Амстердам. Мюнторен

Сборник «Достопримечательности. Городские часы».
***

АМСТЕРДАМ, Голландия. МЮНТОРЕН (МОНЕТНАЯ БАШНЯ). КАРИЛЬОН.
Надстройка башни и часы 1619-1620 г. Карильон 1668 год.

    На Монетной башне установлен карильон – инструмент, на котором играет музыкант, нажимая на клавиши и разыгрывая различные пьесы. Клавиши посредством сложной механики управляют колоколами часовой звонницы.   

    Вообще Амстердам – это не только город тюльпанов, о чем знают все, но и город башенных часов, что в основном мало кого интересует. Чтобы проникнуться духом города, в него желательно съездить, погулять по нему… или хотя бы составить себе о нем некоторое впечатление, очень внимательно рассмотрев много  фотографий и прочитав много комментариев.

    В Амстердаме есть старинные часы на построенной в 1512 году сторожевой  башне МОНТЕЛБАНСТОРЕН (Montelbaanstoren) на канале Аудесханс (Oudeschans). В давние времена тогдашние хозяева Нидерландов испанцы собирались возвести здесь замок Монте-Альбано, но затем Испания утратила власть над Амстердамом, и вместо испанского замка получилась голландская башня с оставшимся от испанского владычества названием и с часами, которые почему-то всегда и упорно шли неправильно, поэтому в народе Монтелбансторен прозвали «Безумный Якоб». Основание башни, имеющей внушительный размер, сделано из темного кирпича, высокий затейливый верх из трех сужающихся ярусов светлого цвета, циферблат часов издали кажется черным, цифры и стрелки сверкают золотом (или как золото).

    Еще одни часы красуются на колокольне старейшей церкви города, заложенной в 1306 году – АУДЕРКЁРК, церковь Святого Николая. Кроме часов внимание привлекает небольшой  купол колокольни, он не цельный, а сделан из металлических полос, выгнутых по форме купола, – как бы прозрачный. Колокольня и часть церковного здания выстроена из серого камня, циферблаты часов темные, а цифры и стрелки злотые. 

    Красноциферблатные часы можно разглядеть почти под самым куполом колокольни при церкви ВЕСТЕРКЁРК возле канала Синхел. Башня ярусная, состоит из нескольких уменьшающихся по мере увеличения высоты пилонов. В высоту она 85 метров, в народе ее прозвали Лангер Ян (Длинный Ян). Обычно при упоминании о Вестеркёрк всплывает имя Рембранта – художника похоронили рядом с этой церковью, в год своей смерти он был беден, и его могила затерялась.
   
    Теперь о Монетной башне и ее часах. МЮНТОРЕН.

    Основанием для нынешней часовой башни Мюнторен стала старая крепостная башня, которая прежде входила составной частью в ворота Регулирспоурт (Regulierspoort), построенные в 1480-1487 годах. В 1618 году во время сильного  городского пожара ворота наполовину сгорели. Оставшуюся от ворот башню отремонтировали, в 1619–1620 годах  ее надстраивал Хендрик де Кейзер, возведя на старом основании восьмистороннюю верхнюю часть с изящным открытым шпилем и часовым механизмом с четырьмя циферблатами.

    В 1672 году в Монетную башню из Утрехта, захваченного королём Людовиком XIV, перевели Монетный двор. Так башня получила свое имя, под которым известна до сих пор, - Монетная, Мюнторен. 
    Чуть ранее, в 1668 году, Питер Хемони смонтировал на башне КАРИЛЬОН.
    Мастера Питер и Франсуа Хемони изготовили этот инструмент в 1651 году для Амстердамской фондовой биржи, но установлен он был на башне Регулирспоурт, будущей Монетной, с учетом некоторых изменений – в частности, с добавлением новых колоколов (их число довели до 36-ти).   

                Несколько слов о карильоне.

КАРИЛЬОН (фр. carillon)  - управляемый вручную механический музыкальный инструмент, по выбору играющего на нем музыканта посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию. Карильон не исключает автоматического отзванивания часов, но расширяет использование часовой звонницы. То есть часы и четверти будут отбиваться автоматически, как у курантов, но кроме того есть возможность исполнять пьесы вручную.
    Что интересно, выбор пьес для карильона довольно широк, от церковных песнопений до современных мелодий, не исключая фольклор. Карильоны бывают очень громоздкие, смонтированные в зданиях часовых звонниц, а есть небольшие, автономные, передвижные.

    Способ извлечения звука из колокола может быть различным – либо внутри привешивается язык, который бьет по нижней части юбки колокола, либо сверху по колоколу бьет молоток.  В часовых механизмах курантов применяется молоток, бьющий по верхней стенке колокола, который приводится в действие в соответствии с поворотами заводного вала. Таким именно образом бьют по колоколам молотки Биг-Бена и Кремлевских курантов. Однако в случае карильона удобным оказалось звонить в колокол посредством языка, к кончику которого прикрепляется трос.

    Музыкант-звонарь-карильонер (или карилионер) играет на карильоне, как органист на органе, нажимая пальцами рук на клавиши-рычаги, а ногой на педаль, и разыгрывает разные пьесы. Клавиши посредством сложной механики управляют колоколами часовой звонницы.

    Карильон придумали очень давно, причем сначала в Китае (5 век до н.э.). В Западной Европе некое подобие примитивного карильона изобрели самостоятельно примерно в 9 веке, а в 15-16 века инструмент уже был очень здесь распространен. Особенно карильоны полюбили в Голландии и Бельгии. Инструмент постепенно эволюционировал от маленького набора колоколов и исполнения вручную пары аккордов до возможности управлять 30-тью и большим количеством колоколов, с расширением репертуара.
    Карильон сегодня можно услышать во многих западно-европейский городах и в США, где он весьма популярен. Есть даже  основанная в 1978 году Всемирная карильонная федерация, объединяющая музыкантов-карильонистов.   

    Первый карильон в России появился во времена Петра Первого, император оснастил им Петропавловский собор своей новой столицы. Затем этот карильон сгорел, но был восстановлен и до сих пор действует. Еще один карильон есть в Петергофе. Больше в эту музыку у нас нигде не играют.

                Возвращаемся в Амстердам, к Мюнторену.

    Мюнторен высится своей темной мрачноватой вертикалью на окраине площади Мюнтплейн, рядом с набережной реки Амстрел. Часть площади представляет собой очень широкий мост над рекой и каналом Синхел. Это важный транспортный узел города, на площади сходятся 7 улиц, и здесь можно ездить автомобилям, что не разрешено на некоторых старых улицах.

    Часы имеют четыре циферблата, находятся под основанием открытой звонницы. У башни очень интересное навершие, сделанное по местной моде в виде полого внутри шара, набранного из железных дуг. Шар венчают золоченый шарик и укрепленный на нем черный железный крест о четырех концах, кажущийся из-за своей тонкости невесомым.
    Монетный двор, некогда обосновавшийся в башне, разумеется, давно упразднен.
    В 1938–1939 годах была проведена реконструкция, и в здании появился тоннель.
    В 1959 и 1993 годах проходили работы по реставрации часовой звонницы, вместо старых изношенных поврежденных колоколов малого размера в ее состав ввели новые. Карильон работает и сегодня, рассыпая по окрестностям свой перезвон, часовая звонница насчитывает 38 колоколов.

    Часы звонят каждые четверть часа и каждый час автоматически, а по субботам с 14 до 15 часов все желающие могут придти к башне и послушать чудесный концерт старинной музыки, - карильонер Амстердама играет на колоколах.
(Февраль 2015г.)
***

Интернет-ресурсы:

Амстердам. Мюнторен. В видеоролике показана игра музыканта на карильоне и записан перезвон часов Мюнторена.
http://www.youtube.com/watch?v=p2xZ7BOH38I

Мюнторен. Видеосъемка велась на звоннице, можно увидеть, как звонят колокола во время игры на карильоне. Разыгрывается одна из пьес.
http://www.youtube.com/watch?v=no331uMzFZc

Амстердам. Фотографии и краткие описания достопримечательностей.
«Сколько мостов в Амстердаме?»
http://kraeved1147.ru/amsterdam/

«Звонкоголосый тяжеловес». Светлана Нарожная. 07.04.2007.
Многое о карильоне.
Сайт Вокруг света.
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/286/


Рецензии