Алессандро Маньяско

     Алессандро Маньяско . «Привал разбойников» 1710-е
Холст, масло, 112 x 162 см.Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

           XVII—XVIII века отмечены становлением эпохи Барокко - совершенно иного направления в искусстве, - и рождением новых имен во всех направлениях культуры, в том числе живописи. Барочная живопись шла рука об руку с именитыми мастерами и представляла собой смешение традиционных приемов написания картин и совершенно свежих, многообразием стилей и школ живописи: валенсийская, римская, болонская, неаполитанская, генуэзская. Ярким представителем последней в истории барочного рисунка стал Алессандро Маньяско – уроженец Генуи, города, что расположился на побережье одноименного залива Лигурийского моря.
   
      Родился Алессандро в семье художника, Стефано Маньяско, в 1667 году. Отец стал его первым учителем, а в дальнейшем, после смерти Стефано, молодой художник отправился в Милан, где имел возможность познакомиться с искусством известных мастеров и одновременно получить уроки живописи. Его наставником стал Франческо Аббьяти.

      Под влиянием творчества Ж. Калло, С. Розы и Тинторетто – ярких представителей живописи генуэзской школы, Алессандро приобрел собственную технику письма и способ сочетать разнофактурное письмо маслом. Современные критики отмечают своеобразный способ наложения красок на холст – динамичные мазки и удары кистью, использование широкого мастихина для грубых штрихов.

       Творчество Алессандро Маньяско, как и созидание других художников барочной эпохи, было тесно связано с мифологией и библейскими сказаниями. Однако персонажи, которых он особенно любил, не были столь духовны и благочестивы, как может показаться на первый взгляд. Разбойники, плуты и бродяги, тюремщики и цыгане, шпана – вот герои его полотен («Привал разбойников» - 1710-е, «Вакханалия» - 1710-е, «Допросы в тюрьме» - 1710 г.).

      Благодаря необычной для Барокко направленности сюжетов, мастер Маньяско был особо любим публикой. Насыщал юмором и сатирой привычные сцены, был, своего рода, карикатуристом из XVII века.

            Вместе с тем, живописец имел не похожий на других мастеров стиль изображения людей. Они имели карикатурные тела, не всегда пропорционально сложенные, с прорисовкой мимических линий, странной динамикой движений. Большое внимание художник уделял мелким деталям и дальнему плану, насыщал работы многообразием персонажей, заставляя неотрывно изучать историю картины.

    Свой труд Алессандро продолжал в Милане, лишь изредка в Генуе или Флоренции. В коллекции художника, разумеется, есть произведения с другой трактовкой – серьезные и обыденные портреты и пейзажи («Берег моря» - 1720г.). Своеобразный стиль и рука Маньяско, не смотря на разножанровость полотен, угадывается всегда.   


Рецензии