Дорогами жизни Гл. 7 Часть 10 Работа Виктора

СОТРУДНИКИ  ИПК  МИНСТАНКИНПРОМА  НА  СУББОТНИКЕ
На переднем плане – Калашникова Л. М. – зав. кафедрой экономики и потом бессменный парторг ИПК Минстанкинпрома.
Третий слева (после наклонившегося преподавателя) – Дудко В. А.


  ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

  ГЛАВА 7  1983 год

  ЧАСТЬ 10 Работа ВИКТОРА

   
  Директор института постоянно напоминал мне, что кафедра у меня небольшая и что надо набрать ещё несколько штатных преподавателей (об этом, правда, он говорил всем заведующим).

  Я старался взять ещё преподавателей, но с работы в отрасли не все хотели перейти на преподавательскую работу.

  Так специалист по САПРу Левин, работник ЭНИМСа, готовился защитить докторскую. Он и так привлекался к нам на полставки, был хорошим лектором. Но идти к нам не хотел.

  Мне в течение нескольких лет удалось постепенно принять несколько человек: Кувыкину, Комарова, Хромушина. Причём, с последним потом мы долго и трудно пытались расстаться. Это был не только необязательный человек, но и не порядочный. Не признавал никакой дисциплины, срывал занятия, часто отпускал слушателей раньше времени или, вообще, отпускал с занятий, не проводя их. Постоянно от деканов и методистов групп на него сыпались жалобы. Попытки решать мирно конфликты не удавалось.

  Надо сказать, что пришёл он - из МОПА от Данильченко, там он защитил кандидатскую. Как всегда, перед приемом я просил Лапшина провентилировать прошлое и настоящее претендента. Поскольку Лапшин имел широкий круг знакомых в закрытых организациях, он получил неплохую характеристику на Хромушина, от своих знакомых и потом и от отдела кадров предприятия. На этот раз все они подвели его: дали хорошую характеристику, хотя сами не знали, как от него избавиться. В общем, они нам его "подсунули". Потом Лапшин долго ругался на своих знакомых, и помог от него избавиться.

  Все разговоры с директором он взял на себя. Целый год мы мучились. И только, когда подошёл срок избрания его на штатную должность старшего преподавателя  и ему надо было подавать документы на конкурс, он, понимая, что его не изберут -  ушёл от нас по собственному желанию. Так с огромным трудом мы избавились от Хромушина. Правда, мы  тоже поступили нечестно и по запросам из ОК предприятий давали Хромушину нейтральную характеристику.

  Пришедший к нам Комаров был прямой противоположностью Хромушину. Это был большой крупный мужчина. Из него, в отличии от Хромушина, получился неплохой преподаватель. Что его отличало от остальных, так это его неуёмное заискивание передо мной. Он готов был былинку сдувать с меня. Во всём он поддерживал меня. Я, не привыкший к таким знакам внимания к своей персоне, чувствовал себя не просто неловко, а откровенно - постоянно оплёванным. Я никак не мог его перевести на нормальные рельсы взаимоотношений. К счастью для меня и к несчастью для Комарова, он долго болел: на даче он колол дрова и случайно топором чуть не отрубил себе ногу, ударив себя в стопу…
   
  На одном из заседаний, кажется, на дне знаний, проводимом на ВДНХ, в присутствии отдела ВШ ЦК КПСС, руководства Минвуза СССР и научно-методического совет по повышению квалификации мне пришлось выступать от имени своего института и от имени секции ВТ и АСУ.

  Я рассказал о том, как мы, побывав,  в учебных институтах,  и в разных ИПК, на занятиях по использованию ЭВМ в учебном процессе, убедились, что при недостаточной обеспеченности средствами ВТ, занятия проходят неэффективно.

  Если один слушатель сидит за пультом, допустим дисплея, то остальные слушатели толпятся рядом и участвовать в процессе обучения могут, в основном, глядя и слушая, а опыт практической работы могут получить ещё - один, ну - два человека. Да и преподаватель тоже в затруднении. Желательно такие занятия проводить, деля группу на несколько подгрупп, к каждой из которых прикрепить отдельного преподавателя, который будет давать необходимые пояснения. Привожу выдержку из сохранившегося листочка того выступления:

  "... по ЧПУ, АСУ, САПР и другим автоматизированным системам на базе средств вычислительной техники, опыт  показал, что это число рабочих мест, например, у компьютера должно быть - пять (четыре). При кратном увеличении рабочих мест необходимо, чтобы на каждые 4-5 рабочих мест был один преподаватель, т.е. - каждая подгруппа при проведении занятий  в 4-5 человек должна иметь одного преподавателя. Для эффективного приобретения практических навыков работы с системой..."

  При проведении занятий в таких подгруппах каждый слушатель под руководством преподавателя обязан поработать за устройством и, по возможности, приобрести навыки практической работы (хотя бы начальные).

  Спустя некоторое время на занятиях по освоению ВТ Минвуз СССР разрешил делить группу на подгруппы по 6-7 человек, с привлечением в каждую подгруппу отдельного преподавателя.

  С этого времени на занятиях присутствовало несколько преподавателей и несколько групп.

  Надо добавить, что и в школах на занятиях по информатике разрешается делить группу не пополам, а на большее число подгрупп. Я, конечно, не приписываю это решение только себе, (хотя, и горжусь этим!), но думаю, что этот доклад был ещё одним напоминанием (звонком от специалистов). Ведь важно не только знать и сказать – как должно быть, нужно ещё добиться того, чтобы твоё предложение услышали и провели в жизнь…
Мы же от секции постоянно, при каждом удобном случае -  об этом напоминали в своём Управлении.

   
  РАБОТА  В  СЕКЦИИ  ВТ  И  АС  МИНВУЗА  СССР 
 
  Мы стали намечать раз в год выездное заседание секции.

  Так мы посетили следующие города: Вильнюс, Ригу, Киев, Калининград, посёлок Редкино. Сначала мы посещали ИПК и знакомились с положением дел по применению ВТ и АС в институте и с разработками, которые у них имелись. После всех этих мероприятий нас, небольшую группу профессоров и доцентов, водили на разные экскурсии.
   
  Так в Вильнюсе мы побывали на заводе, выпускающего АССВТ-5000. Посмотрели организацию работ, сборку АССВТ, прошлись по цехам. АССВТ только что начали поступать по разнарядкам. Мы получили почти всю техдокументацию. В заключение нас сводили на главную улицу Вильнюса, превращенную в пешеходную зону. Здесь нас провели в закрытый (не афишируемый) ресторан, где нас накормили и даже чем-то ещё угощали.

  Интересно было, находясь в зале, смотреть в окна и наблюдать за пешеходами, а они нас в окна не видели. Я же вспомнил, что в этом ресторане, похожим на отдельную комнату, уже был раньше, когда Техуправление Минстанкопрома на базе Вильнюсского станкозавода проводило совещание начальников ВЦ.
  Я в какой - то Главе уже упоминал немного об этой поездке, но повторюсь ещё раз, для полноты впечатлений о наших поездках на эти выездные заседания. Тем более, что в первом упоминании у меня было написано:
   "......после экскурсии на Вильнюсскую ТВЦ, нас всех провели в сауну на стадионе Жальгирис. Надо сказать, что в сауне к нашему приходу в раздевалке уже были накрыты столы. Кроме того, туда к нам направили несколько программисток из ТВЦ."

  Ираида, прочитав, прицепилась ко мне - "Как! А мне ты про это не рассказывал! Значит, и - ты!!...

  Можно подумать, что я в течении "последних" 55-и лет моей жизни только это ей не рассказывал! Ха-ха!!! ... Шутка!

  На всякий случай, в этом варианте, упоминая про сауну, все пикантные подробности я опять опущу...

   Проводил совещание Марковников, который пригласил меня поучаствовать в нём. Он всех начальников познакомил с новым заведующим кафедрой ВТ и АС нашего ИПК. Главный инженер завода поручил начальнику КВЦ принять нас по высшему разряду. И нас тогда привели в этот ресторан и накормили и напоили. Потом нас всех днём свозили на стадион Жальгирис, где была организована сауна с горячительными напитками. Туда же пригласили несколько программисток из КВЦ. Все мы парились в парилке, а потом плавали в бассейне. Морковников сильно поднабрался. Мы вместе с ним должны были в это же время попасть на поезд. Василия Григорьевича с огромным трудом затащили в вагон и я за ним присматривал всю дорогу. Такова тогда была жизнь…
   
   Другая командировка была в Ригу в ИПК Латвийской ССР. Заведовал институтом бывший министр внутренних дел республики.

   Мне пришлось перед ним защищать нашего коллегу Игнатьева. Тогда я не придавал никакого значению положению директора. И это помогло коллеге. Надо сказать, что положение дел в институте было отличным. И мы порадовались этому. В конце аудиенции он пригласил нас посетить знаменитый завод Кристалл. Однако местные товарищи не сумели нас всех собрать во время, и поэтому нас не провели по обычному маршруту экскурсии с парадного зала завода, а в наказание за опоздание провели «черновым» маршрутом.

  Начали мы с цеха подготовки, как бы это назвать - "солода", приготовления основы рижского бальзама. Технолог цеха рассказала, что во время войны был потерян рецепт изготовления бальзама, и только недавно им удалось его восстановить. Она подвела нас к огромной бочке (я думаю больше 200 литров), где готовилась основа бальзама. Нам предложили попробовать его. Мы, конечно, обрадовались. Ещё бы, быть на заводе и не использовать такой момент! Принесли рюмочку примерно в 30 грамм и по очереди из краника - нацедили каждому. Первый попробовал и даже не поморщился, затем - второй, и т.д. И только последние стали отказываться от этого дара. И, действительно, это такая гадость, что словами не описать. Можно с уверенностью сказать, что, давая это дерьмо - пьющим, в качестве лекарства, можно навсегда избавиться от алкогольной зависимости.
Мы все ругали первых, попробовавших эту гадость, за то, что они всем остальным не сказали об этом. А те отвечали, что хотели, чтобы это попробовали все остальные и испытали всё, что испытали они.

  Следующим цехом был цех ликёров. Нам принесли уже 100 граммовую рюмку и дали попробовать почти все виды ликёров разных цветов и вкусов. Лично я особенно не любил ликёры, поэтому попробовал несколько и то - не полную рюмку.

  Затем мы прошли в цех - водки. Начальник цеха - женщина рассказала, что для экспорта при приготовлении водки - она проходит наибольшее число видов очистки, чем водка, предназначенная на внутренний рынок. А экспортный вариант попадает в свободную продажу на внутреннем рынке, когда заказчик по каким-то причинам отказывается от своего заказа. Так недавно из Испании вернули большой заказ из-за того, что при входном контроле обнаружилось, что водка не соответствует госту по крепости (всего 39,50 вместо 40,00). Нам опять принесли 30 граммовую рюмку и всем дали попробовать экспортную водку. Надо сказать, что такой вкусной водки я никогда не пробовал. Она пилась отлично, и её ещё хотелось пить и пить, но давали только одну рюмку в 30 грамм.

   Нас провели по участку, где автоматы промывали бутылки, большая часть из которых составляли сданные бутылки.

   Потом мы побывали - в цехе розлива бальзама. На небольшой линии подавались керамические бутылки, в которые автомат заливал готовый бальзам, затем бутылка закрывалась пробкой, а на пробку наносился горячий сургуч, и - ставилась печать. Бутылки с небольшой скоростью передвигались друг за другом. Мы прошли всю небольшую цепочку разливочного цеха. В цеху было всего три человека. Когда мы покидали цех, я услышал фразу: "надо же, ни одной бутылки не взяли!?" - это про нашу группу. Действительно, бутылки двигались непрерывно, но иногда между бутылками по каким-то причинам бывало пустое место, так что при взятии одной бутылки - это было незаметно. Я, лично порадовался за наших товарищей, хотя в продаже Рижский бальзам даже в Риге был дефицитом.
 Зато кто-то из сопровождающих нас - сумел отовариться. Нам в награду каждому дали не по бутылке бальзама, а примерно по 50-100 новых  этикеток "Рижского бальзама" и "Рижского кристалла". Эти этикетки ещё долго валялись в альбоме этикеток.

  Затем мы побывали в цеху розлива водки кристалл (на этикетке сама водка и её завод были напечатаны латинскими буквами, и эта водка ценилась даже больше, чем обыкновенная московская или столичная).

  Здесь линия была довольно длинная и бутылки двигались друг за другом непрерывно. Тем не менее, наши сопровождающие сумели с линии и здесь снять - пару бутылок, которые мы оприходовали после экскурсии в соседнем кафе.

  В заключении нас провели в зал приёмов, с чего должна была начаться наша экскурсия. Нас познакомили с историей завода и его сегодняшними достижениями. На этой оптимистической заключительной ноте закончилась наша экскурсия.

   
  Однажды мы организовали поездку членов секции в Киеве, в ИПК Минпищепрома УССР, где нас ознакомили с работами - в области качества обучения с применением технических средств обучения.

  Естественно, в заключение нас провели с экскурсией на киевский завод шампанских вин.
  Нас попросили не брать с собой портфели, дипломаты, и большие сумки, что мы почти все выполнили, за исключением Стогоненко и ещё кого-то.

  Нас ознакомили с технологией быстрого изготовления шампанского. Нам показали цех приёма вин с огромными ёмкостями на несколько сот литров каждая. При нас в одну из них заливалось - вино Фетяска.

  Потом нам показали линию предварительного розлива полуготового шампанского.   Бутылки из-под шампанского заполнялись ещё не готовым вином, которое готовилось заранее и отдельно, и автоматически закрывались пробкой, затем переворачивались и направлялись на склад, где выдерживались 11 суток при низкой температуре. И только после этого бутылки автоматически переворачивались, раскупоривались, освобождались от ледяной винной пробки в бутылке и опять, теперь уже окончательно, закупоривались специальной пробкой (приобретаемой за границей) и отправлялись на склад готовой продукции.
 
  На этой стадии процесса всё тщательно контролировалось автоматически, поэтому изъять бутылку-другую здесь нельзя было.

  Начальник цеха пригласил нас в свой кабинет, где уже находилось несколько десятков бутылок с ещё неготовым шампанским, и предложил нам всем дегустировать его. Многие расхрабрились, и пытались выпить не один бокал шампанского, однако это почти никому не удалось. Больше одного бокала такого полу-шампанского употребить не удалось. Зато двое набрали по нескольку бутылок в свои сумки, и потом в гостинице, мы ещё целый вечер, коротая время, до отъезда, понемногу допивали их. Экскурсии по Киеву нам почему-то не организовывали.
   
  В Калининграде нам запомнилось посещение берега моря и сбор янтаря, который почти не попадался нам. Украшения из янтаря мы видели в магазине и некоторые из нас их покупали. Особенно запомнилось нам посещение древней части города и крепости.
 
  Интересную историю рассказали нам про философа Канта. Показали дом, в котором он жил. Отмечали его педантичность: по времени его появления на улице возле костёла можно было сверять часы.
   
  Я бы хотел подчеркнуть, что мы организовывали выездные заседания секции, конечно, не ради посещения упомянутых заводов, а - по плану работы секции, а экскурсии нам организовывали местные товарищи, понимая, что мы специально для этого сюда бы не поехали. Просто я собрал все эти воспоминания о поездках за несколько лет в одном месте.

   
  В 81, или 82,а, может быть - 83 году (я точно не помню),  мне поручили провести политинформацию посвященную дню победы. Ну о чём говорить, чтобы было не трафаретно? Я вспомнил, как в 1945 году перед окончанием войны я сбежал на фронт к отцу. Я решил, вместо обычных большинству известных фактов, рассказать мою историю, не упоминая настоящее имя мальчика - может быть, это будет интереснее. Я так и поступил.

  Я рассказал, как приехавший из глубины союза на границу с Польшей мальчишка, решил отыскать своего отца. Вместе с сержантом, не предупреждая мать, мальчишка отправился в неизведанное. (Всё это описано в главе детство Виктора). Я красочно всё описывал и, как мне казалось, это было интересно слушателям - нашим сотрудникам.

  После этого сообщения я написал письмо отцу, который в ответ прислал мне копию фотографии офицеров 38-ой армии в Польше, на которой был и я.

  Затем, в одной из передач телевидения показали генерала Епишева и интервью с ним. Об этом я сообщил в письме и отцу. Отец, некоторое время спустя, прислал мне вырезку из журнала, на которой были напечатаны 5 или 6 генералов - всё руководство 4-го Украинского фронта, в том числе был и нач. штаба Епишев и член военного совета фронта генерал Мехлис. Я так и не узнал и, естественно, не вспомнил, кто из них привёз (подвёз) меня с Одерской переправы в штаб фронта.

   После официального окончания войны немецкие войска ещё почти месяц сражались в Чехословакии. Где-то в конце 90-х  я несколько раз ездил в парк им. Горького с фотографией, пытаясь кого-нибудь встретить... но, увы!? Так никого не встретил. Я также обращался в совет ветеранов 38-й армии, но также тщетно... А в 2005 году  в "Московском Комсомольце" 5 мая была напечатана статья о моём побеге из дома на фронт. Тогда мне было 11 лет…



  В своих группах я стал пропагандировать только что появившуюся нашу советскую, относительно дешевую мини-ЭВМ БК-0010.

  И только в следующем году я получил её описание, которое здесь привожу. К сожалению, сам я не приобрёл её, и не работал на ней, хотя машина была не плохой. Да я  и не ознакомился с языком Фокал (хотя как заведующий кафедрой ВТ обязан был это сделать!).

  СРВЕТСКИЙ  ПЕРСОНАЛЬНЫЙ  КОМПЬЮТЕР
   
   Я на лекциях часто приводил пример наличия в стране дешевого компьютера, пользуясь тем, что ЦНИИ "Э" выпустила сообщение:

   НОВОСТИ  БЫТОВОЙ  ЭЛЕКТРОННОЙ  ТЕХНИКИ

   В начале был приведен рисунок (сейчас бы мы назвали его системным блоком совместно с клавиатурой).

  Под ним напечатано:

   Бытовая микро-ЭВМ
   "Электроника БК- 0010"
   И - в самом низу -
   ЦНИИ "Электроника БК- 0010" 1984
   
  На обратной стороне:

  Бытовая микро-ЭВМ "Электроника БК-0010"
  Первая в стране бытовая микро-ЭВМ "Электроника БК-0010" состоит из
  информационно-вычислительного устройства (ИВУ) и блока питания (БП)
  в комплекте с бытовым телевизором, имеющим вход "видео", и
  бытовым кассетным магнитофоном.

  Бытовая микро-ЭВМ предназначена для:
 
  - Выполнения математических и инженерных расчётов;
  - Создания информационно-поисковых систем (каталоги, записные книжки);
  - Управления по предварительно составленной программе бытовыми
   приборами и устройствами, электрически сопрягаемыми с цепями
   программируемого параллельного интерфейса, выведенными
   на сигнальный разъём;
  - обучения.
   
  Простота эксплуатации микро-ЭВМ приближает её к настольным микро-
  калькуляторам. Однако наличие языка высокого уровня, диалогового
  языка "Факал-БК-0010" позволяет сравнивать ее по техническим
  возможностями с современными мини-ЭВМ.
   
   Технические характеристики:
  Разрядность, бит ................................... 16
  Быстродействие, тыс. операций/с .................... 300
  Объём адресного пространства, кбайт
   В том числе :
   ОЗУ пользователя ................................... 16
   ОЗУ экранной памяти ................................ 16
   ПЗУ экранной памяти ................................ 32
   Из них:
   ПЗУ пользователя .................................... 8
  Потребляемая мощность, ВТ .................. не более 20
  Напряжение питания, В ...............................220
  Напряжение питания ИВУ (через блок питания), В.......  5
   
  Габаритные размеры, мм:
  ИВУ................... ...................... 360х195х65
  БП........................................... 180х100х80
  Масса, кг ........... ........................не более 4
   
  Ответственный за выпуск - Калатупов П.П.
  Т-06623 подписано в печать и в свет 20/11-84, тираж 2000 экз. Зак. 111
  Центральный научно-исследовательский институт "Электроника". 1984

   
      
  Купить БК можно было в магазине Электроника по цене, как мне говорили, за 1000 - 1300 руб., в действительности, они стоили 600 - 650 руб.

  Недостатком этого ПК было то, что снижало его стоимость, это - отсутствие монитора и дисководов, вместо которых предлагалось использовать бытовой телевизор и бытовой магнитофон, которые должны быть у пользователя.

  Преимуществом этого ПК было то, что он изготовлялся из отечественных комплектующих. Недавно по интернету я узнал, что БК было выпущено более 160 тысяч и ещё 190 тысяч. По тем временам это была огромное количество, тем более, что их стали применять в учебных классах (с небольшой модификацией, касающейся клавиатуры, а также появлением дополнительных внешних устройств). Эти ПК тогда были на уровне мировых "домашних компьютеров" (как их именовали тогда за рубежом, а мы стали именовать "бытовые компьютеры").

   
   
  ........................Р Е К О М Е Н Д А Ц И И............................

  Научно-методического семинара заведующих кафедрами АСУ институтов повышения квалификации и членов секции АСУ научно-методического совета: "Методика применения средств вычислительной техники при повышении квалификации руководителей".
   
  Научно-методический семинар проходил 22 и 23 марта 1983 г. На базе Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР. На семинаре присутствовали заведующие кафедрами АСУ или Управления, преподаватели ИПК.

  В "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы и на период до 1990 года" подчеркнута необходимость обеспечения дальнейшего развития и повышения эффективности автоматизированных систем и систем различных типов.

  Важным условием повышения эффективности использования вычислительной техники в народном хозяйстве является высокий уровень подготовки в этих вопросах хозяйственных руководителей. Об этом свидетельствует накопленный опыт в нашей стране и за рубежом.

  В соответствии с Программой был заслушан доклад зав. кафедрой АСУ Академии народного хозяйства д.т.н. профессора Синяка В.С.
  и доклады участников семинара:


  Музыкантова Г. М. - зам. директора ЛИМТУ,
  Гудкова Б. Д. - декана ИПК Минсудпрома СССР,
  Дудко В. А. - зав. кафедрой ВТ и АСУ ИПК Минстанкопрома СССР,
  Щепкина А. В. - ИПУ АН СССР.
   
  Участники научно-методического семинара ознакомились с методикой проведения занятий с использованием ЭВМ (по кафедрам АСУ, управления, экономики) - по следующим задачам:

   - технико-экономическое планирование,
   - оперативное управление,
   - информационно-справочные системы,
   - сетевое планирование и управление,
   - вычислительная техника,
   - методы линейного программирования,
   - перспективное планирование,
   - экономическая эффективность асу,
   - программно-целевое планирование.

  Количество применяемых в учебном процессе в Академии народного хозяйства задач значительно превышает перечисленные. Все задачи представляют собой конкретные производственные ситуации. Большая часть их реализована в диалоговом режиме с выдачей данных на дисплеи. Используемые в учебном процессе задачи, как правило, перерабатывались (не только входная и выходная информация, но и часто алгоритм расчёта) из реальных задач, применяемых на практике.
   
  Научно-методический семинар отмечает:
   
  1. В Советском Союзе создана сеть институтов повышения квалификации, в которых проходят повышение квалификации руководители различных уровней.
   
  2. В ряде ИПК начато использование средств вычислительной техники при повышении квалификации руководителей - ЛИМТУ, ИПК Минсудпрома, ИПК Минстанкопрома.
  Особенно успешно применение средств вычислительной техники в учебном процессе при повышении квалификации руководителей нашло в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР.

  3. Учебные планы и программы отдельных разделов и дисциплин включают повышение квалификации руководителей в вопросах эффективного использования математических методов и технических средств.
  Многие институты в процессе обучения руководителей используют технические средства, в первую очередь ЭВМ, для проведения практических занятий по разделам учебных планов, привития навыков эффективного применения ЭВМ в совершенствовании производства и управления на различных уровнях. Широко используется вычислительная техника при подготовке руководителей в ЛИМТУ, ИПК Минсудпрома, ИПК Минстанкопрома и ряде других.

  4. Формы проведения занятий - разбор конкретных производственных ситуаций, демонстрация возможностей средств вычислительной техники, выездные занятия на передовые предприятия.
  Наиболее эффективной сферой проведения занятий является разбор конкретных производственных ситуаций.

  5. Опыт проведения занятий с руководителями свидетельствует о необходимости индивидуализации обучения, в том числе при проведении занятий с использованием ЭВМ.

  6. В тоже время, в проблеме комплексного применения в учебном процессе вычислительной техники существует целый ряд сложных вопросов как методического, так и технического плана.
  Специфика повышения квалификации руководителей требует особого подхода в использовании технических средств в учебном процессе. Однако, до сих пор ещё не разработана единая методология обучения с использованием ЭВМ, отсутствуют частные методики и рекомендации по различным формам применения ЭВМ в повышении квалификации руководителей.

  7. Нет рекомендаций по составу практических заняий с использованием ЭВМ для руководителей как по отдельным дисциплинам, так и по разделам учебного плана. Не обобщен опыт методики проведения различного вида занятий - практических, разбора конкретных ситуаций, деловых игр, проведения расчетов для выпускных работ на ЭВМ.

  8. Разработки, выполненные не специально для использования в учебном процессе, требуют переработки вплоть до изменения алгоритма. Эта переработка достаточна трудоёмка. Поэтому необходимо иметь перечень применяемых в учебном процессе разработок с использованием средств вычислительной техники для подготовки руководителей.

  9. Проведение занятий в дисплейном классе требует индивидуализации.
  Научно-методический семинар рекомендует:

  1. При повышении квалификации руководителей предприятий и организаций всем ИПК и ФПК обязательно применять средства вычислительной техники.

  2. Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР необходимо стать научно-методическим центром по использованию средств вычислительной техники в учебном процессе при подготовке руководителей.

  3. Организовать в составе секции АСУ научно-методического Совета Управления по повышению квалификации руководящих работников и специалистов Минвуза СССР рабочую группу для выявления, анализа и рекомендации задач по разбору конкретных ситуаций и деловых игр с использованием ЭВМ в практику подготовки руководителей для всех ИПК и ФПК.

  4. Рабочей группе при необходимости организовать работу по разработке необходимых задач с привлечением ресурсов ИПК.

  5. Организовать при Академии народного хозяйства постоянно действующий семинар: "Методика применения средств вычислительной техники при повышении квалификации руководителей".

  6. Разработать программу повышения квалификации преподавателей по применению средств вычислительной техники в учебном процессе.
 
  7. Создать банк (фонд) учебных задач для системы повышения квалификации руководителей.

  8. Решить вопрос по использованию преподавателей для консультационной работы по вопросам рационального применения средств вычислительной техники.

  9. Рекомендовать всем ИПК, в процессе подготовки руководителей, шире знакомить их с направлениями эффективного использования микропроцессорной техники во всех сферах производства и управления.

      
  Надо сразу же отметить, что Академия, как и аналогичная Академия общественных наук при ЦК КПСС, была оснащена необходимым количеством (и качеством) вычислительной техники, как нашей отечественной, так и зарубежной. (Мы ещё не имели или имели - очень ограниченное число ПК и средств оргтехники, а они их имели в достаточном количестве. Нам было интересно к ним приезжать знакомиться с новейшей техникой).

  В Академии проходили повышение квалификации министры, их заместители и резерв на эти должности, а также начальники главков министерств. Мне предоставили "учебный план". Специальную книжку, в которой расписаны все виды занятий, количество отводимых на 9 разделов часов, включая выступления руководства СМ СССР, ученых и общественных деятелей страны, а также культурные мероприятия в рамках Университета культуры. Указано: "срок обучения 3 месяца" или 13 недель. Учебный план предусматривает 60-ти часовую рабочую неделю, включая субботу.
   
  Для нас, нескольких зав. кафедрами, профессор Синяк организовал впоследствии ускоренный курс обучения в Академии и мы, в том числе и я, получили дипломы об окончании Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР. Чтобы не возвращаться к этому вопросу я приведу здесь этот документ, одинаковый по форме с дипломами к.т.н., доцента или профессора ВАКа :
   
  ..................................АКАДЕМИЯ .............................
  ...........................НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА .........................
  ...........................ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ ........................
 
   
  ..........................У Д О С Т О В Е Р Е Н И Е.....................
   
  Выдано - ДУДКО ВИКТОРУ АНАТОЛЬЕВИЧУ
 
  в том, что он (а) прошел (ла) специальный курс Института повышения
  квалификации руководителей высшего звена государственного
  управления Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР
  в области современных методов управления и организации производства.
   
  Ректор Академии народного .......................Две личные подписи
  хозяйства при Совете Министров СССР ................печать Академии
   
  Директор Института
   
  Регистрационный №79 ......................Москва "17" апреля 1987 г.
   
 
   
 
  Таким образом, в 87 году я и несколько моих товарищей стали "академиками".   Правда, этим удостоверением мы так и не воспользовались.

  Именно на эту кафедру мне предлагали перейти, когда ещё только были наметки об организации Академии, но по статусу я не подошел.

  Надо сказать, что профессор Синяк хорошо справлялся с этой работой. И коллектив у него подобрался отличный.
   
     
 
  Министерство высшего и среднего специального образования СССР
  Учебно-методическое Управление по повышению квалификации
  руководящих работников и специалистов народного хозяйства.
 
   
  Научно-методический Совет по проблемам повышения квалификации
  руководящих работников и специалистов народного хозяйства

  Секция технических средств обучения

  Институт повышения квалификации руководящих работников и
  специалистов министерства заготовок РСФСР
   
   
  .............................П л а н.............................

  проведения совещания-семинара заведующих отделами технических
  средств обучения институтов повышения квалификации руководящих
  работников и специалистов народного хозяйства   

   Москва, 1983 ...................................................
   
  На второй странице:

  Совещание состоится 20-21 декабря 1983 г. в конференц-зале института
  повышения квалификации руководящих работников и специалистов
  министерства заготовок РСФСР.
   
   20 декабря
  Регламент работы совещания :
  Начало заседания - 10.00.
  Доклады - 30-40 мин.
  Выступления - 15 мин.
   
   21 декабря
  Начало заседания - 9.00.
  Обмен опытом
   
  Адрес института: г. Москва, Щиповский пер., д.20.
  Проезд: метро до ст. "Павелецкая", далее трамваями 3, 39, 38, 35 до ост.
  "Жуков проезд".
  Телефон: 237-62-51.
  Адрес общежития ИПК Минзага РСФСР: ул. Одесская, д. 11, корп. 2.
  Проезд: ст. М. "Каховская".
   
  Заезд участников - 19 декабря.
  При себе иметь программу совещания.
   
  На 3-ей странице:
   20 декабря
   10.00 - 13.00
  Далее приведены ф. и. о. докладчиков и наименование их докладов:

  Полтев М.К.; Бутковский В.А.; Мисеюк Р. Е.; Нечаев Н. Н.,
  Высокодворский И. А.; Абарбарчук А. А. - всего 5 докладов.
   
  На 4 странице:
   14.00 - 17.00
   
  Здесь приведены 7 докладов с основным докладом Пустовойтовой С. С. -
  ведущим методистом управления, ответственной в Управлении за ТСО.

   Доклады Михайлова А. А. (из ИПК Минрадиопрома); Груздова Н. М.;
   Баскина А. Б. (из Академии НХ СССР); Замятина Ю. А.; Дудко В. А.;
   Федоренко И. И.

   Мой доклад - "использование в процессе повышения квалификации
  ЭВМ, как средства обучения".
   
  На 5 странице:
   21 декабря
   9.00 - 13.00

  с о о б щ е н и я
 
  Всего планировалось заслушать 8 сообщений, в том числе из УСССР,
  БССР и Молдовы, а также - из Академии народного хозяйства СССР












   


Рецензии