К истории Шахматных Дворцов

В детстве я ходил на занятия по шахматам в Свердловский Дворец пионеров.
Это он тогда так назывался.
Рядом с ним стояло здание областного исторического музея.
Вообще-то это была высокая колокольня и Храм Божий.
Но в СССР не было места ни колокольням, ни Храмам, по крайней мере в таких количествах и качествах, как до революции.
Дворец пионеров располагался на горке в двух шагах от Дома Ипатьева.
Да! Да!
Именно в этом доме казнили последнего русского царя и всю его семью.
Об этом мне шепотом рассказывала моя тётя Рона.
Подводила к Дому, показывала на дверь веудущую в подвал.
В музей исторический я ходил несколько раз.
Поелику зело любил наши древности.
Особенно мне запомнился пулемёт Максим!
Были там и другие революционные экспонаты, но пулемёт запал в сердце особенно ярко!
Ходить во Дворец пионеров мне нравилось и зимой, и, особенно, летом, когда мы, дети, играли в его «пионерском» саду. Особенно восхищала меня ротонда на островке в центре паркового пруда.
И мостик к этому островку!
Сейчас я понимаю, что революция объявила любые Дворцы вне закона.
Дворцы повсеместно разрушались и уничтожались.
Но в сказках детства дворцы были.
И было что-то томительно притягательное в этом слове: «Дворец!».
Не двор, не дворик, не подворотня, а именно Дворец!
Почти как «Ларец».
И любимая считалочка у нас была:

«На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич…»

И посещая шахматные кабинеты во Дворце пионеров мы мечтали о Дворце шахмат.
Таким вот и выросло наше поколение.
Мечтающим о Дворце шахмат.
Анатолий Евгеньевич Карпов тоже с Урала.
И он тоже вырос, мечтая о Дворце шахмат.
Но в отличие от меня – непутёвого – он эту мечту активно воплощал в жизнь.
Именно с его помощью и поддержкой появился Дворец шахмат в Екатеринбурге!
В двух кварталах от моего дома, в котором я провел (с перерывами на) чуть не полвека своей жизни!
А затем, опять же я полагаю не без его влияния возник и Дворец Шахмат в Ханты-Мансийске!
Иногда мне кажется, что вот в этом стремлении ко дворцам проявлялось в своеобразной форме неприятие ряда негативных моментов в революции и последовавших разрушений прежней культуры.
Дворец, как образ удивительно красивой архитектуры, торжественности, прочности оснований и устоев. Дворец как шедевр, произведение искусства. Как застывшая музыка. Как гимн гармонии, красоте,, совершенству духовного начала в Человеке.
Много раз я приступал было к теме описания Дворца Шахмат, каким его вижу я, и отступал. А ведь я с детства мечтал стать архитектором именно общественных зданий!
Когда Дворец шахмат в Екатеринбурге состоялся, я надолго отошел от этого живущего во мне стремления.
А потом я увидел Югорское чудо.
Помню в первый раз я несколько часов бродил вокруг него и внутри и все пытался сфотографировать.
Сохранить в фотопамяти каждую деталь, каждый элемент, каждую идею.
Да!
Наше поколение выросло с мечтой о Дворце шахмат.
И сегодня я вижу, как наши мечты понемногу превращаются в современные архитектурные формы.
А мы параллельно понемногу превращаемся в слова, в тексты.
В тексты о своих детских мечтах.
Спасибо тебе, Югра!


Рецензии