***

   СМЕРТЬ  ЕЛЕНЫ
                Архив
   Да, не часто боги награждали женщину красотой, способной поссорить несколько государств, два десятка военачальников, и чтобы при этом прелестная дама не возбудила их гнев против себя. Мы знаем, что сравниться с Еленой не могла никакая другая женщина. В чём же секрет ? Вот как её описал один древний грек: «Большие глаза, в которых светится  необыкновенная кротость, пурпурный ротик,  сулящий самые сладкие поцелуи, и божественная грудь». Довольно банальное описание. Действительно, по форме её грудей отлили чаши, предназначенные для алтарей Афродиты, однако это никак не объясняет, почему из-за неё гибли люди, пылали войны, а с неё – как с гуся вода. Или – с лебедя.
   Как- никак вылупилась – то она из яйца, которое снесла Леда, жена спартанского царя Тиндарея, после того как Зевс в образе лебедя соблазнил её. ( Историк Павсаний пишет, что ещё во 2 веке н.э. в одном из храмов Спарты показывали скорлупу этого яйца.) Собственно отсюда и пошло выражение ab ovo , « с яйца». Означает: «рассказывать с самого начала». Обычно с него древнегреческие рапсоды и заводили свои песнопения о Троянской войне.
   Так что жизнь Елены ab ovo и до падения Трои более- менее известна. Но как сложилась её судьба потом?
                Через десять лет
   Десять лет ахейцы  осаждали Трою.
   После того как похитивший её у мужа Парис  погиб под стенами Трои, Елена вдовствовала недолго. Ведь страсть  к любовным  утехам зажгла в ней сама богиня любви, златокудрая  Афродита. А в книгах судеб сказано: «Ни одна смертная не может противиться богине!» И потому, когда Дефиоб, брат Париса, решил взять её в жёны, особо противиться не стала.
   Но тут, как известно, троянцы сами, своими руками, втащили в город деревянного коня, внутри которого сидел отряд ахейцев. Елена заподозрила неладное, пришла ночью в храм Афины Паллады, где был поставлен конь, и, подражая голосам жен каждого из военачальников, которые, как она предполагала, затаились в чреве лошади, стала просить их прекратить братоубийственную войну.
   (Интересная ситуация. Рассказывающие об этой сцене, к сожалению, не уточняют, обратилась ли она также и к своему мужу Менелаю? Или своим супругом считала уже Деифоба?) Не дождавшись ответа, Елена ушла.А вскоре греки вышли из коня, убили спяшую стражу ворот и впустили армию осаждавших.
     ... Кровь рекою лилась по ираморным лестницам дворца. Сразив первым ударом Дефиоба, Менелай занёс свой меч над Еленой. Великий миг, десять лет он ожидал его: опустился меч, и он будет отомщён за свой великий позор. Но не для того боги создали Елену, чтобы она погибла от руки мужчины. Вновь Менелай видит её лицо во цвете неувядаемой юности и красоты, и меч его медленно опускается...
   Эврипид в своих «Троянках» говорит, что Елена повинилась перед ним за своё прошлое поведение: уверяла, что порывалась  бежать к нему в греческий лагерь, да часовые не пропустили её, и что Дефиоб после смерти Париса насильно сделал её своей супругой.  Павсаний подтверждает: он даже видел статую, изображавшую Менелая, преследующего Елену с мечом в руках. Однако в таком случае неизвестный ваятель перешёл границы истины: гнев Менелая моментально угас при виде обнажённой и трепещущей груди, которую он не мог не поцеловать.
   В общем, все троянские женщины попали в тяжёлое рабство, и лишь та, из-за легкомыслия которой разразилась великая война, в объятиях любезного мужа отплыла на родину. В том же радостном нетерпении, в каком некогда плыла сюда, в Трою, вместе со своим совратителем Парисом ...
            Как с лебедя вода ...
     В Спарте торжественно отпраздновали её возвращение. Повсюду раздавались весёлые песни в честь Менелая, счастливого владельца той, которую Гомер назвал  «благороднейшей из женщин». Посчитали, что хоть она  стала причиной всевозможных бедствий, ниспосланных  фатумом,  но сообщницей своей судьбы она не была.
   Из гомеровского рассказа мы узнаём, что Елена впоследствии спокойно жила с Менелаем. Когда Телемах в поисках своего отца Одиссея пришёл просить приюта у спартанского царя, он увидел, как  ... к ним из своих благовонных покоев Елена Вышла, подобная светлой, с копьём золотым, Артемиде ...
   На её лице нет и тени смущения, она господствует в этом великолепном дворце, где, конечно, очень любезно принимает чужестранца. Когда разговор коснулся грустных тем , В чаши круговые подлить вознамерилась соку, Гореусладного, миротвворящего, сердцу забвение Бедствий дающего ...
   Сама красота Елены заставляла забывать, скольким храбрым воинам в расцвете лет она помогла спуститься в мрачный Эреб. Кто осмелится бросить на неё хотя бы малейшую тень, хотя бы один укоризненный взгляд!
             Нить обрезана
    Да, боги сделали её не уязвимой для гнева мужчин. Но Фемида, богиня правосудия, не мужчина, а женщина, к тому же с повязкой на глазах. И однажды она, приподняв повязку, глянула на ту, которая вот уже сколько лет жила и даже не замечала ненависти всех окружающих женщин.
   После смерти Менелая его незаконные сыновья Никострат и Мегапенф изгнали Елену из Спарты. ( Получается, что Менелай вскоре после бегства супруги нашёл – таки утешение с другой женщиной. Так что причиной Троянской войны правильнее было бы считать не похищение Елены, а нарушение  Парисом священных законов гостеприимства.)
   Изгнанная из Спарты, Елена нашла приют  на острове Родос, где вдовевшая Поликса правила до совершеннолетия своих сыновей. Та приняла прекрасную изгнанницу, но задумала жестокую месть, ибо муж её погиб под стенами  Трои. Встречаясь с гостьей каждый день, Поликса с трудом  скрывала бешенство, охватывавшее её при виде женщины, по вине которой ложе её уже столько лет оставалось холодным ... Уже померкла красота Поликсы, а негодяйка не теряла своей прелести даже в несчастье.
   Настал час, и мойры, три дочери Фемиды, произнесли свой приговор над головой спартанской царицы. Клото, прявшая нить жизни Елены, и Лахесис, распределявшая  жизненные жребии, смотрели, как Антропос перерезали нить...
   Елена пошла купаться, и Поликса послала следом убийц – женщин, наряженных фуриями. С громкими криками, огласившими всё побережье, набросились они на неё. И «лилейно – раменная» красавица почувствовала на своей божественной шее ужасную волосяную петлю. Страшная казнь была придумана Поликсой. С каким наслаждением глядела она теперь, как это благородное и чистое лицо, шедевр божественного вдохновения, искажалось в конвульсиях агонии и как полное когда-то сладострастия тело  подруги Тезея, вдовы Менелая, Париса и Дефиоба дёргалось, повешенное на дереве.
   Но вот тело замерло, и каждая из женщин проткнула вывалившийся язык тем, что было под рукой: шпилькой, спицей, иголкой. Хотя во всех прегрешениях немногословной красавицы язык был повинен менее всего. Тогда уж следовало выколоть глаза, один томный взгляд которых сводил  любого мужчину с ума. Но на это никто не решился.
               Бессмертна и божественна
   Однако...  назовите это забвением времени или его милосердием, но страшный миг смерти женщины, красотой своей потрясшей мир, не остался в памяти людей. Этого языка, ощетиневшегося десятками спиц, шпилек и иголок, словно и не было.
   Павсаний уверяет, что великое множество народа, знающего о прекрасной Елене, и не подозревает, что она была повешена. Другой греческий писатель Фотий настаивает на том, что Елена сама наложила на себя руки и что под деревом, на котором она повесилась, выросла трава, называемая  еленейон. Плиний не оспариая этой версии, прибавляет, что травка эта обладает чудесными свойствами: она даёт женщинам красоту, а положенная в вино, возбуждает весёлость.
   На том самом Родосе, где Елена мучительно окончила свои дни, ей воздвигнули храм и основали культ красоты, переживший века. Геродот рассказывает, что в её храмах совершались
чудеса: уродливые девушки вдруг становились прекрасными или, например, вдруг ослеп поэт Стезихор, дурно отозвавшийся в своей поэме о Елене. Зрение вернулось ему лишь после того, как он написал полинодию – поэтическое раскаяние.
   Знаменитый греческий оратор Изократ в панегирике Елене утверждает, что она не только бессмертна, но также обладает божественной властью, позволившей ей включить своих братьев, Кастора и Поллукса, и мужа своего Менелая в сонм богов. Особенно похвальным мифология находит то, что, обожествив Менелая, Елена пожелала никогда с ним не разлучаться.Так что в Лакедемонии воздавали божественные почести не только ей, но и её мужу. Почему и предполагают, что они погребены вместе – Менелай  и Елена.
      Подготовил Е.Дмитриевский         
 


Рецензии