19. Базальное внимание
Методика проекта заключается в том, что автор пытается свести воедино и согласовать самые различные (но одинаково состоятельные) результаты, полученные специалистами в области теории личности (персонологии). Инструментом такого согласования является информатика. Мы строим информационные аналоги различных феноменологических моделей и устанавливаем логические связи между ними. Каждая научная школа замкнута границами своей неповторимой терминологии, но терминология информатики едина – это и размыкает границы. Однако логические связи удается установить не всегда… Ну и не надо. Автор не горит желанием творить науку, жанр научно-популярной композиции – это просто рассказ о том, что сделано специалистами. Но иногда бывает, что и надо, иногда бывает непросто…
Иногда модели (и их информационные аналоги) не работают без выполнения условий, которые создаются неизвестно чем. Именно это «надо», эта необходимость и формирует логику сюжета и увлекает за собой автора. Требуется вставить в общую схему какой-нибудь информационный «черный ящик», который обеспечивает необходимые условия. Порой удается установить сходство этого «черного ящика» с известными феноменологическими моделями... Так было с Дао, имеющим черты «коллективного бессознательного» по Юнгу, так было с Буфером Обмена, напоминающим область «подсознательного». Но в данном случае никаких специальных названий не требуется, даром что персонологи не удостоили нас соответствующей моделью. Механизм, управляющий аппаратом матрификации, – это внимание и только внимание. На это понятие замыкаются многие (если не все) модели теории личности: и базальное «доверие – враждебность» К. Хорни, и работа «защитных механизмов» по Фройду, и его же топографическая модель, и «конструкты» Келли, и, наконец, собственно «матрификация» по Московичи.
«Внимание» – это ключик, открывающий многие двери к тайнам разума. И существенным для раскрытия этой темы является простота его информационной модели. Если в двух словах: концентрация внимания – это расширение первичной матрицы ситуации; когда мы замечаем все больше деталей окружающей действительности. Образно говоря, это повышение «разрешающей способности» Первой сигнальной (см. «4. Ассоциативное мышление»). Задача интерпретатора сводится к тому, чтобы объяснить, почему и как повышение внимания приводит к оптимизации поведения.
Ну, прежде всего, объясним, как вообще возможно расширить «первичную матрицу ситуации». Если верить тому, что автор публиковал в «Ассоциативном мышлении», в нее входят только те формальные атрибуты окружающей среды, которые зафиксированы в «матрице форм» Первой сигнальной. (Они записаны или не записаны – что тут можно изменить?) Верить надо, но с оглядкой на то, что эти атрибуты записаны в «матрице форм» не только по отдельности; они многократно дублируются и группируются в составе более сложных рефлексов. «Матрица форм» – это не набор отдельных образов окружающей среды; в условия каждого рефлекса они записаны вместе со связями между ними… Ну, например, встреча с воспитательницей детского сада – это одно поведение, достаточно элементарное («Здрасьте, Ольга Николаевна!»), а встреча с ней утром в раздевалке садовской группы – другое поведение, более сложное… Поэтому в «Ассоциативном мышлении» мы говорили о различных по сложности рефлексах – «рефлекторных единицах» – и о том, что «матрица поведения» (Эго) имеет иерархическую по сложности структуру. «Простые» ситуации требуют простых, элементарных рефлексов, «сложные» – сложных, комбинированных рефлекторных единиц. Матрификация сенсорного сигнала полностью дублирует эту иерархическую структуру (см. «7. Архетипы»).
И тут самое время обозначить механизм, который запускает функцию внимания: воспроизводство проблемного сигнала. Если применение простых рефлексов не дает подкрепления (не снимает проблему), это приводит к концентрации внимания и «включении» более сложных рефлекторных единиц. Это штатный режим работы т.н. «наглядно-действенного мышления»:
– Алеша, подумай, как можно достать мячик.
– Не надо думать, надо доставать!
М. В раннем детстве (0-6 лет) ребенок мыслит поступками.
То, что каждый рефлекс записан в матрице форм Первой сигнальной не единожды, предполагает наличие не только условий возбуждения (активации) той или иной единицы, но и условия ее торможения. (Воспитанный ребенок не забудет помыть ручки перед едой.) Чем сложнее рефлекс, тем условия его возбуждения жестче, богаче формальными атрибутами; зато условия торможения – беднее. И когда первичная матрица ситуации (в результате концентрации внимания) расширяется, обогащается формами, происходит не только активация сложных рефлексов, но и торможение простых. В результате образуется «окно» – диапазон сложности рефлекторных единиц, которые могут быть активированы такой матрицей.
Уже само по себе «окно внимания» сужает выбор поступка и снижает возможность ошибки. Но точное, оптимальное поведение гарантируется ролью Второй сигнальной системы и ее «матрицы установок», которая определяет статус (сложность) ситуации еще до критического накопления дискомфорта. Вторичная матрица (архетип) формируется по остаточному принципу, и концентрация внимания обедняет ее. А значит, «матрица установок» продуцирует самые общие, неконкретные – самые сложные – стратегии; здесь тоже образуется «окно внимания». И окончательный выбор поступка делается по схеме совпадений между активированными стратегиями и рефлекторными единицами. Не надо делать много попыток, чтобы сосредоточиться на проблеме; достаточно концентрировать внимание до тех пор, пока выбор поведения не сузится до одного варианта, оптимального. Это еще не теоретическое мышление, но его предпосылка. Таким образом, на выбор поведения влияет весь сенсорный сигнал – в его формальном и абстрактном аспектах; и наши знания, и наше понимание ситуации, ее привычные и незнакомые формы.
Мы описали только количественный аспект сознания – родовую рефлексию «базального внимания». Но эта схема без труда распространяется на все видовые рефлексии, отвечающие за распределение внимания. Не учтены также «защитные механизмы», которые «обкрадывают» обе матрицы ситуации, утаивая те или иные формы и сути сенсорного сигнала. Vice versa.
Повторяю: развитие сознания определяется способностью ребенка управлять своим вниманием. Не только концентрировать его, но и рассеивать. Именно такого рассеянного внимания требует, например, режим Игры, при котором Первая сигнальная отдыхает в сторонке; когда ребенок отвлекается от формальных атрибутов ситуации и концентрируется на ее сути. (Ничего, что крылья самолета сооружены из стульев – все равно он летает! Ничего, что изображение не похоже на предмет – тем прочнее и богаче закрепленные художественные рефлексы.) Базальный ум ребенка не имеет логической составляющей интеллекта, который начинается формированием во Втором (7-13 лет) Возрасте. Эвристические способности («смекалка») ребенка, как и все разновидности эмпатии, требуют обогащения архетипа; а значит – рассеянного внимания; отвлечения от форм окружающей среды. Ребенок анализирует ее суть, отвлекаясь от атрибутов.
К концу дошкольного Возраста окончательно развивается и фиксируется родовая «рефлексия Игры», которая «переключает» внимание ребенка с формы происходящего на суть. В Игре первичная матрица формируется по остаточному принципу, а поведение регулируется «окном внимания» в матрице установок.
И раз уж зашла об этом речь, позволю себе лирическое заключение публикации… Мы говорим о талантливом человеке: «Ему от природы дано». Пустые слова, хотя и правильные. От природы дано всем, и всё, и в равной мере. «Дарованием» мы называем то, что удалось сохранить к семилетнему возрасту, когда заканчивается зависимое развитие ребенка. Все наши «природные способности», – результат дошкольного воспитания, которое ведется почти слепую почти наугад, из самых общих и общепризнанных соображений. Рискну предложить самую общую формулу этого опыта: «Развивайте внимание».
Свидетельство о публикации №217051100826