Я расскажу об отце...

Вот и снова предпраздничные дни, встречи студентов с ветеранами. Традиция живёт с основания техникума. Вот только не осталось в коллективе участников Великой Отечественной - ни среди преподавателей, ни среди пенсионеров. Теперь в первом ряду сидим мы, дети ветеранов, сами уже пенсионеры. Сейчас мне предоставят слово, и я расскажу об отце...

У каждого возраста своё восприятие услышанного. В детстве я просто гордилась папой, который сражался с фашистами. Стала постарше - расспрашивала подробности: где воевал, в каких войсках, за что получил награды. Не раз слушала его выступления перед школьниками и студентами. Но лишь недавно, перечитывая его записи, остановилась на нескольких строчках и замерла. Быть может, потому, что, с годами, всё больше невосполнимых потерь, и всё ближе день собственного ухода из жизни, я вдруг почувствовала, почти физически ощутила, что смерть была совсем рядом с отцом, и я, рождённая в год победы, могла вообще не появиться на свет.

В известной довоенной песне девушка желала уходящему на фронт другу "если смерти, то мгновенной, если раны - небольшой". Тяжёлое ранение - это страдания, которых никому не пожелаешь, а потеря сознания на поле боя - вообще худшее, что может случиться. Попасть в плен равносильно предательству, поэтому последний патрон - для себя. Такие сложились психологические установки, которые, видимо, и заставили нескольких бойцов, включая моего отца, договориться: если один из них получает тяжёлое ранение, не может передвигаться, теряет сознание, друзья помогают ему умереть достойно, то есть, стреляют в голову и продолжают бить врага.

Очнувшись в медсанчасти, мой тяжелораненый отец узнал, что товарищи не смогли сдержать слово, вынесли его на себе, передали санитарам и вернулись, чтобы умереть, не дождавшись подкрепления. Наверно, и он бы так поступил... После войны отец отправлял запросы, пытался найти кого-нибудь из однополчан, но безуспешно. Может быть, сейчас и отыскался бы их след, но я не догадалась записать имена и фамилии, помню только, что среди них был таджик или узбек (имя не русское), был совсем молодой боец из местных (видимо, украинец). Национальность не имела значения, все защитники Родины, все советские...

Для меня они остались неизвестными, как и многие солдаты Великой Отечественной войны. Если бы они выполнили данное отцу обещание, меня бы просто не было. И моих сыновей, и внуков. А сколько родословных оборвала война!
Жизнь состоит не только из светлых сторон, и никто не застрахован от ошибок, больших и малых. Но почти всё можно исправить. Кроме смерти. Война несёт смерть, она противоречит предназначению человека, разуму, самой жизни. Но любая война назревает постепенно, проникая в сознание, внушая агрессию, сталкивая между собой людей разной культуры, взглядов и убеждений. Война начинается с жестокости, национализма, забвения прошлого, искажения истории.
 
Я расскажу об отце и о тех неизвестных солдатах, которые вынесли его с поля боя. И в каждом городе, в каждом посёлке кто-то расскажет истории о своих близких, похожие и непохожие на эту. А потом мы пройдём по улицам с их портретами, и рядом с нами будут идти внуки и правнуки победителей, а это значит, что они тоже знают и помнят, кому обязаны жизнью, и будут делать всё, чтобы на Земле был мир.


Рецензии
Спасибо Вам, Валерия, что Вы решились написать о своем отце. Хорошо бы было, если бы Вы назвали его имя, чтобы мы знали о ком идет речь. Очень мудро Вами сказано о войне:"Война несёт смерть, она противоречит предназначению человека, разуму, самой жизни. Но любая война назревает постепенно, проникая в сознание, внушая агрессию, сталкивая между собой людей разной культуры, взглядов и убеждений. Война начинается с жестокости, национализма, забвения прошлого, искажения истории".Именно так это и происходит, и мы обязаны делать все, чтобы не допустить развязывания новой войны.
С наступающим Вас Днем Победы.
С уважением. Галина.

Галина Гостева   06.05.2020 17:09     Заявить о нарушении
И Вас, Галина, с наступающим праздником! Об отце у меня несколько рассказов плюс его воспоминания о первом дне войны и фото http://proza.ru/2011/06/22/327

Просто Валерия   06.05.2020 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.