Отдать швартовы!

Рано утром, очень рано, приехал я на поезде в Батуми, встретиться  с подругой. Теплоход с группой туристов барражировал по Черному морю, заходя в порты, тогда еще одной страны: Одесса, Новороссийск,  Сухуми, Батуми...и обратно. Практически у нас был всего лишь один день, сегодня утром он приплывал, а вечером уходил обратно. Но я решил попытаться попасть на него, хотя бы до Сухуми. Тогда бы прибавились еще один день и ночь. Как говорят: попытка- не пытка.

С вокзала пошел в порт. Город был еще пустой. День ожидался неопределенный, а тут хачапурная  открыта, -решил перекусить. В кафэшке было чисто, кое где люди уже сидели. Взял аджарские хачапури, это как большая лодка из теста, полная сыра, с яйцом-глазуньей посередине и маленьким кубиком сливочного масла. По старинке его едят руками, отрывая с краев кусочки теста и макая в яйцо. Но настроение было как-то не до традиций и я подошел к буфетчице попросить вилку и нож. Женщина прожгла меня взглядом, потом разведя руки в стороны воскликнула: «Какие все культурные стали, уже и хачапури не могут без вилки поесть!». В душе мне стало смешно, но вилку я так и не получил. Зато хачапури оказался вкусный.

Время приближалось к семи, в кассе порта уже стояли люди. Все надеялись приобрести билет именно на этот теплоход. Я оказался в очереди то ли четвертый, то ли шестой. Касса должна была открыться в девять. Но это так говорили, в самой кассе не было никаких объявлений, вывесок, вообще ничего. Время тянулось медленно и кое как дошло до половины девятого. но тут прошел слух, что касса откроется в десять. Значит, ждать еще час. Ну, еще час нудно простояли. К открытию в кассе появилась шумная, веселая толпа подростков. Оказывается за них всех в очереди стоял один  человек.

Ну, наконец, касса,- а это квадратная дырка с деревянной форточкой в глухой стене,- открылась, но радости не принесла. «Билеты только по брони, свободных билетов нет»,- раздался голос из «дырки».
Я бросился к причалу. Теплоход только пришел, трап уже спустили, люди понемногу сходили с корабля. У трапа стоял дежурный, молодой матрос.
-Привет, -подойдя, поздоровался с ним.- Как бы мне на вашем корабле добраться до Сухуми? Можешь помочь?
-Иди в кассу, бери билет.
-Да я уже был в кассе, они сказали- только по брони.
-Они всегда так делают, мы им много билетов дали в свободную продажу, больше двадцати.
-Даже так,- обрадовался я, ну спасибо.- И я снова побежал в кассу.

Очередь продвигалась очень вяло. Все стояли почти на своих местах. В помещение вошел невысокий, лысый, полный мужчина. Подростки обернулись к нему.
«Детки, все в порядке,- сказал он по-грузински, -идите домой, вечером в семь часов придете на посадку, не опаздывайте». Детвора с радостным гвалтом ушла. Через два человека подошла моя очередь. Отступать было некуда: «сзади пропасть, с боков пламя», надо было попасть на корабль.
-Мне один билет до Сухуми,- сказал я в окошко. Кассирша возмутилась:
-Я же объявила, что билеты только по брони!!- Но и я был не «курица».
-Я только что был на теплоходе. вам дали много свободных билетов.
-Я ничего не знаю,- парировала кассирша.
-Так, может быть журналистов позвать, они все узнают.Журналистов тогда боялись.

Хлоп, деревянное окошечко громко закрылось, и кассирша пропала. Прошло несколько минут, окошечко снова открылось и мы с нетерпением посмотрели друг на друга.
-Идите к начальнику морвокзала,- сказала она,- это в торце здания.
К начальнику так к начальнику, значит процесс идет. Кабинет начальника вокзала был весьма просторный, но скудный на мебель. Два больших письменных стола, несколько стульев, да и кресло, то ли было, то ли нет. За одним из столов сидели двое солидных мужчин серьезного возраста. Услышав меня в дверях, они обернулись. Я поздоровался и сказал, что к ним направила кассирша.

-Что ж Вы, молодой человек. людей пугаете, -говорил он медленно с хрипотой в голосе.- Я начальник порта, это капитан. Мы ведь думаем и пытаемся как-то заботиться о своих людях. И потом, билеты в продаже у нас только до Сухуми.
-Мне дальше и не надо, мне до Сухуми,- вставил я.
-Хорошо, -сказал начальник вокзала,- идите в кассу, скажите, что от меня.
-Может быть лучше, если напишете бумажку, мало ли не поверит мне на слово.
Начальник порта что-то на листочке написал, мы вежливо попрощались, и снова или опять в кассу. Очередь все еще непонятно стояла. Я передал бумажку кассирше и через минуту за десять рублей получил желанный билет. Цена показалась подозрительно малой, но под напором положительных эмоций я на нее «забил». Главное, билет в руках.Пока я воевал за билет, подруга освободилась от своих дел и мы день провели в прогулках по городу, хорошему ботаническому саду, бульвару…

Как поется в одной старой песне: «как провожают пароходы, совсем не так как поезда». Наверное, передвижение поездом и автомобилем – кажется как-то обыденно, ездишь часто, продолжаешь оставаться на земле, меньше риска. А пароходы и самолеты? Земля уходит из-под ног в самом прямом смысле. Да и путешествия этими видами транспорта (если их вообще можно назвать транспортом) бывают очень редко, а то и никогда.

Народ потихоньку собирался вокруг корабля. Широкий трап был спущен, да он собственно и не убирался, и пассажиры поднимались по нему навстречу приветливым. улыбчивым, красиво одетым девушкам-матросам. В конце трапа стоял столик, за которым дежурная отмечала прибывающих пассажиров. Только теперь я посмотрел на билет и среди всяко разной писанины прочитал, что билет без места. «Может быть на палубе?»- подумал я и смело пошел по трапу. Матрос-дежурная посмотрела билет:
-О, у Вас билет без места, сказала она, пока свободных мест нету. Попросите в кассе указать место или подождите на пристани, как только появится свободное место, мы Вас позовем.
-А можно я тут в сторонке подожду?
-Нет, здесь только для пассажиров. подождите на пристани.
Все стало понятно. Меня просто кинули, дали цветную, ничего не значащую бумажку. да еще содрали за нее десять рублей. «Подождите на пристани». Ну у ж нет, не тот случай. Спустись  на пристань, и кто тебя будет звать: «АУ!! мы вам место нашли». А потом жалуйся куда хочешь, кому хочешь…
В суете и суматохе, «бочком-бочком» я прошел и растворился среди прочих пассажиров.

Вечер мы с подругой провели на палубе, потом пошли в ресторан. Там шла какая-то программа и было весело. Музыка, шампанское, за столом приятная компания, совершенно доброжелательные официантки… Мы досидели до самого конца. К полуночи ресторан закрылся и мы пошли в каюту. Каюта была двухместная, но спутница моей подруги провела ночь «в другом месте». Море было спокойное и мы даже не чувствовали движения. В Сухуми было ясное солнечное утро. Когда мы с подругой вышли на трап, матрос изумленно посмотрел на меня: он стоял рядом, когда вечером меня пытались оставить на причале. В ответ я ему улыбнулся…
 
 


Рецензии