Библиотекарь в колонии

Дата. 27 мая – Всероссийский день библиотек



На первый взгляд, у нее одна из самых мирных профессий. Выдавать книги, нести свет в своем маленьком храме культуры – что может быть спокойнее? Но «храм» этот расположен в колонии для малолетних преступников.

Кого здесь только нет!

Но, по каким бы тяжким статьям ни был осужден «спецконтингент», для нее они – читатели...

Валентина Дугаева уже более 20 лет работает в Жигулевской воспитательной колонии. Была начальником отряда, а семь лет назад, выйдя на пенсию, стала библиотекарем. Свое решение объясняет просто: «Осталась с ними. Мне все здесь близко».



О запретах

Библиотека – просторная комната при школе. По периметру стоят стеллажи, в центре – столы с разложенными газетами и журналами. Кресла, цветы в горшочках. Над книгами красуется большой плакат с изречением Юрия Лотмана: «Культура начинается с запретов». Вполне в духе колонии...

Точная цитата: «Любая культура начинается с запрета. Нет ни одной культуры, в которой было бы все дозволено. Но именно предел и делает человека человеком. С древнейших времен люди сами накладывают на себя ограничения, которые не позволяют им уничтожить друг друга, предотвращая тем самым угрозу уничтожения существования человечества».

– Плакат повесили, когда здесь был педагогический кабинет, – говорит Валентина Васильевна. – Я согласна с этими словами. Какие-то ограничительные рамки обязательно должны быть.   

Библиотека в колонии работает с восьми до пяти. Есть постоянные читатели. Наибольшим спросом у кающихся юных грешников пользуются приключения, фантастика, военные истории.

– Выдаете книги, как обычно, на две недели?

– В силу специфики места у нас нет таких ограничений. Соответственно, нет и задолжников. Некоторые мальчишки читают прямо в библиотеке, просят отложить им книгу и потом к ней возвращаются. Газеты и журналы тоже здесь просматривают.

– Какие-то конфликтные ситуации бывают?

– Я всегда говорю, что библиотека – самое безопасное место на территории. Мальчишки приходят сюда спокойные, вежливые. Ну, я ведь им по возрасту в бабушки гожусь (улыбается).

– Сейчас во многих библиотеках стало меньше читателей. А как у вас?

– Поскольку здесь ограниченная среда, куда им деваться? Интернета нет. Электронную книгу – и ту не разрешили... 



«Дети перестройки»

Любимый писатель самой Дугаевой – Альберт Лиханов. Библиотекарь устраивает занятия по его творчеству. Проводит громкие чтения, обсуждает прочитанное.

– Работать с мальчишками мне нравится, – говорит Валентина Васильевна. – Конечно, сейчас они другие, чем были, когда я пришла в отряд. Стали жестче, циничнее. Я их называю «дети перестройки». Как раз подросло поколение 90-х. Ну, и родители, конечно... 

Библиотекарь умолкает и выразительно качает головой:

– Из каких только семей к нам ни попадают! Почти все по тяжелым статьям: убийство, изнасилование, наркомания...

– И такие приходят к вам, берут книжки?

– Да, представьте себе. Есть такие, что только здесь, в колонии, и научились читать. Читают вслух по слогам, как в первом классе. А им уже по 18 лет...

Кто-то приходит просто полистать журнал и побыть в тишине.

– Чем воспитатель в колонии отличается от обычного воспитателя? Наверное, какие-то силовые методы воздействия?

– Молодежь беспощадна. С ними труднее, чем со взрослыми. Но дедовщина у нас пресекается. Надо уметь действовать жестко. Не жестоко, а именно жестко. Но при этом стараться не черстветь душой. К счастью, у меня всегда получалось соблюдать баланс. Хотя насмотрелась я всякого... Были с психическими расстройствами. Разбегается – и лбом о стену...

– Как же быть с таким?

– Да просто подойдешь, погладишь его по голове. Строгостью нельзя, только по-хорошему. Глядишь, оттаял... Они все сначала приходят «ежиками», а потом вовлекаются в кружки, в работу. Видят, что можно жить по-другому.

На двери библиотеки приклеен лист с изречением Константина Кушнера: «Если книга не вошла в твою жизнь, как выйти в люди?..»

Не поспоришь.


Опубликовано: Самарские известия от 27 мая 2015 г.


Парализованному инвалиду отказано в УДО: http://www.proza.ru/2017/03/01/1580


О равнодушии, которое убивает: http://www.proza.ru/2017/03/06/791


"Суд идёт"? Ковыляет!.. Личный опыт: http://www.proza.ru/2017/02/21/1539


Рецензии