Занимательная Египтология. Часть 16

Колоссы Мнемона

Как бы я не любила Египет, но сейчас мне просто страшно туда лететь. Даже не из-за революций. Страшно, что в аэропорту не работает безопасность. Любой может пронести взрывчатку. Мне, конечно, до сих пор после расставания с любимым мужем , порой не хочется жить, но взорваться в самолете очень страшно. Я еще в Асуане не побывала. *улыбка*.

Итак, вернемся в Фивы.

И представим настоящий имперский город – яркие краски пилонов, ворота храмов, отделанные золотом, серебряные плиты под ногами, инкрустированные колонны, огромные обелиски, острые концы которых сияют на солнце. Стелы все были в золотой отделке. Прекрасные, тихие аллеи, высаженные по бокам белобокие высокие пальмы и тд и тп.

До нас «дожили» лишь мрачные развалины… И то, я считаю, что нам повезло.  Завоеватели Египта могли бы разрушить  все храмы в Фивах, как разрушили не один десяток по всей стране. И мы бы вообще ничего не увидели. 
А все то величие Египта, вся та красота дошла до нас обрывками от древнегреческих авторов.

Можно сказать, что Фивы времен Аменхотепа Третьего были первым величественным городом древнего мира. У меня  это в голове не укладывается, хотя  воображения мне не занимать. Я никак не могу представить те Фивы в этом захолустном городе, который представляет Луксор сейчас.

Как я уже говорила, кроме храмов,   фараон Аменхотеп строил  великолепные дворцы. Но ни один из дворцов не сохранился даже в руинах. Просторные Дворцы строили из кирпича - сырца или из дерева. А не из мощных каменных блоков. Разве будет ждать фараон 30 лет, пока ему построят дворец? Нет, конечно.

Дворцы, чаще всего, были длинными одноэтажными зданиями. Стены, пол и потолок художники  расписывали  фресками. Полы покрывали коврами тонкой работы. Если дворец был построен из дерева,  он мог быть двухэтажным, расписанный снаружи яркими красками,  с изящными маленькими балкончиками.

Дворец Аменхотепа под названием «Дом Ликования» был построен на западном берегу Нила, где обычно хоронили умерших,  и строили заупокойные храмы. А этот фараон захотел тут выстроить свой загородный дом в честь 30-летия правления. Тогда-то он и взял в жены одну из своих дочерей.

На север от  дворца, вдоль подножия обрывистых скал,  был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа. К всеобщему сожалению, от этого храма мало что уцелело. Только знаменитые огромные статуи  - Колоссы Мнемона. Они были высечены из цельного куска камня весом более 700 тонн. Статуи высотой 21 метр. Раньше тут была аллея сфинксов, высеченных из розового мрамора. Аллея шла от реки к главным воротам храма.

Возле  грандиозных памятников на 10 минут останавливается любая экскурсия. Колоссы стоят на современной  дороге, которая ведет к некрополям Западного берега  и к другим храмам. Если повезет – можно сфотографироваться без толпы.

Храм строил тот самый архитектор Аменхотеп, сын Хапу, который много столетий спустя,  стал богом. Колоссы Мнемона стояли перед главным пилоном. Заупокойный храм Аменхотепа Третьего располагался за ними. В его первом дворе находилось очень много монументальных статуй фараона из кварца и гранита. Как они все были разрушены, я не понимаю. Наверное, землетрясением, которое превратило 8 метровые изваяния в пыль под ногами.

На статуях Аменхотеп Третий восседает на гигантском троне, на котором изображено соединение 2-х Египтов – Нижнего и Верхнего. По сторонам статуи изображены мать и дочь фараона.  Эти колоссы не имели всемирной славы до 27 года до нашей эры.
В Фивах произошло землетрясение, и северный колосс покрылся трещинами.
Перепады температур между дневной и ночной,  и влажность воздуха привели к тому, что эта статуя начала «петь».

В то время Египет находился под властью греков. Они то и  вспомнили миф о воине Мнемоне, который погиб под Троей от рук Ахилла. И каждое утро жаловался своей матери, Богине зари  Эос.  С тех пор статуи Аменхотепа Третьего получили имя прославленного греческого героя. А вся область вокруг развалин стала называться Мемнонией.

Весь о чуде быстро разлетелась в древнем мире, и в 130 году нашей эры, император Адриан, который очень любил Восток, приехал послушать эти статуи. Паломничества продолжались лет 60-ть, пока император Септимий Север не приказал заделать трещины, чтобы спасти статую от разрушения.  И вот голос замолчал.

В  храме Аменхотеп совершал важные религиозные ритуалы. У фараона было свое место – огромная  плита из песчаника, высотой в 30 футов. Плита была выложена золотом и драгоценными камнями. Рядом находилась другая плита, на которой были перечислены все деяния фараона во имя бога Амона.

Первая плита до сих пор лежит расколотая в ста метрах от Колосс Мнемона.
Все стены и пол храма были украшены золотом и серебром. Это был верх египетского прикладного искусства. Это было непревзойденно! Это была тонкая, ювелирная работа!

Но поражает и другое. Для огромных кедровых дверей храма  требовались огромные бронзовые петли и другие необходимые элементы. Для того, чтобы их выплавить, нужны были еще более массивные формы.

После установки двери оббивались бронзовыми листами, и фигурами божеств, изготовленных из драгоценных металлов. Вся эта «подгонка» элементов, требовала очень кропотливого, тяжелого и при этом квалифицированного труда.
Для храма Карнака из города Гелиополя  доставили еще две огромные статуи Аменхотепа Третьего. Они были высотой  24-25 метров.  Куда делись эти статуи – история тоже умалчивает.

Расстояние от Гелиополя до Фив  -  486 км. Древний Город Солнца раньше находился там, где теперь стоят здания аэропорта города Каир. Это на северо-востоке столицы Египта. В древние времена  по реке этот путь преодолевали за 9 дней. Это по сведениям Геродота. Но какова должна быть ладья, способная перевести такую каменную махину и не утонуть? Ладьи делали плоскодонными, и использовали отливы Нила.

При Аменхотепе Третьим пышным цветом расцвела скульптура.  Мастеровые и скульпторы стали обращать внимание  на детали.  В скульптурах появилась гибкость, утонченность, изысканность. Все это требовало необычайного мастерства, терпения и кропотливости. А какие замечательные рельефы были созданы в этом веке!
От самого заупокойного храма практически ничего не осталось.  Благодаря раскопкам удалось лишь получить представление о его плане и  размерах. По занимаемой площади  он превосходил знаменитый храм Рамзеса Второго, который назывался Рамессиум.

Храм окружала стена 500 на 700 метров толщиной 8, 5 метра. Комплекс делился четырьмя пилонами на 4 двора.

При раскопках было найдено большое количество стел и статуй – изображения Сехмет, алебастровых сфинксов с крокодилами хвостами, сфинксов с головами Анубиса, гиппопотамов.

Мне совершенно непонятно, почему это все вывезено с территории бывшего храма и за Колоссами Мнемона сейчас просто зеленое поле.

В одной из книг мне удалось прочитать, что роковые толчки случились в  1220 году до нашей эры, еще при жизни фараона Меренптаха. А довершил свое разрушение Нил, который разливался, затоплял храм и заносил его илом и песком. Часть камней была использована вторично на сооружение заупокойного храма Меренптаха, который находится рядом,  и храма Хонсу в Карнаке.  По другой версии храм был разрушен безбожниками примерно через 200 лет после смерти Аменхотепа Третьего.

Два сфинкса, которые стояли перед храмом в 1832 году были перевезены в Санкт-Петербург и установлены на набережной Невы, напротив Академии Художеств.
Итак, искусство зодчих в конце 18 династии достигло небывалого расцвета,  и их мастерство плавно переходит в 19 династию.

На стенах храмов, гробниц отражалось все – боевые сцены, фараон на колеснице, картинки мирной жизни, сбор урожая, изготовление кирпичей и вырубание огромных каменных блоков. Сцены из жизни животных, сцены из жизни придворных. Все те аспекты, которые присутствовали в жизни египтян, все тщательно изображалось в виде фресок или высекалось на стенах и массивных колоннах храмов. Этакий древний Инстаграм.

Многие ученые говорят, что два льва эпохи Аменхотепа Третьего, которых мы долго рассматривали в Британском музее в Лондоне – это самое совершенное изображение животных, которое дошло до нас из той глубокой древности.  Эти два льва на самом деле великолепны. От них до сих пор исходит какая-то совершенно сумасшедшая энергетика.

Самое интересное, что львы не предназначались для какого-то центрального храма, их изготовили, чтобы отправить в далекую Нубию, в небольшое провинциальное святилище.

Все самые значительные произведения искусства тех времен бесследно погибли вместе с непрочными царскими дворцами.
 
Я нашла в одной из книг описание комнат дворца Аменхотепа Третьего.  «Наряду с цветными полами, украшенными сценами из жизни животных, стены роскошных комнат были покрыты нежно – голубыми кафельными плитками, под которыми было уложено листовое золото со сложными, выдавленными фигурами. Для заполнения больших поверхностей использовалась глазурь. Все это было изготовлено с тонким художественным вкусом.»

С таким же великолепием были украшены дворцы главных царских жен. У жены Аменхотепа Третьего, Тии был большой дворец с огромным  вырытым озером, по которому фараон плавал на барке.

Музыкальные инструменты тоже развивались. Арфа стала высотой в рост человека с 20 струнами, из Азии в Египет пришла лира, плюс лютня и двойная флейта. Это был  уже настоящий оркестр.

Пышные праздники по любому поводу стали обычным явление в Фивах. Один из месяцев года, когда праздновались религиозные торжества,   получил название «месяц Аменхотепа». Вообще, Аменхотеп Третий не просто, как все фараоны, считал себя божеством, он называл себе видимым Солнцем. Были построены храмы, преимущественно в  Нубии, в которых его жене поклонялись, как Богине. Ему самому, как Богу,  поклонялись в храме в Мемфисе.

С этим представлением о себе как о светлом Солнце перекликалось настойчивое подчеркивание своей приверженности к «правде» (Богиня Маат). Из пяти царских имён три были посвящены ей: в первом имени царь величал себя «Воссиявшим в Правде», во втором — «Устанавливающим Законы», четвёртое, обычно государственное имя, — «Неб-Маат-Ра» означало «Владыка Правды Солнце». (из Википедии).

Литература, наверное, тоже процветала. Но, не сохранилось практически ничего из литературы 18 династии. Лишь отрывки из гимна в честь триумфа  Тутмоса Третьего, и гимна к солнцу Эхнатона.

Любимое занятие фараона – охота, чаще напоминала тупое избиение диких животных, загнанных в большие загоны. На скарабеях выбивались цифры, например, львов было убито 102 за 10 лет охоты. Почти 40 таких памятных скарабеев сохранились до наших времен и находятся в разных музеях по всему миру. 

Когда фараон отпраздновал 36 годовщину своего правления, на север от Египта начались бунты и смуты. Подняли голову хетты и начали свои набеги. Фараону хетты не казались опасными противниками. Аменхотеп был уже стар и не хотел воевать. Он отправил лишь часть войска, которое двигалось весьма не торопливо и без особого успеха. И тут в 1375 году до нашей эры, умирает Аменхотеп.


Рецензии