Гл 11. Девушка из Нагасаки, Жанетта, Танго Магноли

Гл. 11.  «Девушка из Нагасаки», «Жанетта», «Танго Магнолия», «Мадагаскар»…
Из цикла «Высоцкий, Хрущёв, Кеннеди».

     Противостояние влиянию агрессивной заокеанской музыки для идеологии Союза было повсеместной обязанностью должностных лиц, прежде всего, кому доверено работать с детьми.
Классики иностранцы, зарубежные известные ритмы,…  «нормальная» музыка были востребованы. Народ увлекался, преподавали в музыкальных учебных заведениях. Плясали танцы, танцевали разные «па», певцы пели оперные партии.
Ритмы ритмам рознь. Быстрые, «бешенные» - «сумасшедшие», танцы, где «вихляние» телами, им предполагался полный запрет.
Самый больной вопрос был, тексты на английском или другом иностранном быстрых ритмов мелодий. Единицы народа, кто знал английский язык и самое простое решение – запрет всему зарубежному.
Запрет запретом, а в народе в 50-60 х, масса распевок коллективного сложения текстов и название им – частушки.
… Что – то осталось с войны, в атаку ходили с патриотической песней, а то и с весёлой народной, нередко с блатной или бойкими матерными частушками.

«Когда на смерть идут, - поют,
 а перед этим можно плакать».

     Значительная часть и заметная, под иностранные мелодии – подражание, в народе были великолепные долго помнившиеся тексты на родном языке.
Старшее поколение помнит шедевры тех лет, играли в ресторанах, улучив момент – на танцплощадках. В те годы народ с удовольствием ходил на открытые танцплощадки, на танцы, если позволяла погода. Танцы в клубах после окончания фильма непременно – сродни ритуалу, их ждали… И возрастной народ, средних лет, а молодёжь так с нетерпением и обязательно.
Играли армейские духовые оркестры. Военные были в каждом городе, нередко в деревнях и посёлках. Танцы, пляски. Была общесоюзная шефская программа, связь Армии с народом – местным населением.

     Часто звучали мелодии трофейных фильмов. Кино, фильм – фильм, улица, дворы замирали, все… «ай – да в кино!».
Показ американского музыкального трофейного фильма и военный оркестр играет, повторяет ритмы кино. Красиво, умело,… задушевно.
     С показа «трофейного», зародились самодеятельные группы отечественных, сначала доморощенных джазистов. Первые ансамбли, невероятным сочетанием инструментов, от гармошки, балалайки, скрипки до сочетания с трофейной немецкой губной гармошкой, бубнами (видели в фильме про африканцев) и клубным роялем, впечатляли! Солисты – заводилы и песенки, покорявшие просторы Союза до дворов.
Бойкие песенки войны, частушки, популярные распевки полублатных мелодий гражданской войны, НЭПа, известных авторов текстов 20-30х годов, самодеятельное творчество,
 
«Не кукуй, кукушечка,
 Не кукуй, горбатая!
 Я теперь ударница,
 Я теперь богатая».

Или.

 «Задушевная подружка,
 Станем письма получать.
 Голубые конвертики,
 Военная печать».

     Девушки и жанр - частушки  куплеты «завлекухи»,  про любовь горячую, безответную,… вечную,  парни…, скромно, нам об этом ещё рано думать.

     Многие тексты разухабистых напевок знали школьники и на разные лады их распевали. Пацаны, насмотревшись фильмов, наслушавшихся молвы про анархистов в гражданскую, лихо демонстрировали походку моряка, «заметая» широкими штанинами дорожную пыль. Сами ни моря, ни моряков, тем более кораблей вживую  не видели. Всё из кино, романтики и мечты – мальчишеского «трёпа», слухов. Чтения приключенческих книг о пиратах. Текст далёких  путешествий, приключений влиял, воздействовал, манил.

«В Кейптаунском порту» или «Жанетта».

     Американская игривая мелодия и текст «Жанетта»,  родилась в начале 30-х годов ХХ века. Была столь популярной, что перешагнула океаны и покорила мир, что текстом, так и мелодичностью.
Известный певец, джазист, одессит Леонид Утёсов, перед войной, сделал перевод на русский язык и обработку весёлой композиции с названием «Моя красавица».
В Союзе была известна во все годы с разными названиями, с изменённым текстом.
До пяти основных вариантов переставленных фраз, правда, смысл рассказанной истории в тексте не менялся.

Распространённый современный вариант песни с оркестром, в сопровождении ансамбля..
Можно послушать в Интернете в исполнении нескольких солистов, мужской, женский вариант – на любой вкус.

«В Кейптаунском порту
 С пробоиной в борту
 "Жанетта" поправляла такелаж.
 Но прежде чем уйти
 В далекие пути,
 На берег был отпущен экипаж.

Идут, сутулятся, по темным улицам,
 И клеши новые ласкает бриз.
 Они идут туда, где можно без труда
 Найти себе и женщин, и вина.

Где пиво пенится, где пить не ленятся,
 Где юбки узкие трещат по швам.

Но вот ворвался в порт французский теплоход
 В сиянии своих прожекторов,
 И свой покинув борт сошли гурьбою в порт
 Четырнадцать французских моряков.

У них походочка, как в море лодочка,
 А на пути у них таверна "Кэт".
 Они пришли туда, где можно без труда
 Найти себе и женщин, и вина.

Зайдя в тот ресторан, увидев англичан,
 Французы стали все разозлены.
 И кортики достав, забыв морской устав,
 Они дрались, как дети сатаны.

Но спор в Кейптауне решает браунинг,
 И англичане начали стрелять.
 Война пришла туда, где можно без труда
 Найти себе и женщин, и вина.

Где пиво пенится, где люди женятся,
 Где юбки узкие трещат по швам.

Когда пришла заря в далекие моря
 Отправился французский теплоход.
 Но не вернулись в порт, и не взошли на борт
 Четырнадцать французских моряков.

Не быть им в плаваньи, не видеть гавани,
 Их клеши новые залила кровь.
 Им не ходить туда, где можно без труда
 Найти себе и женщин, и любовь.
 Найти себе и женщин, и любовь».

     «Жанетта» много лет была в репертуаре дворов и исполнение под гитару самодеятельными исполнителями. С годами всё реже звучит, а гремела шлягером не одно десятилетие прошлого века.
С точки зрения идеологии, содержание текста…, «ни во дни ворота не лезет». Вульгарный, элементы насилия, разврата, ещё и междоусобный вооружённый конфликт. А пели в приличном обществе и власти присутствовали. Ритм гитары, звон струн, изящный  набор  слов к экзотическому далёкому звал…
Океаны, моряки и моря, порты и страсти, песня была очень популярна у военных моряков, не менее любима и моряками торгового флота.

     Не рок – н – рольная мелодия неистового танца – пляски.
Песня с текстом, чувствуется американский акцент. Что американское в те годы «холодной» войны, то навязываемые Директивой от 1948 года, руководителя ЦРУ Даллеса, вдалбливаемое своих американских ценностей советскому народу…, а пели…
Даллес, по трактату Цицерона из древности, таким образом, завоёвывал чужую страну СССР, «кормил чужой пищей»..., а пели…
Контрразведкой Союза распевание такой мелодии должно были пресекаться жестоко, а песню…  пели…
И союзная контрразведка, в том числе «думала», что когда это было…, во времена пиратов…, в прошлых далёких веках, когда была стихия моря, вольных нравов,

«Где пиво пенится, где пить не ленятся,
 Где юбки узкие трещат по швам».

     Конец 50 – х, 60 – е годы. В Союзе массовое увлечение молодёжи, от школьников до аспирантов вузов, от специалистов НИИ до рабочей молодёжи, турпоходами, путешествиями. В стране налаживалась полноценная жизнь, в основном, справились с последствиями войны, постепенно всё входило  в норму.
Системы воевали. Общество напрягали взаимные международные угрозы, послать друг другу «бомбочку» на блюдечке. Народ осознанно соображал без пропаганды: идёт, грядёт  ПАРИТЕТ, «пулять» атомом с преимуществом не получится. Исчезнет жизнь на Земле, «пуляющих» не будет. Знали до ребёнка,  что такое ОМП,  – спасения  НЕТ!  Оружие  МАССОВОГО  поражения и это был атом – «ядер» (жарг.).

     Молодёжь, у которой по определению - по возрасту,  «шило в штанах», имела это ввиду. «Давила» бесшабашность, «несерьёзное» отношение ко всему, по определению родителей, прожил день и ладно. Жизненный расчёт только  вырабатывался, до самооценки далеко.
Часть молодёжи была целеустремлённой, много читала. Звёздные дали, покорение космоса, мечтали о жизни на других планетах. Серьёзная познавательная литература про космос печаталась, научная фантастика начала появляться.
Собачки Белка и Стрелка в космосе! Сделали несколько витков и вернулись живыми. Молва, разговоры, о  возможностях человека в скором времени осваивать Вселенную.

     Зачитывались Жюль Верном, Майн Ридом, Стивенсоном, Киплингом, Грином. Литературой о пиратах, приключениями, поисками сокровищ. «Алый парус», надежды о прекрасном  – ЛЮБВИ. 
И взрослые увлекались, затягивали интересы детей.
Турпоходы, костры, песни. На природе единственный подходящий музыкальный инструмент для текста песен – ГИТАРА. И появляется не просто авторская,  массовая  АВТОРСКАЯ  песня.
Была она и раньше, не было масштаба явления.
Призывы писателей, поэтов к покорению  ЦЕЛИНЫ, познанию и овладению КОСМОСА,  строительство всесоюзной  стройки БАМа в песнях, стихах.
По радио темы, только  МОЛОДЫМ  покоряются трудности, невзгоды, освоение Арктики и Антарктики. Преодоление невозможного, найти выход из любой безвыходной ситуации.

     Авторы текстов песен, композиторы, музыканты творили мелодии музыки молодых. Песен было много о романтике, путешествиях. Неизведанные дали и покорение их только молодёжью. Звучали тексты  под гитару, начали продаваться самоучители игры, и назывались они для семиструнной русской гитары. В продаже появились разные виды гитар.
… 16 октября 1962 года по радио, страна услышала позывные р/с «Юность». Одним из первых организаторов передач был автор – исполнитель своих песен Юрий Визбор. Молодость, молодёжные передачи, песни. Гитара, походы, костры, романтика, мечты…
Юрий Визбор и его песня  «МАДАГАСКАР».
Считалась Гимном студенчества, романтика неизведанного. Что ждёт каждого? Осторожно, осмотрительно, но настырно к поставленной цели, найти себя в профессии, в жизни.

     Яркие песни были и других современных, на то время авторов.
А, например, песню «БРИГАНТИНА», каждый студент знал. Забытая, довоенная, возродил  её  Ю.Визбор.
Звучали песни А.Городницкого о романтических профессиях, полярных лётчиках, геологах, моряках. А его шедевры начала 60 – х, «Перекаты» и «На материк», распевали в поездах, электричках, на улицах, в походах. О нём знали, что геолог, никакой не артист.   

«МАДАГАСКАР»               
Осторожней, друг,               
Ведь никто из нас здесь не был,               
В таинственной стране Мадагаскар.               
----               

Осторожней, друг,               
Тяжелы и метки стрелы               
У жителей страны Мадагаскар.               
               
«БРИГАНТИНА»
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса…
----
Пьём за яростных, за непокорных,
За презревших грошовой уют.
----
Вьётся по ветру весёлый Роджерс,
Люди Флинта песенку поют.


"ПЕРЕКАТЫ"
               
Всё перекаты да перекаты –               
Послать бы их по адресу!               
----               

А где – то бабы живут на свете,               
Друзья сидят за водкою…               
----               

Люблю тебя я до поворота, 
А дальше – как получится.



«НА  МАТЕРИК»
От злой тоски не матерись,
Сегодня ты без спирта пьян,
На материк, на материк
Идёт последний караван.

Опять пурга, опять зима.
----
Здесь невесёлые дела.
               
    
     Пели на вокзалах в ожидании поезда группой под гитару или две. Подхватывали пассажиры, кто не знал слов, начинали по второму кругу. Передвигаясь весёлой толпой по городу, в виде речёвки - напевки и прохожие приветливо улыбались. Призрачное море, далёкие острова, пурга, последний караван… Геологи, минералы, перекаты, любовь… Песни о странствиях, романтике, надеждах.

     В авторской песне тех лет часто присутствовал Александр Вертинский – считается  основоположником жанра. Одни названия его шедевров – песен заставляли стопориться, задумываться,  «Танго Магнолия», «Лиловый негр», «Бразильский крейсер».
Любовь, кино и домино. Экзотика стран, бананы, обезьяны. Корабли и мечты…

«ТАНГО  МАГНОЛИЯ»
-----
«Как дикая магнолия в цветy,
Вы плачете, Иветта,
Что песня не допета,
Что это лето - где-то -
Унеслось в мечтy!

В опаловом и лyнном Сингапypе, в бypи,
Когда под ветpом ломится банан,
Вы гpезите всю ночь на желтой шкypе,
Под вопли обезьян».

«БРАЗИЛЬСКИЙ  КРЕЙСЕР»

«Корабли оякорили бухты,
Привезли тропические фрукты
Привезли узорчатые ткани
Привезли мечту об океане».
.
     Школьники  знали и распевали  разные ЧАСТУШКИ на все лады, студенты и подавно.

«Не ходите дети в школу,
Пейте дети кока – колу…»,
 
дальше куплеты придумывались каждым двором, школой, городом, посёлком.

Интересна интерпретация названия «штатовского» известного напитка «Кока – Кола».
«Кока», жаргон – кокаин. Не смущаясь, не напрягаясь – распевали под мелодию «Блю свейд шуз», «Синие замшевые туфли», один из первых, рок – н – роллов. С ним мастерски «гремел» рокер Элвис Пресли. Вариант, запрещённый в США, разрешалось по ТВ США, фильмах, кинохрониках, показывать исполнение Пресли до пояса. То есть, часть, где вертит задом и прочие недвусмысленности передом, не показывать.
А у нас в Союзе в школах, пионеры на переменах, выбивали ритм прихлопом ладошек, «крутили джаз» - (буги – вуги)  худенькими бёдрами и пели хором
«Не ходите дети в школу…».
Или пели -  (орали),  с приплясом, с подхватом хором, на рок – н – рольную, любую мелодию  ЧАСТУШКУ,

«Змеи и гориллы,
Львы и крокодилы,
Приходите звери, посмотреть на стиль.
Там под баобабом,
Стройный и красивый
Чарли бацал буги,
Выбивая пыль!»
 
     Вот такие, про зверушек, частушки маскировали, даже не задумываясь, что есть какая – то контролирующая всё – всё идеология и «долбали» рок. По – детски, по – пионерски,  ритмовали скорость речёвки – частушки чем можно и на чём можно.
Пионерский горн шёл в «дело» и барабан в такт стучал, главное, было весело.
Взрослые видели, кто сокрушался -  «зараза». На педсоветах учителя возмущались, призывали… сами себя. Родители «давали дрозда» - случалось,  лупили самодеятельных джазистов.
Партия и комсомол «строго следили» а  РОК шагал по планете, по СССР. И ничего, выросли, выучились, стали достойными гражданами страны.

     Американские  буги – вуги,  «ХАЛИ – ГАЛИ» наяривали под  ЧАСТУШКИ, старшеклассники и студенты, «отрывались» до упаду, выделывая ритм хором при сопровождении прихлопом, приплясом. Да и другая «пузатая мелочь» подражала.

«Йе – йе – йе, хали – гали!
Йе – йе – йе,  самогон!
Йе – йе – йе, сами гнали!
Йе – йе – йе, сами пьём!
Дальше похабный вариант, например,
Йе – йе – йе, ловили девок!
Йе- йе- йе, ………………..»  и так далее, в каждой местности свои варианты идиом, вплоть до нецензурных.
Умеренный, про самогон,

«А кому, какое дело,
Где мы дрожжи достаём…»

     … Владимир Семёнович Высоцкий, автор, сочинитель своих текстов под гитару, редко пел чужие песни. Не свои тексты…
По молодости охотно исполнял все блатные, разные частушки, их знал множество.
С 1960 года начал писать своё, наигрывать, отрабатывать текст, заодно совершенствуя стиль игры на гитаре. Искать свои ритмы, исполнительскую манеру.
В кругу военных, куда приглашали довольно часто, кроме своих песен, по просьбам, пел известные мелодии других авторов.
Одна из песен ему была близка… Чем?
Песенка «Девушка из Нагасаки».
Тема та же, например, что и «В Кейптаунском порту» или «Бригантина», или «Танго Магнолия» Вертинского.

     Я на магнитофонных плёнках слышал её не один раз в разных текстовых вариантах. Присутствовала в сборниках блатных песен, нормальных, идейно выдержанных, на кассетах разного размера и назначения.
Было несколько вариантов исполнения по содержанию, по размеру продолжительности, по манере пения мужским или женским голосом.
Высоцкий исполняет один из вариантов, есть в Интернете, читателям рекомендация, обязательно послушать.

 «Он — капитан, и родина его — Марсель.
 Он обожает ссоры, шум и драки,
 Он курит трубку, пьёт крепчайший эль
 И любит девушку из Нагасаки.

 У ней следы проказы на руках,
 А губы, губы алые, как маки,
 И вечерами джигу в кабаках
 Танцует девушка из Нагасаки.

 У ней такая маленькая грудь,
 На ней татуированные знаки...
 Уходит капитан в далёкий путь,
 Оставив девушку из Нагасаки.

 И в те часы, когда ревёт гроза,
 Иль в тихие часы на полубаке
 Он вспоминает узкие глаза
 И бредит девушкой из Нагасаки.

 Коралл, рубины алые, как кровь,
 И шёлковую кофту цвета хаки,
 И дикую, и нежную любовь
 Везёт он девушке из Нагасаки.

 Приехал он, спешит к ней, чуть дыша,
 Но узнаёт, что господин во фраке,
 Однажды вечером, наевшись гашиша,
 Зарезал девушку из Нагасаки.

 У ней такая маленькая грудь,
 И губы, губы алые, как маки...
 Уходит капитан в далёкий путь,
 Не видев девушки из Нагасаки».

Современные исполнительские пристрастия песни, безоговорочно всем интернетсообществом отданы женскому варианту. Разные клипы певицы Джеммы Халид, по откликам слушателей, ценителей жанра,   её исполнение считают лучшим за все годы.
Уважаемые читатели, отвлекитесь, зайдите на страницу «Девушка из Нагасаки». Прослушайте любой вариант.
Оцените оригинальную народную вставку двустишия и слова,

«У ней такая маленькая грудь,
 И губы, губы алые, как маки...»

Как заиграл текст новыми красками таинственности, «жалюстной» нежной иронии.

https://www.youtube.com/watch?v=A4owvK9ElQ0

     Почему пел Владимир Семёнович эту песню!
И было устойчивое мнение, от первоначального текста автора шедевра Веры Инбер, к 60-м годам прошлого столетия осталось начало и конец текста. Текст, основательно изменённый  временем и народом.
Рокерный шлягер «Рок круглые сутки» с частушкой Высоцкого про Зиганшина, «Зиганшин – буги…», изменён народом тоже основательно. Остались начало и конец его родного текста.
Роднит народной смекалкой, народное творчество и произведения обоих востребованы сейчас, их вспоминают, прокручивают время от времени и долго ещё будут помнить.
 
     Родной, первоначальный текст стихотворения поэтессы Веры Инбер.  Сразу стал песней, музыку кому только не приписывали, Вертинскому, Козину, Утёсову, многим другим.
А Вера сама музицировала! По какой причине не она автор мелодии своих слов?
Почему не она музыкальный автор, как Высоцкий своих песен? Он написал, наиграл сопровождение на гитаре.
Её упорно отводят от авторства музыки
У поэтессы время и так уже отобрало несколько двустиший, смысл частично поменялся… Правда, добавились красивые душещипательные строки… Например, одна из них,
«У ней такая маленькая грудь,…»

У Веры Инбер отобрали музыку своих слов!

     Музыкальные энциклопедии… пока, хоть так, оставляют текст песни в оригинале.

«Он юнга, его родина – Марсель,
 Он обожает пьянку, шум и драки.
 Он курит трубку, пьет английский эль,
 И любит девушку из Нагасаки.

 У ней прекрасные зеленые глаза
 И шелковая юбка цвета хаки.
 И огненную джигу в кабаках
 Танцует девушка из Нагасаки.

 Янтарь, кораллы, алые как кровь,
 И шелковую юбку цвета хаки,
 И пылкую горячую любовь
 Везет он девушке из Нагасаки.

 Приехав, он спешит к ней, чуть дыша,
 И узнает, что господин во фраке,
 Сегодня ночью, накурившись гашиша,
 Зарезал девушку из Нагасаки».

     Одесситка поэтесса Вера Михайловна Инбер родилась в конце 19 веке. Зрелой девушкой училась литературному мастерству с произведений  Л.Н. Толстого. Была знакома, общалась с писателями, поэтами  Блоком, Волошиным, Буниным, Алексеем Толстым, Маяковским.
Литературной «комиссаршей» окрестил  Евтушенко, учился у неё,  любила командовать.
Настоящая одесситка, слог, язык, манеры, да и стихи… одесские. Морские, вольного ветра, духа, странствий. Порты, кабаки, экзотика путешествий… Военные мотивы…

«У ней прекрасные зеленые глаза
 И шелковая юбка цвета хаки.
 И огненную джигу в кабаках
 Танцует девушка из Нагасаки».

«… юбка цвета хаки». Специфика словообразования от камуфляжного, «защитного» цвета.
«Традиционно цвет хаки используется в военном обмундировании в целях камуфляжа».

     Удивительное время парадоксов, противоречий…
Вера Инбер близкая родственница – двоюродная сестра Льва Троцкого. Она же крупный общественный деятель страны Советов. Литератор, поэт, прозаик. Переводчик, знала несколько иностранных языков. Великолепно, французский, латышский. С украинского ценны переводы Т. Г. Шевченко и М. Ф. Рыльского.
На ней никак не отразилось близкое родство с родственником Троцким, политическим противником действующей власти в 20-30 х годах.
Перед войной Сталин подписал Указ о награждении её и наградил, недавно введённым, орденом «Знак Почёта», в 1946 году присудил  Премию своего имени – «Сталинская премия»!

Она написала строки, после посещения кабинета Троцкого, наркома по военным и морским делам,
 
 «И, точно пушки на скале,
 Четыре грозных телефона
 Блестят на письменном столе...»

     … Музыка дворов. Влияние, воздействие на юных и взрослых.
Работа моряка военного и гражданского флота. Служба пограничников на отдалённых пограничных заставах, высоко в горах, на  островах, в местах, удалённых от цивилизации. Геологи, изыскатели тайн земли. Работники научно – исследовательских экспедиций, множество других профессий и везде гитара, текст, мелодия отвлекает, расслабляет...
Простой текст массовой авторской песни.
Армия и молодые парни, ограничения, считают дни «дембеля», мечтают…
Музыка спасает от хандры, вдохновляет даже на подвиг…

     … Армия конца 50 – х и 60 –е.  В войсках всё и все понимают. Меняется стремительно обстановка в мире, нужна современная оборона. Угрозы,  «подкинуть друг другу пару сюрпризов», постоянно в СМИ.   Но кадровая политика властей и лично руководителя Хрущёва – ЛЮДИ  послевоенной Армии и отношение к ним... Вопросы и вопросы.
Массовое сокращение в войсках, военнослужащие в напряжении, гнетущее ожидание. Увольнение без гарантий на дальнейшее существование. Армия «бродила», бурлила, в  открытую, не таясь, ругали Никиту, а это значит партию. Пресекалось, продолжалось…, нагнеталось.
Неопределённость офицерского состава Армии сказывалась в народе. Анекдоты, частушки, откровенное насмехательство на реформы Хрущёва, его кукурузная идея.

«Вышла б замуж за Хрущёва,
Да боялась одного:
Говорят, что вместо…
Кукуруза у него».

Лихо распевали бойкие, разбитные молодки. Множество других, острых, матерно – нецензурных песенок  появилось, и он об этом знал.
В Армии сочиняли,… было чревато…, поэтому завуалированные и не понять. Армия в стороне не стояла, радовала  ЧАСТУШКАМИ. Отношение к ней и адекватный ответ устного творчества. Сейчас стыдно хотя бы один куплет в пример привести, так они были ёмки похабным текстом.
    
     Хрущёв сделал многое для страны, полярные отклики будут не одно столетие... Рассказал о культе личности, несмотря на то, что сам причастен. Попутно на десятилетия поссорил «сталинистов» с «несталинистами», организовал многолетнюю молчаливую «гражданскую войну» - гражданское противостояние общества.
В его правление шло восстановление страны из руин недавней войны темпами, что удивило весь мир.
Квартирный, важнейший вопрос решал невиданными темпами, возводились пятиэтажки – «хрущёвки», до сих пор значительный жилищный фонд многих городов уже бывшего Союза.
Ускоренными темпами, ядерные программы на оборону укрепляли защиту страны новейшими на то время разработками систем разных видов ракет.

     Целина, в конечном итоге оказался прав, прирост пахотных земель из бесполезной степи. Хотя пыльные бури половину земель сгубили. Оставшаяся часть благоустраивалась посёлками, впоследствии, городами. Урожаи  зерна ощутимо помогали в борьбе за хлеб.
Та же кукуруза, кормовая база, перестройка сельского хозяйства.
Денежная реформа 1961 года показала, в  «тени»  подпольной экономики, было по разным данным от 20 до 30 % денег! 
«Теневая экономика» была послевоенной, болезненной, остро давила беспринципностью на страдания людей выжить, жестоко влияла на население распределением, снабжением питанием, продуктами.
    
     Одна из трагических загадок прошлого века, причины Новочеркасской трагедии 1-2 июня 1962 года, что неохотно эта… главная причина называлась – последний бой с людскими жертвами дала эта самая «теневая экономика» в ответ на реформу денег Хрущёва.
С большими годами от того времени выясняется,  организаторы совсем не те, условия другие, кто планировал…, кто был тайным денежным «мешком» в стране. Догмы, иначе не назовёшь,  о виновных совсем другие, от наказания виртуозно ушли организаторы – воротилы «теневой экономики». Наказаны не виновные..., попросту, «стрелочники».
Тонко спланированный бунт на нехватке продовольствия.
Итог, «теневая экономика» потеряла все деньги в результате сверхсекретной подготовки и проведения реформы по замене денег. Разгромлена выстроенная система государства в государстве подпольного уголовного управления страной.
Выводы были не засекречены, просто о них не говорили, даже на высшем уровне. Списывалось на последствия войны.
«Теневая экономика» вновь начала возрождаться не скоро…
По исследованиям экспертов МВД, вновь проявилась только в 1972, получила развитие к 1978 году
… Новый ХХI век наступил, анализ тех событий с большими годами видится по – другому.

     Ядерные программы на оборону, модернизация Армии. Программы освоения космоса и Первый Наш Космонавт полетел во Вселенную и вернулся – Ю.Гагарин!
Историки ставят Хрущёву в вину – авантюризм, волюнтаризм в  начинаниях,  непродуманные решения на перспективу, нежелание предвидеть последствия.
После фильма «Кавказская пленница», намекая, волюнтаризм – матерное слово.
Надо признать, американские «ястребы» политики войны, его «непродуманных», «волюнтаристских» (решений Союза), откровенно боялись.  Называлось – «уважали».   

     С годами явственно вырисовывается одно и  главное - развал Армии!
Непродуманное в спешке уничтожение обычных средств ведения войны. Массовое, во многом неоправданное увольнение обслуживающего персонала - личного состава,  офицеров, сверхсрочнослужащих. Отсюда, недоверие руководителям страны за наплевательское отношение к людям. Молва, молчаливый бунт, сопротивление, оппозиция в умах, брожение «на кухнях».
Много фронтовиков – солдат, выигравших войну, их выбросили, как отработанный материал. Погоня – догнать и перегнать США любым путём на энтузиазме, не подкреплённые какой – то  уверенностью народа хотя бы в ближайшем будущем, чем – то материальным – работой, главное – зарплатой, и жильём, зародило то первое –  безразличие к стране государству СССР. Руководитель он, должен ответить за всё…

     Хрущёв мог, но не сделал, трудоустроить военных, люди  понимали и не требовали больших зарплат. Сначала подумать о жилье для армейских, массово увольняемых.
Паритет уже был понятным в гонке вооружений, Америка не будет «пулять», себе самоубийство чинить.
Инерция мышления за героический безотказный народ, а народ резко менялся. Надоело в телогрейках ходить, народ хотел, «хоть раз» пожить в удовольствие. Можно перечислять долго про народ, который сочинял  ЧАСТУШКИ  про вождя. Их  с удовольствием печатали за рубежом, рассказывали, цитировали  разные вражеские радиостанции. Вещали «голоса» в трансляциях на народы, республики  СССР и Никита Сергеевич слушал, он регулярно прослушивал, что о нём говорят враги, «Голос Америки» и другие радиостанции. Слушал. Мог, но не изменил, ни одну из программ, а ему не раз советовали…

     Сытый, довольный народ, с  жильём, теплом, мог горы свернуть. У него всё наоборот, сначала современные пушки и заряд с ядерной боеголовкой, потом всё остальное.
С точки зрения обстановки тех лет, угрозы США…, а вдруг?  Гарантий мира никаких не было. Вот и получается, руководитель, с какой – то стороны всегда плохой. С другой, на то он и руководитель, должен всё предвидеть, а иначе он просто  не нужен. 
Психологически, советский народ, переживший недавно страшную войну, относился к угрозам намного и более  спокойно, чем американцы со своими ядерными бомбами, зарядами. Откровенно  боялись СССР в то время. Настороженно относились к помахиваниям кулаком Хрущёва  в свой адрес. 

     … Сняли его  со всех постов военные – фронтовики, АРМИЯ!
Сразу же прекратилось  разрушение, «разламывание» обычных средств вооружения. Исчез радикальный подход к переоснащению Армии,  изменилось не умное отношение к офицерам и сверхсрочнослужащим. Идеология подсуетилась, методы – элементы военного переворота изничтожила виртуозно. Поэтому, результат в народе – всё хорошее к Никите  истребляется легковесными частушками  о времени  его правления, о нём самом.
Армия формировалась из народа. Молодёжь и их воспитатели, офицеры. Через армию проходило всё здоровое, сильное поколение. Отслужившим, работа, постановка на учёт на квартиру, льготы. Учёба, медицинское обеспечение, их детям, садики, путёвки на оздоровление. Кто отслужил срочную службу в Армии, в любом населённом пункте, отношение, как к состоявшемуся человеку. 
Отношение к офицеру, «сделавшему из пацана,  человека», унижалось государством не продуманным сокращением. Говорили вслух, возмущались…, жаловаться было некому.

     Из пафосных, эмоциональных речей Хрущёва на съездах, совещаниях, собраниях,
«… если военных не контролировать и дать им возможность развернуться в  «собственное удовольствие», «они вгонят страну в бюджетный гроб», «всё государство по миру пустят», «врагу и воевать не потребуется… сами погибнем…»,
«… гирями висят на шее народа, отвлекая миллионы рабочих рук от созидательного труда».
От таких слов у генералов и маршалов опускались не только руки…
Слова вызывали незаслуженную обиду, раздражение. Появлялись мысли о глупости Главнокомандующего, пакостной мести за оговор.
И ходили в армии частушки убийственного антиидеологического содержания, и генералам, офицерам было всё равно.

     До 1953 года проходило сокращение Армии по причине окончания Второй мировой войны. Естественный процесс массовой демобилизации после Победы над Германией и капитуляции Японии.
Начало 1945 года, численность Вооружённых Сил СССР составляла  – 11,5 млн. человек.
1953г., численность Армии – 5 млн. 396тыс. человек.
1958г., - 3 млн. 156тыс. человек.
15 января 1960г. Верховным Советом был принят Закон о сокращении Армии ещё на 1млн. 200тыс. человек за полтора года.
Началась, чуть ли не паника среди офицеров. Опять неизвестность до бытовых трагедий, переживания членов семей военнослужащих.
… Сокращение было не полным, на одну треть, но шуму тех лет, наделало много.
В Армии, к тому времени, остались служить офицеры опытные, заслуженные – все орденоносцы, герои войны. До пенсии срока от 5 до 10 лет.

     Сокращение срочно приостановили  из – за ухудшающейся международной обстановки. Произошёл и резкий спад психологической напряжённости в среде офицеров 
     Карибский кризис 1962 года, Куба. Ещё немного и началась бы Третья мировая, атомная.
Ядерная война.
По прошествии лет, историки делают вывод, виноваты Хрущёв и Кеннеди в разных долях или степени - политическая составляющая. А военная операция -  атака, в среде военных, оценка  сейчас – «АТАКА  ВЕКА!». 
Десант на Америку Советской «Красной» Армии с острова Свободы, Кубы!
Рукой подать до побережья США -  180 км., а до американских островов около 100 км.  В короткие сроки тайно по океану переброшены войска, оружие. Установки для ракет с ядерными  боеголовками, ядерный запас. Ракеты, бомбы, другое оружие.
Когда всё стало явью, простые американцы были в шоке. В Пентагоне долго не верили, возможно ли такое!
Хрущёв, Кеннеди договорились, отказались завоевать друг друга, мировое сообщество остепенилось бурно обсуждать, призадумалось…
Всё успокоилось.
Самокритично, свою боеготовность Штаты оценили «ниже плинтуса». Хрущёв, довольный,  долго при случае вспоминал успешную операцию в воспоминаниях, мемуарах…

     Долго будет помниться исторический кульбит, событие, происшедшее после окончания «манёвров» кораблей ВМФ США, возле и вдоль американского материка до вод Кубы, в период контроля вывода советских войск с острова.
Сейчас этот случай известен, обнародована фамилия командира одной из подводных лодок с ядерным оружием. Известен номер подлодки. 
     … Конфликт обострения обстановки Хрущёв и Кеннеди  благоразумно, благополучно свели к нулю. Кеннеди клятвенно пообещал на Кубу не нападать, ядерное оружие на СССР с Турции не направлять, вывезти его на свои базы.
Хрущёв с твёрдыми заверениями наобещал Америке не угрожать. Вывести советские войска с острова Свободы вместе с ракетами и ядерным оружием.

     Обычные средства вооружения Союз оставил Фиделю Кастро, руководителю острова и кубинцам в подарок. Народ вооружился на долгие годы «до зубов».
Всё время, пока вывозили личный состав, оружие, ракеты с острова, американский военный флот бдительно следил, буквально окружив все входы и выходы.
В один из дней, прямо перед боевой шеренгой флота США, всплывает подводная лодка с советскими опознавательными номерами и ярко красной звездой на рубке!
В СМИ всего мира, освещение событий на  Кубе, тогда только очень уж ленивый журналист не изощрялся  в насмешках  о боеготовности американской  армии.
У себя в стране народом с использованием СМИ, подвергались обструкции все военноначальники до рядового за безответственность своей армии. Американские формы насмехательства над военными были литературными действенными – шаржи, частушки, эпиграммы.
… В этот раз «боевая тревога» прозвучала вовремя. Свободные от вахты моряки, сначала заняли места на кораблях, согласно боевым расчётам. Через некоторое время прозвучала команда «отбой!». Все опять ринулись к бортам…

     Русские всплыли, чтобы  «до ветру» сходить, бриз сглотнуть,  размяться, подышать  свежим  океанским воздухом…
Американский личный состав «облепил» борта  крейсеров, с любопытством «и уважением» наблюдая за появившимися на палубе подлодки моряками вражеской страны.
Корабли обменялись морским приветствием мирных целей… И через некоторое время, с одного из эсминцев американского флота, через мощные усилители, грянула мелодия… ДЖАЗ – БАНДЫ. Так в отчёте командира советской подлодки звучало, сделана запись.
В 70 – х молва в военной союзной среде была, с борта «штатовского» эсминца через  громкоговоритель с магнитофона, под американскую мелодию, прозвучали слова ЧАСТУШКИ  ВЫСОЦКОГО,

«Москва, Калуга, Лос – Анджелос,
Объединились в один колхоз».

И было утверждение, всплывала и другая подлодка  для ремонта, долго в надводном положении стояла. Для неё с американского  крейсера  гремел рок – н – ролл «Зиганшин – буги…» на русском под свою мелодию «Rock Around the clock», «Рок круглые сутки».
Американские моряки хорошо знали героический дрейф советских солдат на барже в начале 1960 года, для них, моряков, молва по флоту была объединяющая - ФЛОТСКАЯ. 
Мелодию  радио «голоса» прокручивали часто, американские магнитофоны уже завоевали рынки мира.

     … Время, годы… Люди знаменитые и нет. Правители и народ.
Моя тема «Высоцкий, Хрущёв, Кеннеди». Их эпоха, поступки, действия знаменитых личностей ХХ века.
Переплетение судеб, дел полезных разных на благо своих народов.

60-е годы, у Высоцкого начало короткого, но яркого творческого пути. Слава, успех, неудачи…

Никита Сергеевич Хрущёв, руководитель СССР, 15 октября 1964 года, покинул свой пост главы государства, стал пенсионером, писал мемуары.

Годом ранее, 22 ноября 1963 года, на своей земле, в своей стране Америке, в государстве США, совершая визит в Даллас, штат Техас, Джон Ф. Кеннеди был смертельно ранен из снайперской винтовки в своём открытом лимузине на одной из центральных улиц города.
35-й Президент США был убит.
Из энциклопедий.
«. Специально созданная комиссия Уоррена показала, что убийцей Кеннеди был стрелок-одиночка Ли Харви Освальд.
Огромное количество социальных опросов, проведённых по всей стране, показало, что не менее 60 % населения Америки не верят в то, что Освальд убил президента или, по крайней мере, действовал один».


Конец 11 главы.
Продолжение следует.


Рецензии
Владимир, очень интересно. так всё и было, я-то помню. Заметил только одну неточность: среди песен Городницкого упомянута "Бригантина". Это не его - Павла Когана. С уважением, Михаил.

Михаил Бортников   14.01.2019 15:07     Заявить о нарушении
Совершенно верно, это песня поэта Павла Когана, погибшего в 1942 году в бою под Новороссийском.
Он написал и такие строки:
"Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно плакать будут ночью
О времени большевиков!
И будут жаловаться милым,
Что не родились в те года..."

С уважением,

Сергей Дроздов   14.01.2019 15:31   Заявить о нарушении
Изучил свой же текст...
У меня, "А, например, песню «БРИГАНТИНА», каждый студент знал. Забытая, довоенная, возродил её Ю.Визбор". Из энциклопедий.
Городницкий послевоенный никак не мог написать "Бригантину"... до военную.
Ошибки нет, есть нелогичность построения текста куплетов. Согласен.
Спасибо.

Владимир Конюков   14.01.2019 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.