04. 05. 2017 Отзыв на новеллу В. Хохлева Сценарий

Одно из современных произведений, которое произвело на меня сильное впечатление, – это новелла Владимира Хохлева «Сценарий». Причиной тому несколько моментов.
Во-первых, главные герои, на первый взгляд, совершенно разные, но, в то же время, очень созвучные друг другу. Он – деловой человек, бизнесмен, который имеет свою архитекторскую фирму. Она – знаменитая актриса, которая старше Его на двадцать лет. Но каждому из них необходимо отдохнуть от привычной обстановки: Ему – от партнёров по бизнесу, а Ей - от рутинной жизни с мужем-алкоголиком. Именно поэтому они оказываются в больнице, – знаменитой «Свердловке», - куда каждый из них ложится, чтобы восстановить силы, то есть «вылечиться».
Во-вторых, с самого начала новелла настраивает на что-то мистическое, неслучайное: «Почему-то Ему вдруг сделалось весело. И одновременно снова, как и за несколько дней до госпитализации, появилось предчувствие чего-то важного, что произойдет скоро, в этой больнице... Какая-то встреча или событие...»
Судьбоносным кажется и само знакомство героев: «Она видит странный, старый сон. Прислонившись спиной к кирпичной стене больницы, неподвижно сидит на пожухлой траве мужчина в надвинутой на лоб широкополой шляпе. Говорит ей строго: «Опять вы опоздали». Она пытается разглядеть его лицо. Но он встаёт и медленно уходит. Она идет за ним, слышит своё тяжёлое дыхание. Резко проснулась, вскакивает на кровати, глотает воздух, оглядывается. «Опять этот сон. Да сколько же можно. И кто этот тип в шляпе?»
В-третьих, в новелле много действия. На мой взгляд, соавторам прекрасно удались переходы от одной главе к другой. Читателя не может не восхитить та лёгкость, с которой одна картина сменяет другую, например: «она долго лежала с открытыми глазами и смотрела на окно... Будто ждала чего-то хорошего» и далее, уже в следующей главе: «Утром этого дня Он вошел в прихожую своей большой квартиры, пряча ключи в карман. Включил свет».
Особо хочется отметить диалоги новеллы, которые прекрасно передают и обстановку и характеры героев: «Врач уже в соседней палате. Так же сидит на стуле у кровати, что-то записывает в карточку с историей болезни.
– Что болит?
– Левая часть груди и спины.
– Давно?
– Началось с прострела, дней пятнадцать назад... Прострелило так, – Он вычерчивает условную линию, через грудь, сердце, левую лопатку. – С тех пор больше не стреляло, но жмёт всё время, временами немеют руки и ноги.
– Ложитесь, подверните брюки, чтобы открылись колени.
Вновь в ходу молоточек и что-то похожее на музыкальный камертон. Доктор стучит по суставам, присматривается, прислушивается.
– Садитесь, сложите руки в замок... Вращайте большими пальцами.
Он слушает команды и выполняет».
Находясь на территории больницы, герои легко и непринуждённо создают свой заповедный мир, в котором им на удивление комфортно. Они ходят гулять в парк на Елагином острове, говорят об искусстве, пишут друг другу стихи. Она учит Его жить настоящим, но Он более романтичен – живёт будущим, которое умеет предсказывать.
Интересно, что для Неё искусство – прежде всего форма, а для Него содержание.
Когда Она критикует его стихи, Он восклицает:
– …вы всё говорите о форме и ничего – о содержании.
На что Она отвечает:
– Искусство – это и есть форма, разве не так?
– Стихи-то про любовь», - парирует Он.
Очень важным, знаковым, кажется мне диалог героев, когда Он говорит:
– «Ты хотела бы стать моей женой?
– Ещё чего! – Она ответила, не задумавшись. – Как тебе в голову такое могло прийти? Совсем уже... доспел!
– Я повторяю: ты хотела бы стать моей женой?
Волнуясь, непроизвольно Он – потомок вологжан – по-вологодски ударил по всем «о». Её это рассмешило.
– Не хо-отела. – Она ударила тоже.
– Нет?
– Нет!!! Миллион раз нет!
Её смешливое настроение улетучилось в одну секунду. Она и предположить не могла такого развития событий... Бросилась было за ним, но вовремя сдержала себя. И даже голосом не окликнула. Слезы непроизвольно навернулись на глаза».
В этом диалоге, определённо, действие нарастает. Это кульминационный момент в новелле.
Очень глубокой и очень близкой моему творчеству показалась мне реплика актрисы, говорящей о невозможности физического воплощения их любви: «В этой жизни наша история обречена. Я буду ждать тебя в следующей… Пока нас снова родят и вырастят, пройдёт ещё много лет... Ну, а дальше – счастливая встреча! Мы сразу узнаем друг друга».
Примечательно, что внезапно возникшая любовь главных героев, существует несколько параллельно их обыденной жизни, практически не задевая их отношений с супругами. Думаю, это происходит оттого, что их любовь всецело принадлежит эфемерному миру искусства – миру, который многие считают более реальным, чем наша обыденная жизнь.
И тут возникает вопрос: почему в конце новеллы всё же не состоялась постельная сцена? Такая мысль посещает, думаю, почти каждого читателя. Она представляется вполне логичной в свете бурного развития отношений главных героев, и вроде бы даже начинается: герои уединяются в палате, ищут ключ, чтобы закрыться… Но тут раздаётся извечный «стук в дверь». Читатель разочарован. Ему кажется, что его обманули. Читатель не понимает авторов, осуждает их за излишнюю щепетильность. Но если вдуматься в сам феномен описываемых отношений, становится ясно, что «сама жизнь не дала согрешить...», что любовь героев призвана остаться в плоскости искусства, не получив физического воплощения.
В то же время, у читателя не создаётся впечатления, что Он и Она расстались. Наоборот. При выходе из больницы, дежуривший на проходной сторож, узнав знаменитую актрису, попросил Её и Его – как начинающего актёра – расписаться. Они расписались на том, что оказалось под руками – на термосе. Поздравили друг друга с символическим заключением брака. Герои веселы и чувствуют себя прекрасно. Главная цель достигнута – они совершенно здоровы. Любовь придала им сил для дальнейших творческих свершений.
Основная отличительная особенность данного произведения – это то, что создаваемый сценарий для одних событий в жизни героев является предсказанием, а для других - аккуратно записанной констатацией фактов. Герои живут внутри сценария, который сами же и создают.
Хочу отметить интересный факт: новелла «Сценарий»  обязана своим появлением знакомству Владимира Хохлева с Народной артисткой России Ларисой Малеванной и их совместной работе над сценарием фильма «Елагин остров», по которому режиссёром Розой Арынбасаровой снят художественный фильм «Никаких других желаний».
Его премьера состоялась 14 февраля 2007 года на 1-м канале центрального телевидения. Но фильм оказался не о том, о чём писали Владимир Хохлев и Лариса Малеванная - режиссёр многое изменил в сценарии. Возможно, в скором времени, фильм будет снят снова, уже на другой киностудии, без каких-либо правок... Хочется верить, что он получится полностью соответствующим замыслу авторов.


Рецензии