Проза жизни. Попутчик

     Шел 1994 год. Я ехала в электричке  Ртищево-Балашов. Было ранее утро и народа в вагоне было человек десять. Люди входили и, проехав несколько остановок, выходили, так что контингент менялся,  а мне нужно было ехать до конечной станции.
     Где-то на середине пути   напротив меня сел мужчина, только что зашедший в вагон. Электричка сельская, но попутчик был  в костюме и рубашке с галстуком. Он что-то спросил меня. Я ответила и обратила внимание, что человек говорит с сильным азиатским акцентом, хотя на вид он был русским. Я его спросила об этом, и он сказал, что не мудрено, он много лет после института проработал в республике, не помню точно, в какой, то ли в Туркмении, то ли в Таджикистане.  У  нас завязался разговор. Он сказал, что навестил мать и возвращается по месту жительства. Я рассказала, кто я и куда еду.
      Потом мужчина стал мне задавать странные вопросы. Спросил, как я думаю, какие республики в СССР жили лучше других. Я сказала, что, наверное, российская, мы же всем помогали. Он мне возразил, что это не так. Хуже России не жил никто.       Потом спросил, а кто в республиках правил, как я считаю. Я сказала, что местные власти. На это он мне ответил, что у каждого начальника местной национальности был русский заместитель и он  осуществлял главную работу. И сам он был тоже заместителем высокопоставленного лица. Спросил, был ли для меня неожиданностью распад страны. Я сказала, конечно, никто и предположить не мог. На это он мне ответил, что распад был предрешен давно. И он, понимая это, и что русским  в среднеазиатских  республиках будет  не сладко, потихоньку заранее вывез из  столицы, где жил, и ковры, и мебель, и машину  в Россию. Потом обменял квартиру и перевез семью. Но сам продолжал работать. И когда случился развал Союза, он  просто уехал в Россию. Попутчик был доволен, что ничего не потерял. Еще я обратила внимание, что он несмотря на произошедшее, уважительно говорил о своих бывших начальниках, называя их по имени-отчеству, наверное сказалось азиатское воспитание.  Мы-то привыкли уже ругать  всех и вся.Чем он занялся в России, он не распространялся, но похоже, что бизнесом. У него были связи.
      В Балашове мы распрощались. И я подумала, какая же я глупая на  самом деле.  В обществе шли глубинные процессы, сталкивались платформы, сколько было всяких подводных течений, рифов. А я была мелкой рыбешкой, плавающей на поверхности около берега огромного неведомого мне океана политических страстей, верила газетам и речам, спорила, не понимая ничего. И таких, как я,  было большинство, именно оно и оказалось  на мели, не зная, что делать, когда забились  гигантские волны перемен.


Рецензии