C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Память сердца

"После России это моя самая давняя любовь..."

Из письма Ф. И. Тютчева родителям 2/14 июля 1840 года

***

В 1870 году в Карлсбаде (ныне Карловы Вары) русский поэт Федор Иванович Тютчев написал широко известное стихотворение «Я встретил вас…», которое и поныне является шедевром любовной лирики. 

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

26 июля 1870

Оно было посвящено К.Б. – 62-летней баронессе Крюденер, которую 66 –летний поэт встретил на водах после почти полувековой разлуки. До первого замужества баронесса носила имя Амалия Максимилиановна Лерхенфельд и была предметом пылкого чувства юного Тютчева.

Молодые люди познакомились в Мюнхене, будучи в то время, пожалуй, ещё практически детьми. Нетитулованный дворянин, секретарь русского посольства Фёдор Тютчев (или Теодор Тютчефф, как называли его на немецкий манер) тогда едва отпраздновал своё 19-летие. Амалии было всего 14. Однако девушка поразила будущего знаменитого поэта своей утончённой красотой.

***

Давно любуемся портретом, давно известны стихи. Однако редко задумываемся, что свое чувство привязанности и дружбы они пронесли через всю жизнь: без больших взаимных претензий и упреков, по возможности помогая друг другу. Причем – она чаще, поскольку поэт был беден и горд. А Амалия, обладая большими связями в обществе, могла позволить себе переступить через многие условности.

Спустя десятилетия, за три с половиной месяца до смерти, к умирающему поэту неожиданно приехала незабвенная Амалия. По этому поводу он писал дочери:«Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй".

Думается, что это и есть любовь, вернее - память сердца.

***

Йозеф Карл Штилер/Joseph Karl Stieler (1781-1858). Портрет Амалии фон Крюденер. 1828


Рецензии