Восходитель

     Было послеобеденное время. Главный режиссер Уклейкин провинциального N-ского драмтеатра готовился к генеральному прогону нового спектакля. Тут в дверь постучали. Не дожидаясь ответа, дверь открылась, и в кабинет вошел спортивного телосложения молодой человек. Едва взглянув на хозяина кабинета, молодой человек цепким взглядом оглядел помещение и спросил:
     - Вы тут один?
     Ответа не потребовалось. Дверь снова отворилась, и вошел солидного вида господин лет пятидесяти – пятидесяти пяти с широкой улыбкой на розово-пунцовом лице.

     - Вы будете главный режиссер?- спросил он, подавая руку для приветствия.
     Получив утвердительный ответ, новый посетитель кивнул молодому человеку и тот быстро вышел.
     - Мы с вами нигде не пересекались?- продолжил опрос посетитель, удобно усевшись напротив режиссера.

     Было понятно, что солидный господин пытался выяснить, не ездил ли Уклейкин когда-нибудь на охоту в компании с мэром города или не было ли его среди приглашенных на свадьбе внучки губернатора области. 
     - Вряд ли,- просто ответил ему режиссер.- Разве что вы могли увидеть меня на сцене, я иногда играю роли.
     - К сожалению, я ни разу не был в вашем театре до сегодняшнего дня,- снисходительно улыбнулся посетитель,- предпочитаю смотреть спортивные зрелища: футбол, хоккей, автогонки. Вот, решил наверстать упущенное - приобщиться к искусству, так сказать. Кстати, моя фамилия Тарантулов.

     Это был известный бизнесмен в городе. Ему принадлежали несколько магазинов, автосервис и гостиница.
     - Очень приятно! Премного наслышан о ваших добродетелях,- любезно заулыбался Уклейкин.- И что же Вас привело к нам: коллективное посещение нашего очага культуры или предстоящий корпоратив?
     - Ни то и не другое,- бизнесмен даже слегка замялся, может быть, в первый раз за свою безбедную жизнь. – У меня к вам чисто творческое предложение. Знаете ли, люди в моем возрасте пишут мемуары, некоторые начинают сочинять стихи…

     - Так, так. Вы тоже решили заняться сочинительством? – попытался подтолкнуть режиссер своего собеседника к конкретике, украдкой посмотрев на часы.
     - Какой же из меня сочинитель?! В школе у меня по грамматике всегда были одни «тройки». Не люблю я писать, не мое это!- категорично ответил бизнесмен; и, помолчав, выдал,- Я придумал балет!

     - …Балет?!- режиссер на несколько секунд потерял дар речи, как актер, забывший слова из роли.- И о чем же ваш балет?
     - О себе самом,- бизнесмен скромно потупил глаза, затем продолжил,- о том, как простой бедный парень начал свое дело, возил из Китая и из Турции баулы с товарами. Как он в мороз и в жару торговал на улице в палатке и постепенно превратился в успешного, уважаемого человека в городе. Как вырастил и воспитал со своей женой семерых дочерей -красавиц и удачно пристроил каждую. Как его конкуренты и завистники препятствовали…

     - Это, конечно, замечательно,- вставил режиссер, пока бизнесмен подбирал подходящие слова.- Многие так делали. Я имею в виду поездки за границу за товаром. Я сам тоже съездил пару раз, когда в театре совсем не платили зарплату.
     - Многие так делали,- согласился с ним бизнесмен,- но балет об этом никто до сих пор не придумал, я точно знаю!

     - Допустим,- режиссер решил попробовать зайти с другого конца и быстрее прервать бесперспективную беседу,- но у нас драматический театр. В нашем театре нет ни танцоров, ни балерин; только драматические актеры и актрисы. К тому же, половина нашей труппы – люди предпенсионного возраста. Они не то что танцевать, но и передвигаться по сцене быстро не могут! Вот, если бы вы написали о себе комедию или, скажем, трагедию, то тогда мы могли бы обсудить ваше творческое…
     - Я все предусмотрел,- прервал его бизнесмен,- заранее договорился с руководством столичного театра оперы и балета. Они выделяют нам своих танцоров. Правда, молодых, еще не звездных. Зато они красивее будут, чем звездные - заслуженные.
     -А где они будут жить?
     - Они будут приезжать только в день спектакля,- кажется, у бизнесмена на все были готовые ответы.- Транспорт и номера в гостинице на пятнадцать человек оплачиваю я. Впрочем, и автобус, и гостиница  - мои собственные.

     -Кхм… Позвольте мне взглянуть на Libretto,- режиссер попытался запутать любителя балета сложным профессиональным термином,- надеюсь, оно у вас с собой?
     - Какое либретто?! – удивился тот.- Я же сказал, что не люблю писать! Всю балетную труппу месяц назад я сводил в ресторан и там за ужином объяснил на пальцах, что от них требуется. Они меня прекрасно поняли и уже на следующий день начали репетировать. Теперь каждый день шлют видео на мой смартфон с их репетицией. Завораживающее зрелище, я вам скажу! Стройные, длинноногие балерины и все такое! Танцоры тоже красавчики, кроме тех, кто танцует моих конкурентов, разумеется.
     Бизнесмен оказался неожиданно подкованным по части балета.

     - А как будет называться ваш спектакль?- спросил только режиссер, прежде чем окончательно сдаться.
     - «Восходитель!»- торжественно ответил новоиспеченный балетмейстер, словно объявляя начало представления.

     Примерно через месяц после этого разговора состоялся премьерный показ «Восходителя». В зрительном зале не было ни одного свободного места, чего не наблюдалось в театре уже три десятка лет. Затем балет стали показывать два раза в месяц и каждый раз он собирал аншлаг. Зрители приезжали из соседних городов целыми автобусами, чтобы посмотреть диковинное для провинции зрелище.
 
     В том же году, ближе к завершению театрального сезона, режиссер Уклейкин за семейным ужином рассказывал своей жене Изабелле Евграфовне – пятидесятисемилетней прима-актрисе местного театра, где трудился и сам:
     - Дорогая, представьте себе, мы каждый год приглашаем со стороны креативных режиссеров, чтобы привлечь больше зрителей в наш театр, с тем, чтобы приобщить их к высокому искусству. Но раз за разом наши чаяния не оправдываются – зрительный зал заполняется все меньше и меньше. Тут откуда-то появляется полуграмотный торгаш и предлагает поставить балет имени себя, не потрудившись написать к нему даже либретто в полстранички! И вот этот балаган – абсолютно не режиссированный, без всякого сюжета и содержания, с худосочными девицами и недоученными танцорами вместо сценических персонажей - собирает каждый раз полный зал!

     - Да, театральное искусство пало как никогда низко!- согласилась с режиссером его жена, и, грустно вздохнув, добавила,- А ведь я сорок лет играю на сцене шекспировскую Джульетту. И каждый раз, конечно, с вашей помощью, мой дорогой, раскрываю для себя и для зрителей все новые грани трагической судьбы этой несчастной девушки. И что же? Последний раз за эту роль зрители преподнесли мне букет ровно восемнадцать лет тому назад!..

     Недавно по городку N стали распространяться слухи о том, что в репертуаре местного театра скоро появится еще один балетный спектакль. Если верить тем же слухам, в новом балете языком танцев будет рассказываться о том, как в провинциальный городок Z издалека приезжает на стажировку молодой актер, и остается там навсегда. Со временем он становится маститым режиссером и находит свою настоящую любовь, правда, пережив до этого три несчастливых брака. 


Рецензии