День Победы... со слезами на глазах

Для меня Великий Праздник Победы - это действительно "праздник со слезами на глазах". Я никогда не видела своего деда Никифора. Он не вернулся с войны. Но я слышала столько рассказов от своей мамы, что представляю его словно наяву: добрый, великодушный, весёлый, светловолосый, с серыми глазами...Дед всегда что-то мастерил, умел чинить любые вещи...Хотя на фото я обратила внимание на руки деда - не грубые, с длинными и красивыми пальцами, как у пианиста. В мирное время, до войны, мой дед Никифор был ветеринарным врачом. И по состоянию здоровья (тяжёлая контузия, полученная им во время финской войны) мог быть в тылу, вдали от военных действий, со своими маленькими детьми и горячо любимой женой. Но он ушел воевать за Родину, не смог оставаться дома, был там, где мог пригодиться, не думал о наградах - шел в пехоте, выносил раненых с поля боя...Последнее письмо написано дедом Никифором из Венгрии, там есть слова "ночь как день, а день как ночь" - это от "катюш"...В День Победы у меня всегда слёзы в глазах - мне горько и обидно, что мой дед Никифор погиб, и я его так и не увидела.(Я родилась 18 лет спустя после победы, деду бы исполнилось тогда всего 58 лет)
Есть ещё воины в нашей семье: отец моего отца - Филипп Иванович, а также - его сын - Степан Филиппович.
Дед Филипп тоже воевал, попал в плен к фашистам вместе со своим младшим братом Иосифом. На территории нынешнего Днепропетровска фашисты устроили "акцию доброты": объявили, что каждая русская женщина может прийти за военнопленным и забрать своего мужа, сына, брата, отца...Тысячи женщин пришли спасти наших солдат, совершенно не зная их! Многие, переодевшись, повязав другой платок, приходили по несколько раз. Хотели забрать и моего деда Филиппа. Но он не поверил этой акции, а брат Иосиф поверил и вернулся живым. Деда Филиппа застрелил из автомата часовой на вышке в концлагере под Кенигсбергом, когда дед пытался бежать с несколькими односельчанами. Сын моего деда Филиппа/ он же и старший брат моего отца/- Степан - был партизаном-одиночкой: разбрасывал листовки, доставленные им из партизанского отряда, пускал под откос фашистские эшелоны, всячески вредил фашистам. Но кто-то из односельчан выдал Степана. Фашисты схватили его, привели на берег реки, пытали перед родной матерью, заживо снимали кожу со спины, требовали рассказать - где находится партизанский отряд, кто из родственников партизан есть в селе, но Степан так и умер от мучений, не проронив ни слова. Так никого и не выдал. Ему было всего 16 лет.
Вечная слава всем воевавшим, а также погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945!


Рецензии