Одесские небылицы. Ослиные истории

Теплым майским утром, во дворе старого одесского дома с красной крышей, на двух стульях красного дерева сидели два старых еврея — Янкель и Айзик. Янкель, как всегда, собрался было поведать Айзику новую забавную историю «за жизнь», как это принято в Одессе, но его  опередил Айзик:
«Янкель! Я хочу рассказать тебе пару смешных историй про ослов»
«Про своих родственников, штоль?» - съязвил Янкель, недовольный тем, что Айзик первым открыл рот...
«Скорее про твоих, мой друг,  и про твою тёщу, которую ты терпеть не мог, как сам мне не раз говорил об  этом!» - парировал Айзик.
«Ну ежели про тещу, то рассказывай....» - согласился Янкель.
Айзик принял позу рассказчика и заговорил:
«Эту историю мне поведал мой старый друг Мойша Крендель, что из Жмыренок. В какой-то деревне, у какого-то еврея Лазаря неожиданно померла теща. Её лягнул осёл, - она и померла... У дома этого старого еврея собралось почти всё мужское население деревни.  Убитый горем старый Лазарь вышел к толпе и проговорил:
«Не ожидал, что  столько народу придёт разделить со мной моё горе.....:
А из толпы прозвучал голос:
«Лазарь, мы все пришли сюда, потому что каждый из нас жаждет купить твоего осла!»
Айзик закончил свой рассказ и неудержимо расхохотался:
«Ты.... ты... ты только подумай... Осёл убил тещу Лазаря и стал героем!»
Янкель загадочно улыбнулся в ответ, вспомнив свою тёщу...
Айзик воспринял улыбку друга за комплимент и поспешил продолжить роль рассказчика:
«А теперь слушай вторую историю. Один еврей, назовём его Соломон, купил за 500 рублей осла у другого еврея,- Абрама. Соломон заплатил вперёд и стал ждать, когда ему Абрам приведёт осла. На следующий день Абрам приходит к Соломону и говорит: «Я пришел с плохой новостью, Соломон. Мой старый осёл Фима неожиданно сдох!» Соломон в ответ: «Плохая новость. Тогда верни деньги!»  Абрам развёл руками и сказал: «У меня нет твоих денег. Я их успел потратить....»
«И что, на этом история про осла закончилась?» - съязвил Янкель.
«Да нет. Только началась. Слушай сюда! - ответил Айзик и продолжил свой рассказ:
«Тогда Соломон говорит Абраму: «За осла я заплатил, значит он мой.  Пусть он пару дней полежит в твоём амбаре, а я за это время успею разыграть осла в лотерею. Ты только ни кому не говори, что осёл сдох!» Абрам пообещал молчать....»
«Что за дурацкая история! Разве можно дохлого осла разыграть в лотерею?!» - не вытерпел Янкель.
«Ну ты бы, точно не смог сделать на этом бизнес, а вот Соломон смог!» - ответил Айзик.
«Да ну? Как же это так?» - удивился Янкель.
«А вот как. Соломон продал 500 лотерейных билетов по два рубля. Какому-то счастливчику повезло и он выиграл осла. Но когда он пришел за выигрышем, то Соломон сообщил ему прискорбную весть о том, что осёл неожиданно скончался. Соломон утешил горе победителя лотереи, вернув ему два рубля и заплатив сверху двадцатку за моральный ущерб. Вот так Соломон заработал на дохлом осле!» - закончил свой рассказа Айзик.
«Вах! Да он заработал 478 рублей за один день!» - воскликнул пораженный Янкель.
«Ты умеешь считать деньги, Янкель, жаль только, что бизнесмен из тебя никакой.....» - подвёл черту Айзик.


Рецензии