Дорогами жизни Гл. 7 Часть 7 Стэлла

СТЭЛЛА – вторая слева – НА  НОВОЙ  РАБОТЕ  В  КОЛЛЕКТИВЕ  ЛАБОРАТОРИИ
ГЕОЛОГИЧЕСКОГО  ИНСТИТУТА  РОССИЙСКОЙ  АКАДЕМИИ  НАУК


ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

ГЛАВА 7  1983 год

ЧАСТЬ 7  СТЭЛЛА

   
 Этот год у Стэллы целиком был занят Юриными судами. Жили они по-прежнему у Екатерины Митрофановны.

 Но подробности отношений Стэллы и Юры, как мы уже обещали в разделе «Ейск»,  будут нами освещены в специально для этой темы отведённой – следующей 8-й Главе.

 А здесь мы расскажем о другом очень  важном событии, произошедшем в   личной жизни нашей Ёлочки.  Она поступила в институт. Произошло это неожиданно.

 Как-то раз, я стояла на нашей остановке автобуса, которого почему-то долго не было. В такие моменты я обычно изучала всякие объявления, приклеенные  к стенке открытого с одной стороны навеса над скамейкой на стоянке автобуса и на  столбе, на котором прикреплен указатель с номерами автобусов и наименованием маршрутов.

 Читая все объявления подряд, я наткнулась на одно, которое меня удивило. Объявлялся прием в геологоразведочный институт.

 Вечером, вернувшись домой с работы, я рассказала об этом Стэлле, и спросила - "а слабо тебе туда поступить?".
 На следующий день Стэлла узнала, что приемные экзамены проводятся зимой, так как летом и осенью - самый разгар "полевых" работ. Полевые работы - это не работы на совхозных и колхозных полях. Это - выезд в командировки геологических партий на разведывательные работы, которые прекращаются на время зимних холодов.

 И, как-то так, шутя, без особой подготовки, Стэлла сдала вступительные экзамены и, пройдя по конкурсу, была принята в институт на вечернее отделение. Её жизнь приобрела какую-ту новую окраску, новый интерес, и новых друзей.

 Где-то она повторяла мою судьбу. Я сначала окончила техникум, получив специальность техника-строителя. Затем я окончила вечерний факультет химико-технологического института им. Менделеева, получив специальность инженера по переработке пластических масс. А почти всю жизнь проработала в области организации автоматизированных систем управления.

 Стэлла окончила медицинское училище, следующий шаг - вечерний геологоразведочный институт. Медицина сменилась на геологию...
  Что же будет дальше?

 Учеба в институте захватила Стэллу полностью. Предметы ей нравились.
 В группе вечернего обучения в основном учились - недипломированные геологи. Они уже давно ездили с геологическими партиями в разведку. Были романтиками. Но для продвижения по службе нужен был диплом. Не век же ходить в партии на должности рабочих.

 Понятно, почему в группе все разговоры касались воспоминаний их трудностей и приключений, случавшихся в летних длительных командировках. Стэлла представляла, как пахнет тайга весной, как страшно встретится на тропе с медведем, и - т. д. и т. п. ... эти разговоры завораживали её. Будучи активной, она быстро влилась в коллектив, который был ещё связан тем, что они почти все работали в геологическом институте Российской Академии Наук, в лабораториях, которые занимались разведкой минералов и других подобных направлений.

 Стэлла продолжала работать в автобусном парке. Но вот, после окончания первой сессии, всем студентам объявили о том, что они обязаны принести справки о том, что они работают по специальности.

 Не удивительно, что в ноябре наша Ёлка распрощалась с работой в автобусном парке, и навсегда поставила крест на специальности медика...

 А - жаль! Она сама не раз в жизни ещё скажет, что очень жалеет, что карьера медика у неё не состоялась. Будучи очень доброй, она всю себя отдавала бы этой профессии - служению людям...
   
 Но теперь об этом - жалей - не жалей, уже ничего не вернешь...
   
 На протяжении всей нашей жизни всё время расширялся наш кругозор в сфере различных областей знаний. Мы набирались опыта в разных профессиях.

 Лично я, освоив профессию техника-строителя, работая в НИХТИ, вместе с Виктором познали технологию создания ракет на твердом топливе и проблемы внедрения вычислительной техники в эти процессы.

 Я, окончив факультет Менделеевского химико-технологического института, изучила методы переработки пластмасс, а потом и столкнулась с этим на практике, работая на люберецком заводе пластмасс.

 Двинувшись в сторону глобальной проблемы построения больших систем, я и Виктор освоили постепенно весь набор систем управления: заводом, объединением, институтом, и, наконец - отраслью (ОАСУ-ХИМ, ВПТО-АСУ и др.).

 Виктор, работая в институте повышения квалификации, в совершенстве освоил преподавательскую деятельность.

 Потянуло нас в астрологию. И раскрылся перед нами другой мир - интересный, увлекающий - в эзотерику, мистику, непознанное...

 Трудные времена заставили меня зарабатывать "на еду", чтобы прокормить семью. И я работала поваром... не просто работала, а, постигая итальянскую и другие кухни, в основном - республик СССР, я относилась к этой профессии творчески...

 Попробовав работать в школе, мы изнутри познавали неписаные законы взаимоотношений школьного руководства, простых преподавателей, родителей и детей...

 Получив дачный участок, мы с Виктором освоили все строительные профессии: бетонные работы, плотнические, профессию каменщиков, печников, арматурщиков, стекольщиков, а главное - агрономических изысков...

 Под руководством Виктора мы и наши дети осуществляли каждый год опаснейшие и захватывающие туристические автопробеги. Став автотуристами, мы покоряли самые непроходимые на машинах горные тропы и дороги, изъездив почти все республики Советского Союза...

 С каждым годом мы становились, простите за самоуверенность, - умнее и опытнее.

 Наконец, наш кругозор расширялся ещё и за счет того, что мы старались вникать во все проблемы и профессии наших детей.

 Когда Стэлла училась в медицинском училище, и затем работала на скорой помощи, мы окунулись в интересное море знаний врачебных профессий и врачевания...

 И вот теперь, неожиданно жизнь нас свела с профессией геолога. Пришлось знакомиться и с этим, новым для нас направлением - геология...

 И, хотя все моменты романтики этой профессии у нас в памяти сохранились надолго, немного остановиться на этой профессии сейчас, мне, как всегда, помогут только выдержки из материалов википедии. Это потому, что термины и определения геологической науки настолько специфичны, что они никак не умещаются в кругозоре моих знаний.

 Но это оказалось таким интересным, что, мне кажется, что многие, просмотрев эти выдержки, заинтересуются геологией, и захотят познакомиться с ней поближе.
   
 Начало истории геологии связано с именем Петра I.
 1700 год. Петром I в России было создано первое поисково-разведочное государственное учреждение - приказ рудокопных дел, преображенный в 1719 году в берг-коллегию.
 
 1807 году берг-коллегия была реорганизована в горный департамент.

 1882 году был создан Геологический комитет, ставший главным государственным геологическим учреждением.
   
 После великой октябрьской революции геологическая служба в СССР получила быстрое развитие.

 1919 году при ВСНХ СССР было создано центральное управление промышленных разведок, объединенное в 1922 году с Геологическим комитетом.

 1947 году было образовано Министерство геологии СССР, в системе которого сосредоточены все геолого-съемочные и поисково-разведочные работы, проводимые в стране.

 К 1985 г. Геологическая служба СССР достигла пика своего развития. Объёмы финансирования геологоразведочных работ (грр) и геологических исследований были максимальными за всю историю страны. Прирост запасов основных видов полезных ископаемых не просто перекрывал объёмы их добычи, но и в 1,5-2 раза превысил их. Численность работников в горно-геологической службе страны составила почти 700 тыс. Человек.

 14 июля 1990 г. После ликвидации Мингео СССР создан Государственный комитет РСФСР по геологии и использованию топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, переименованный 30 июля в Государственный комитет РСФСР по геологии и использованию недр.

 14 августа 1996 г. На базе этого комитета создано министерство природных ресурсов российской федерации, которое действует и поныне.

 Пожалуй – дальнейшие выдержки из статей, в которых даются основные понятия  о науке – ГЕОЛОГИЯ скину в ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭТОЙ 7-й ГЛАВЕ.
Этот текст могут просмотреть те, кого тема геологии хоть немного заинтересовала.


 Геологический институт Российской Академии Наук, куда Стэлла перешла на работу, был образован в 1930 году. За время своего существования геологический институт РАН стал ведущим учреждением страны в области наук о земле.

 В институте разрабатываются фундаментальные проблемы тектоники, литологии и стратиграфии.
 
 Основные направления исследований института:
 
 Глобальные и региональные стратиграфические схемы на базе комплекса методов.
 Изотопная геохимия осадочных пород и хемостратиграфия.
 Взаимодействие геологических, геохимических и биотических факторов при седиментогенезе.
 Особенности седиментогенеза и литогенеза в структурах разного типа.
 Тектонические и геодинамические модели формирования и эволюции литосферы земли и основных типов структур континентов и океанов.
 Неотектоника и современная геодинамика, как основа прогнозирования природных и техногенных катастроф.
 Внутриплитная тектоника и геодинамика, эволюция консолидированной коры.
 Геология ложа мирового океана.
 Осадочные бассейны: строение, эволюция, первичные и вторичные концентрации минерального сырья; моделирование.
 Глобальные корреляции и модели геологических процессов и событий, направленные изменения и роль быстрых изменений и катастроф в истории земли.
 Палеоклиматы позднего докембрия - фанерозоя: эволюция зональности, динамика, последствия климатических изменений.
 Взаимодействие в системе биота - геологическая среда - тектоника - климат - рудообразование в ключевые эпохи геологической истории и истории биосферы.
   
 Пояснить значение большинства перечисленных направлений работ, которыми занимается институт, я, естественно не могу, так как это выше моего понимания по сложности определений.

 Но, желающие познакомиться более подробно с результатами исследований в этих направлениях, проводимых подразделениями этого института, могут обратиться к публикациям в "трудах геологического института" (начиная с 1932 г., более 600 выпусков), монографиях и научных журналах, в том числе в журналах "геотектоника", "стратиграфия. Геологическая корреляция", "литология и полезные ископаемые", соучредителем которых является институт.

 Меня нужно во время остановить, а то я могу до бесконечности "беседовать" на тему о геологии...

 Поэтому ещё несколько маленьких выдержек, в которых говорится об истории геологии, её основных принципах и использовании различных методов для выявления - как относительного, так и абсолютного возраста геологических событий, я отправляю в приложение к данной главе.
   
 Отдел, или - лаборатория, не знаю, как правильно называлось подразделение, в котором трудилась Стэлла), работал в режиме остальных таких же групп.

 Летом большинство работников выезжали "в поле". Ближе к зиме группы возвращались в институт. Если - "в поле",это значит - туда... Туда - это в горы, тайгу, пустыню, в общем - в любое неизведанное и не истоптанное место нашей необъятной страны, иногда в сопровождении проводников, чаще - самостоятельными группами, выезжали геологи "в поле".

 В группе каждый член отвечал за определенный участок работы. Был руководитель - начальник партии. Если группа большая, ей выделялась повариха. В маленьких группах кто-то брал на себя эту обязанность по совместительству с основной работой геологов.

 Уезжая в очередную длительную командировку, вместе с группой отправлялся груз, включающий: палатки, запас продуктов, аптечки, инструменты, при необходимости - специальное оборудование, рацию и т. д. и т. п. снаряжение.    Всё это доставлялось до основного места-стоянки партии - сначала поездом, потом - на машине.

 Каждое утро от этого основного места - "стойбища" партии, геологи уходили с рюкзаками по своим "тропам". Если "задания" уводили их далеко, то часто приходилось брать с собой в походных рюкзаках, кроме инструментов, еще и еду.

 Возвращаясь вечером в лагерь, они несли с собой - "добычу" в виде камней, различных проб грунта, или ещё чего-нибудь, добытого за день. Все образцы сопровождались записочками - где, когда и откуда..., и упаковывались до возвращения в Москву. Поэтому, если - туда, до основного лагеря их доставляла одна машина, то в обратный путь для отправки накопившегося за командировку груза требовалось уже несколько машин (или ездок).

 В Москве за зиму каждый доставленный камушек проходил стадию обработки и исследования, а потом писались - отчеты...
 
 В первый год Стэлла не ездила в партию. В её обязанности входило - проведение физических анализов привезенных образцов. Лаборатория была оборудована самыми различными приборами, которые нужно было освоить. Но наша девочка была способной, и быстро вошла в курс дела.

 Со своими прежними знакомыми и поклонниками она рассталась, потому что жила с Юрой. Перестала видеться и с Ольгой. Но, свято место пусто не бывает. Вскоре у неё появилась подружка - Ирочка, которая позже сыграет в её жизни не последнюю роль. Но, об этом - в соответствующих Главах...


ПРИЛОЖЕНИЕ  К  ГЛАВЕ  7

В   ПРИЛОЖЕНИИ  ДАЁТСЯ  ЧИСТО  СПРАВОЧНЫЙ  МАТЕРИАЛ    ДЛЯ  ТЕХ,
У  КОГО  ЕСТЬ  ЖЕЛАНИЕ  ЧУТОЧКУ  ПРИКОСНУТЬСЯ  К  АЗАМ  ГЕОЛОГИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН…

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  ГЕОЛОГИИ
   
   
  Здесь приведены выдержки из статей о геологии  (источник – ВИКИПЕДИЯ)

Статья: ИСТОРИЯ  ГЕОЛОГИИ
   
   
  Первые геологические наблюдения относятся к динамической геологии - это информация о землетрясениях, извержениях вулканов, размывании гор, перемещении береговых линий. Подобные высказывания встречаются в работах таких учёных как Пифагор, Аристотель, Плиний старший, Страбон. Описание минералов и попытки классификации геологических тел встречаются у Аль-бируни и Ибн сины (Авиценны) в X-XI веках. Некоторые современные ученые считают, что современная геология началась в средневековом исламском мире.
  В эпоху возрождения геологические исследования проводили учёные Леонардо да Винчи и Джироламо Фракасторо. Они впервые предположили, что ископаемые раковины являются остатками вымерших организмов, а также, что история земли длиннее библейских представлений. В конце XVII – начале XVIII  века появилась общая теория земли, которая получила название дилювианизма. По мнению учёных того времени осадочные породы и окаменелости в них образовались в результате всемирного потопа.
 
   
 
Статья:  ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  ГЕОЛОГИИ
   
  Геология - наука историческая, и важнейшей её задачей является определение последовательности геологических событий. Для выполнения этой задачи с давних времён разработан ряд простых и интуитивно очевидных признаков временных соотношений пород.
  Интрузивные взаимоотношения представлены контактами интрузивных пород и вмещающих их толщ. Обнаружение признаков таких взаимоотношений (зоны закалки, даек и т. П.) Однозначно указывает на то, что интрузия образовалась позже, чем вмещающие породы.
  Секущие взаимоотношения также позволяют определить относительный возраст. Если разлом рвёт горные породы, значит, он образовался позже, чем они.
  Ксенолиты и обломки попадают в породы в результате разрушения своего источника, соответственно они образовались раньше вмещающих их пород, и могут быть использованы для определения относительного возраста.
  Принцип актуализма постулирует, что геологические силы, действующие в наше время, аналогично работали и в прежние времена. Джеймс Хаттон сформулировал принцип актуализма фразой "настоящее - ключ к прошлому".
  Утверждение не совсем точное. Понятие "сила" - понятие не геологическое, а физическое, к геологии имеющее опосредованное отношение. Правильнее говорить о геологических процессах. Выявление сил, сопровождающих эти процессы, могло бы стать главной задачей геологии, чего, к сожалению, нет.
  "Принцип актуализма" (или метод актуализма) являются синонимом метода "аналогии". Но метод аналогии не является методом доказательства, он является методом формулирования гипотез и, следовательно, все закономерности, полученные методом актуализма, должны были бы пройти процедуру доказательства их объективности.
  В настоящее время принцип актуализма стал тормозом в развитии представлений о геологических процессах.
  Принцип первичной горизонтальности (ang. Principle of original horizontality) утверждает, что морские осадки при образовании залегают горизонтально.
  Принцип суперпозиции (ang. The principle of superposition) заключается в том, что породы находящиеся в не нарушенном складчатостью и разломами залегании, следуют в порядке их образования, породы залегающие выше моложе, а те которые находятся ниже по разрезу - древнее.
  Принцип последовательности (ang. Law of faunal succession) постулирует, что в одно и то же время в океане распространены одни и те же организмы. Из этого следует, что палеонтолог, определив набор ископаемых остатков в породе, может найти одновременно образовавшиеся породы.
  Принцип обеспечения непрерывности (ang. Principle of lateral continuity) гласит, что строительный материал, образующий слои, растягивается по поверхности земли, если только какая-то другая масса его не ограничит.

   
 АБСОЛЮТНЫЙ  И  ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

   
  Основные статьи: геохронология, абсолютный геологический возраст, относительный геологический возраст.
   
  Геологическим событиям можно присвоить точную дату в конкретный момент времени - абсолютный возраст, или же они могут быть привязаны к определённым интервалам геохронологической шкалы - относительный возраст. Геологи используют различные методы, чтобы выявить как относительный так и абсолютный возраст геологических событий.

 До открытия метода радиоизотопного датирования (начало ХХ века), который предоставил возможность определения абсолютного возраста, геологи были в значительной степени ограничены использованием относительных методов датирования для определения возраста геологических событий.
Хотя относительная датировка может определить только последовательный порядок событий, а не дату когда они происходят, она остается эффективным методом в особенности при наличии материалов лишенных радиоактивных изотопов. Геологические пласты, состоящие из горных пород, поверхностных отложений, окаменелостей и осадочных пород, используются для сопоставления одной стратиграфической единицы с другой.

 Относительный возраст обычно определяется палеонтологическим методом.
Абсолютный возраст, как правило, основывается на физических или химических свойствах горных пород. Чаще всего определяется методом радиоизотопного датирования - по накоплению продуктов распада радиоактивных элементов, входящих в состав материала. Полученные данные показывают примерную дату возникновения каждого события, позиционируя его в определённую точку общей геологической шкалы, что очень важно в построении более точной последовательности.

КАРТА  ГЕОЛОГИЧЕСКИХ  ПРОВИНЦИЙ
   
  Геоло;гия (от др.-греч. ;; - земля + ;;;;; - учение) - наука о составе, строении и закономерностях развития земли, других планет солнечной системы и их естественных спутников.
   
  Существует три основных направления геологических исследований: описательная, динамическая и историческая геология. У каждого направления существуют свои основные принципы и методы исследования.

  Описательная геология занимается изучением размещения и состава геологических тел, в том числе их форма, размер, взаимоотношение, последовательность залегания, а также описанием различных минералов и горных пород.

  Динамическая геология рассматривает эволюцию геологических процессов, таких как разрушение горных пород, перенос их ветром, ледниками, наземными или подземными водами, накопление осадков (внешние по отношению к земной коре) или движение земной коры, землетрясения, извержения вулканов (внутренние).

  Историческая геология занимается изучением последовательности геологических процессов прошлого.
   
  Я раньше почему-то была уверена, что геология все время занималась только разведывательной деятельностью, отыскивая залежи различных минералов и других полезных ископаемых.

  Оказывается, изучения недр было начато во второй половине XVIII века Джеймсои Хаттоном - отцом современной геологии. В это время резко возросли потребности в полезных ископаемых, что привело к изучению недр, в частности накоплению фактического материала, описанию свойств горных пород и условию их залегания, разработке приёмов наблюдения. Джеймс Хаттон, автор "теории земли", часто считается первым современным геологом. В то же время в России увидели свет геологические труды Ломоносова.

  Основные подразделения современной стратиграфической шкалы были приняты официально в 1881 году в болонье на 2-м международном геологическом конгрессе. Первыми геологическими картами в России были работы д. Лебедева и м. Иванова (карта восточного Забайкалья, 1789-1794), Н. И. Кокшарова (европейская Россия, 1840), Г. П. Гельмерсена ("генеральная карта горных формаций европейской России", 1841).

  Большую часть XIX века геология вращалась вокруг вопроса о точном возрасте земли. Оценки варьировались от 100 000 до нескольких миллиардов лет. В начале XX века радиометрическое датирование позволило определить возраст земли, оценка составила два миллиарда лет. В настоящее время известно, что возраст земли составляет около 4,5 миллиардов лет.
   
  В процессе учебы Cтэллы в геолого-разведывательном институте и последующей её работы в институте геологии, я узнаю, что геология-то, оказывается, занимается очень многим, в том числе и изучением происхождения земли.

  Не могу удержаться от того, чтобы не привести здесь данные из статьи - "Геохронологическая шкала".

  Геологическая временная шкала включает в себя историю земли. Охватывает период с возникновения самого раннего твёрдого образования в солнечной системе (4,57 млрд лет) и формирования земли в начале катархейского эона (4,54 млрд лет). Оканчивается шкала сегодняшним днём (эпохой голоцена).
  История земли в хронологическом порядке, организованная в таблицу, известна как геохронологическая шкала. Шкала разбита на основе стратиграфического анализа на четыре интервала. Первый охватывает весь период от формирования земли до настоящего времени.
   
  Ключевые события:
  4,568 млрд. лет назад - образование солнечной системы.
  4,54 млрд. лет назад - аккреция земли.
  3,8 млрд. лет назад - конец поздней тяжёлой бомбардировки, первая жизнь.
  3,5 млрд. лет назад - первый фотосинтез.
  2,4-2 млрд. лет назад - обогащение атмосферы кислородом, первый ледниковый период.
  900-630 млн. лет назад - второй ледниковый период.
  540 млн. лет назад - кембрийский взрыв, внезапное увеличение биоразнообразия; начало палеозоя.
  360 млн. лет назад - первые наземные позвоночные животные.
  199,6 млн. лет назад - триасово-юрское вымирание, одно из крупнейших вымираний мезозойской эры.
  65,5 млн. лет назад - мел-палеогеновое вымирание, последнее массовое вымирание уничтожившее динозавров; конец мезозоя и начало кайнозоя.
  6 млн. лет назад-настоящее время - гоминини: 6 млн лет назад - появляются первые гоминини;
  4 млн. лет назад - первые австралопитеки, прямые предки современных людей;
  124 тысячи лет назад - в восточной Африке появились первые homo sapiens.
   
  Я с интересом узнавала все новые для меня сведения.

   Оказывается, геологические дисциплины работают во всех трёх направлениях геологии и точного деления на группы не существует. Новые дисциплины появляются на стыке геологии с другими областями знаний.

  В БСЭ приводится следующая классификация: науки о земной коре, науки о современных геологических процессах, науки о исторической последовательности геологических процессов, прикладные дисциплины, а также региональная геология.
   
  Науки о земной коре:

  Минералогия - раздел геологии, изучающий минералы, вопросы их генезиса, квалификации. Изучением пород, образованных в процессах, связанных с атмосферой, биосферой и гидросферой земли, занимается литология. Эти породы не совсем точно называются ещё осадочными горными породами. Многолетнемёрзлые горные породы приобретают ряд характерных свойств и особенностей, изучением которых занимается геокриология.

  Петрография - раздел геологии, изучающий магматические и метаморфические породы преимущественно с описательной стороны - их генезис, состав, текстурно-структурные особенности, а также классификацию.
  Структурная геология - раздел геологии, изучающий формы залегания геологических тел и нарушения земной коры.

  Кристаллография - первоначально одно из направлений минералогии, в настоящее время скорее физическая дисциплина.

   
  Науки о современных геологических процессах (динамическая геология):
  Тектоника - раздел геологии, изучающий движение земной коры (геотектоника, неотектоника и экспериментальная тектоника).

  Вулканология - раздел геологии, изучающий вулканизм.

  Сейсмология - раздел геологии, изучающий геологические процессы при землетрясениях, сейсморайонирование.

  Геокриология - раздел геологии, изучающий многолетнемёрзлые породы.

  Петрология - раздел геологии, изучающий генезис и условия происхождения магматических и метаморфических горных пород.
   
  Науки о исторической последовательности геологических процессов (историческая геология):

  Историческая геология - отрасль геологии, изучающая данные о последовательности важнейших событий в истории земли. Все геологические науки в той или иной степени имеют исторический характер, рассматривают существующие образования в историческом аспекте и занимаются в первую очередь выяснением истории формирования современных структур. История земли делится на два крупнейших этапа - эона, по появлению организмов с твёрдыми частями, оставляющих следы в осадочных породах и позволяющих по данным палеонтологии провести определение относительного геологического возраста. С появлением ископаемых на земле начался фанерозой - время открытой жизни, а до этого был криптозой или докембрий - время скрытой жизни.

 Геология докембрия выделяется в особую дисциплину, так как занимается изучением специфических, часто сильно и многократно метаморфизованных комплексов и имеет особые методы исследования.

  Палеонтология изучает древние формы жизни и занимается описанием ископаемых остатков, а также следов жизнедеятельности организмов.
  Стратиграфия - наука об определении относительного геологического возраста осадочных горных пород, расчленении толщ пород и корреляции различных геологических образований. Одним из основных источников данных для стратиграфии является палеонтологические определения.
   

ПРИКЛАДНЫЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

  Геология полезных ископаемых изучает типы месторождений, методы их поисков и разведки. Делится на геологию нефти газа, геологию угля, металлогению.

  Гидрогеология - раздел геологии, изучающий подземные воды.
  Инженерная геология - раздел геологии, изучающий взаимодействия геологической среды и инженерных сооружений.

  Разделы геологии, в основном стоящие на стыке с другими науками:

  Геохимия - раздел геологии, изучающий химический состав земли, процессы, концентрирующие и рассеивающие химические элементы в различных сферах земли.

  Геофизика - раздел геологии, изучающий физические свойства земли, включающая также комплекс разведочных методов: гравиразведка, сейсморазведка, магниторазведка, электроразведка различных модификаций и пр.

  Геобаротермометрия - наука, изучающая комплекс методов определения давления и температур образования минералов и горных пород.

  Микроструктурная геология - раздел геологии, изучающий деформацию пород на микроуровне, в масштабе зёрен минералов и агрегатов.
  Геодинамика - наука, изучающая процессы самого планетарного масштаба в результате эволюции земли. Она изучает связь процессов в ядре, мантии и земной коре.

  Геохронология - раздел геологии, определяющий возраст пород и минералов.

  Литология (петрография осадочных пород) - раздел геологии, изучающий осадочные породы.
   
  История геологии - раздел истории геологических знаний и рудного дела.

  Агрогеология[en] - раздел геологии о поиске добыче и использовании агроруд в сельском хозяйстве, а также о минералогическом составе сельскохозяйственных почв.
   
  Изучением солнечной системы занимаются следующие разделы геологии:
космохимия, космология, космическая геология или планетология.



Рецензии