаева, происходит от имени родоначальника Сослана-Созруко (в осетинском эпосе) - Ахсартага".
(Мальсагов А.О., "О нарт-орстхойском эпосе ингушей и чеченцев", Москва, 1969г.)
"Этническое имя орстхойцев было уже отождествлено Ж.Дюмезилем и В.И. Абаевым с названием ведущего нартского рода осетинских сказаний - Ахсартаггата. Данное положение разделили также Д.Д. Мальсагов и Х.Д. Ошаев".
(Мужухоев М.Б., профессор, доктор исторических наук
«Орстхойцы - один из вайнахских этносов. Возрождение», газета «Орстхо», №2, ноябрь 1992г.)
"В ингушских сказаниях нарты являются синонимом имени Орстхой-Орхустой (с вариантами), которое было убедительно сопоставлено с названием рода Ахсартаггата. Доказательством генетической связи ингушского "Орстхой" с осетинским "Ахсартаггата" служит не только фонетическая близость терминов, но и, прежде всего, идентичность имен главных героев нарт-орстхойцев и осетинских Ахсартаггата.
Имя нарт-орстхойцев неотделимо от этнонима орстхойцев—карабулаков, которые еще в прошлом столетии сохраняли определенную этническую индивидуальность".
(Гаглойти Ю.С., "Трехфункциональное деление в этнической культуре осетин")
Свидетельство о публикации №217050902153
По предположению ученых, имеет тюрко-монгольское происхождение и означает "храбрый", "богатырь".
Истории Алании известны несколько Багатаров - веков V-го, IX-го и XIII-го.
Арште Коригов 10.05.2017 23:46 Заявить о нарушении