Театр на обочине

* Речь идёт о белорусском театре, но, предполагаю, тут можно провести многие параллели.

Однажды, одна из грузинских критикесс (я, к сожалению, не запомнил её имени), говоря о грузинском постсоветском театре, произнесла следующее: "мы переживали тогда трудные времена, были постоянные перебои со светом и водой, но по вечерам зрители наполняли театральные залы, потому что театр, оказывается, был необходим им как хлеб, как воздух".
Эх! Возможно,  и мы когда-нибудь доживём до этого. А пока что, мне кажется, у нас больше поводов задуматься над тем, что происходит сейчас в белорусском театре.
Понимаю, что театр – понятие слишком широкое. Да, театры кукол имеют свою специфику и безусловные художественные достижения, да, жизнь столичных театров, возможно, отличается от жизни театров региональных, да, время от времени, в том или ином месте, появляются спектакли, о которых можно говорить, как о событии. Всё так. Тем не менее, возьму на себя смелость некоторых обобщений и попробую говорить о театрах не главных, существующих в разных городах и весях в своих конкретных условиях.
Канули в лету времена, когда большие серьёзные статьи о спектаклях появлялись на разворотах центральных и региональных газет. Сейчас о театре зачастую как о покойнике: или хорошо, или ничего. Сам по себе он уже не представляет особого интереса для пишущей братии. Ну, разве что случится информационный повод – фестиваль, премьера, либо юбилей известного актёра или режиссёра. Причём о премьере, чаще всего, пишется в форме репортажа или анонса: там-то и там-то состоится премьера такого-то спектакля. Дальше – тишина! Никаких искусствоведческих статей или хотя бы, за редким исключением, более-менее содержательных рецензий в местной прессе вы не найдёте.
Сказать, что это "не есть хорошо" значит не сказать ничего! Театр дышит и развивается только в условиях свободного обмена мнениями и художественными идеями, в условиях постоянного поиска и отказа от клише и шаблонов. Касается это как режиссуры, так и актёрского ремесла. И театральная критика, заинтересованная и компетентная, является необходимой частью театрального процесса. Вот её-то и лишены региональные театры. Как лишены они творческих обменов, мастер-классов, работы с постановщиками, исповедующими иные художественные принципы и многого другого. И исключения здесь лишь подтверждают правило. Актёры и режиссёры, без профессиональной обратной связи, без умного, тонкого и точного взгляда со стороны, утрачивают со временем некие критерии и систему координат, не видят мотивации к творческому росту и развитию.
Что уж тут говорить о современном мировом контексте!
В таких условиях наш театр неизбежно превращается в стоячее болото. И неизбежно оказывается на периферии общественной жизни.
Более того, весь смысл существования нашего театра, как кажется, сводится только и исключительно к выполнению плана: по количеству спектаклей, по заполняемости зала, по "обслуживанию" сельского зрителя, по зарабатыванию денег, наконец. Выполнение доведенных театру планов является единственным критерием его работы, а вовсе не художественный уровень спектаклей! А если это так, что является кратчайшим путём к успеху, по мнению театрального руководства?  Ну, конечно, комедии! "Зрителю нужны комедии!" - должно быть отлито в бронзе на фасадах всех наших театров! С одной стороны, это довольно посредственное представление о зрителе, с другой стороны, даже если это чистая правда – ну не должны комедии быть непременно глупыми, пошлыми и примитивными. А дело, зачастую, обстоит именно так! За смешным и забавным легче спрятать любые огрехи, а порой и творческую несостоятельность?
Ну, а что? Давайте снизим планку, сделаем убойную комедию - такую, чтобы "для всех", соберём побольше зрителей и получим премию! Вроде бы, все счастливы! Разве кто-то против? Я против! И точно знаю, что не я один.
Низведение театра до уровня развлекательного заведения, до сферы обслуживания населения, есть не что иное, как профанация самой идеи театра - театра, который имеет прямое отношение к сфере духа, если угодно, и который является безусловным достижением нашей культуры. Простите уж за этот пафос!
В погоне за массовостью (читай, за планом) мы сознательно или неосознанно "заземляем" театр, делаем его примитивнее. Зритель, воспитанный на театре "попроще", со временем перестанет вообще воспринимать что-либо серьёзное и действительно стоящее! Театральные шедевры или просто спектакли, вызывающие рефлексию, станут ему не по плечу. И тогда пора будет разносить в зале попкорн!
И это грустно. А движемся мы именно в этом направлении.

Говорят, что как-то, во время войны, Черчиллю на подпись принесли план бюджетных сокращений, главным из которых были сокращения на культуру. Когда он спросил, почему именно культура, ему ответили: ну, дескать, война ведь! На что он сказал: так, а ради чего мы тогда воюем?
Ради чего, в принципе, существует театр? Хочется думать ради того, чтобы человек оставался человеком, а может быть даже становился лучше, ради стремления понять и выразить время, ради нашего смеха и наших слёз, но не ради выполнения плана.
Театр – это ведь не просто создание рабочих мест для актёров и не частное, в нашем случае, заведение, которое предоставлено само себе. Это, прежде всего, общественный институт, и служить он должен интересам общества, а в каком-то смысле его идеалам, формируя вкус и мировоззрение. А этот аспект забыт напрочь!
Я совсем не против комедий, как это может показаться, просто, они слишком уж наглядный пример.
Если говорить в целом о нашем театре, дело тут, скорее, в общем уровне большинства спектаклей и в уровне режиссуры, который восторга, мягко говоря,  не вызывает. И дело тут не только и не столько в "ответственности художника". Впрочем, это тема для отдельного разговора. Понятно, что театральный процесс сложен и не линеен, что он зависит от многих объективных и субъективных факторов. И всё же, если мы не хотим окончательно потерять сколько-нибудь взыскательного зрителя, если нам на это уже полностью не наплевать, надо что-то менять в театре! Менять принципиально.

Я, конечно, не открываю тут Америки. Говорилось об этом уже не раз и не два, в той или иной форме, однако никаких явных сдвигов не происходит. Проблема нашего театра, как это видится "снизу", в отсутствии театрального сообщества, как такового. Если оно и существует (теоретически ведь должно), то это нечто разрозненное и аморфное. Во всяком случае, "на местах" оно никак не ощущается.
Мы ничем не объединены, мы не знаем о планах и достижениях друг друга, у нас нет своего театрального издания, а, следовательно, сколь-нибудь общего поля существования, творческих связей и так далее.
Ричард Смольский как-то высказал мысль ("Мастацтва" №3, 2016), что журнал "Мастацтва" мог бы стать одной из площадок для заинтересованного разговора о театре и выработке каких-то идей и новых подходов. Дай бог… хотя я здесь, скорее, пессимист. Журнал этот, хоть и выписывается театрами, отнюдь не зачитывается там до дыр. Читают его редко и избирательно, уж слишком он "общий". Как есть, так есть. Гораздо продуктивней, на мой взгляд, была бы живая встреча (серия встреч) в любой форме, которая могла бы собрать людей, искренне болеющих за театр, равно как и тех, кто, по долгу службы, призван отвечать за его состояние и развитие. Где, как не на такой встрече, можно было бы откровенно обсудить все театральные вопросы. А их, честно говоря, накопилась уже масса.
Только встречи эти должны готовиться не келейно, не верхами, а самой что ни на есть заинтересованной театральной средой. Если же мы с вами, как театральное сообщество, по-прежнему будем неспособны к самоорганизации, к утверждению новых принципов театрального процесса и к отстаиванию театра в его лучших проявлениях, он по-прежнему будет на обочине.

Что же касается раздающихся в последнее время голосов, что хватит-де театру сидеть на шее у государства, пора самим зарабатывать деньги, призыв этот –
не от большого ума! И уж не от "государственного", тем более. Он глубоко ошибочен по сути. Театр – это не про зарабатывание денег, в принципе. Нигде в мире он не является коммерческим предприятием (театры-шоу не в счёт).
Если государство не осознает в полной мере очевидную мысль, что культура есть основа основ и главное достояние, которое необходимо беречь и лелеять, не будет у нас той культуры производства, культуры вождения и разных прочих "культур", к которым мы так стремимся и которые являются прямым следствием и производным от главного. Культура, это, если хотите, миссия и отношение к ней должно быть именно как к миссии, и, прежде всего, со стороны государства.
А театр - один из краеугольных камней нашей культуры. Искусство, способное волновать, заставлять нас думать и возвращаться к собственной душе, а не только помогать убить время. И если хотеть видеть будущие поколения страны "культурными", интеллектуально и художественно развитыми, способными к духовной жизни, нужно думать о театре в контексте нового времени и заниматься им. Кто должен думать и заниматься? Да театральное сообщество, конечно. То, которого нет, но которое будет! Я очень хочу в это верить! И государство должно, просто обязано, всячески поддерживать театр, не снимая с себя ответственности!


Рецензии
Здравствуйте, Александр!
С интересом прочитала Вашу работу: страстную, заинтересованную, полную боли за театр.
"А театр один из краеугольных камней нашей культуры."
Конечно, согласна с Вами.
Смерть театру предсказывали со времён появления кино, потом - телевидения, но театр выстоял, и я убеждена, что будет существовать столько, сколько будет существовать человечество. Он становится, если можно так выразиться, элитнее. Театр никогда не был развлекушкой.
Нет смысла сравнивать различные виды искусства. Но кино и телевидение сориентированы на массового зрителя в значительно большей степени театра. "Искусство принадлежит народу" - на мой взгляд, изрядное преувеличение. В общем-то, оно принадлежит и всегда принадлежало верхушке, избранным, элите. Лучшим из лучших.
Масскультура и культура по существу антонимы. Масскультура - суррогат, видимость культуры. Её-то и поддерживает любое государство в своих корыстных целях. Её охотно субсидирует государство. Оно не может состоять из самобытных, оригинально мыслящих людей. Их всегда и везде немного. Но они и есть воплощение высшей духовности человека.
С уважением и лучшими пожеланиями,
Светлана

Светлана Лось   21.05.2018 18:51     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Светлана!

Да, театр это отдельная "номинация", конечно, хотя попытки перевести его в разряд масскультуры не прекращаются до сих пор. Возможно, где-то и есть театры, которые могут заявить себя элитарными, но абсолютное большинство региональных (областных) театров на просторах СНГ вынуждены существовать в жёстких рамках: выдаёшь спектакли попроще, и у тебя нормальные сборы; создаёшь спектакль элитарный, и ты на бобах! Вот такой дуализм!
Ладно, будем надеяться, что всё в конечном счёте будет хорошо!
Да здравствует исторический позитивизм!))

Хорошего дня!

Александр Тебеньков   22.05.2018 11:53   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр! Это снова я со своими сомнениями по поводу "исторического позитивизма". Хотелось бы с ним повстречаться к концу жизни, ан нет. Не довелось. Св.

Светлана Лось   29.05.2019 19:27   Заявить о нарушении
))) Оказывается, я давно его продвигаю!)))
Да, в нём можно усомниться, конечно. Но я думаю, у нас просто нет другого выхода. В лучшее будущее стоит верить!)) И не просто верить, а делать для него то, что в наших силах (пусть это будут даже маленькие и незаметные на первый взгляд шаги).

Спасибо за отклики, Светлана!

Александр Тебеньков   29.05.2019 22:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.