Венеция. Часовая башня св. Марка

Сборник «Достопримечательности. Городские часы».
***

ВЕНЕЦИЯ. ЧАСОВАЯ БАШНЯ Святого Марка или Торре-делл'Оролоджо (Torre dell'orologio - «Башенные часы») на площади Сан-Марко. 
Часы с МАДОННОЙ и ВОЛХВАМИ. 1496-1499.

    Башня, на которой установлены часы, была построена в 1496-1499 годах, архитектор Мауро Кодуччи. Место для башни выбрали так, чтобы представительное здание виднелось издали, с морской лагуны, демонстрируя всем богатство и славу Венеции. Позднее к башне справа и слева пристроили одинаковые четырехэтажные здания с белыми стенами, прорезанными множеством окон (мастера Пьетро Ломбардия и Джорджо Массари).

    На плоской крыше башни, обрамленной балюстрадой, установлен большой колокол с позолоченным навершием на подставке и фигуры двух мужчин, старого и молодого, имеющих весьма экзотический вид – оба одеты в овечьи шкуры. Их называют  гигантами (высота скульптур 2,5 м), а также пастухами, но чаще маврами, в связи с тем, что бронза, из которой они отлиты (колокол тоже) потемнела от времени до почти черного цвета. Статуи были отлиты Амброджо делле Анкоре в 1494 году. Именно эти мавры, приходя в движение, отмеряют время Венеции – каждый час они бьют молотками с длинными ручками по колоколу.
    Ежечасно с верхней террасы здания раздается величественное звучание колокола, а дважды в сутки, в полдень и полночь, звучит meridiana – механическая мелодия в 132 удара.

    Фасад башни можно визуально разделить на четыре почти прямоугольные части, расположенные по вертикали. Под крышей в верхнем прямоугольнике на синем фоне с золотыми звездами находится большая белая скульптура стоящего на четырех лапах крылатого льва – символа Венеции. Подо львом располагается театр – в портале установлена сделанная из позолоченной меди сидящая на троне Мадонна с Младенцем, перед которой в определенное время проходят волхвы и преклоняют перед нею колена. По бокам от Мадонны хорошо видны закрытые голубыми панелями оконные (или дверные – кому как нравится) проемы. В левом проеме экспонируются римские цифры, обозначающие часы, а в правом арабскими цифрами показываются минуты, но с интервалом в пять минут (0, 5, 10, 15 и так далее). 
    Часы имеют два циферблата, на две стороны башни, их дизайн отличается друг от друга. На главном фасаде со стороны площади, под фигурой Мадонны, то есть в третьем сверху прямоугольнике, расположен огромный густо-синий циферблат в широкой круглой раме из белого мрамора. На мраморе выгравированы римские цифры, ближе к центру на синем фоне расположены золотые знаки Зодиака (рельефные фигурки животных). Часы со сложным механизмом,  отсчитывающие время, а также указывающие смену времен года, прохождение Солнца в знаках Зодиака и фазы Луны, родом из 15 века, как и башня. Их сделали и установили отец и сын Джанпаоло и Джанкарло Раньери из Падуи. Театр и часы очень красивые, их называют венецианской сказкой.  В их отделке использовались ультрамарин и сусальное золото.
    Самый низ башни занимает глубокая проходная арка.   

    Фигурки знаков Зодиака на циферблате часов Торре-делл'Оролоджо сделаны выпуклыми и щедро вызолочены. В прошлом часы всегда старались оснастить шкалой с изображением Зодиакального пояса, поскольку астрология, также как алхимия, в старые времена была неотъемлемой частью обихода хотя бы чуть-чуть образованного человека. Традиция настолько укоренилась, что и сегодня мы часто интересуемся, кто под каким знаком Зодиака родился и какие звезды влияют на судьбу того или иного человека, города, страны. При этом мы пользуемся околонаучным наследием предков в виде Зодиакальной шкалы, не удосужившись задуматься о том, насколько это все устарело.   
     Если говорить о фактах, а не о традициях, знаки созвездий, присвоенные в древности 12-ти отрезкам Зодиакального пояса, уже давно разошлись с собственно созвездиями (см. прецессия земной оси, гироскоп), существенно сдвинувшись против часовой стрелки относительно прежней разметки. В связи с этим эра у нас теперь не Рыб, а Водолея, весна (день весеннего равноденствия – 20 марта) начинается не в Овне – в Рыбах, а в третьей декаде декабря в небе кульминирует не Козерог - Стрелец. Кроме того, прохождение Солнца через то или иное созвездие занимает неравное количество дней, что не было учтено в свое время астрологами в остроконечных шляпах. Но нам-то это, по логике вещей, следует иметь ввиду. Хотя с логикой у человечества всегда наблюдался некоторый напряг...

    Часы на башне св.Марка появились во времена дожа Венеции Агостино Барбариго. До 1797 года его коленопреклоненная статуя украшала башню наравне со львом (она находилась рядом с ним), но в 1797 году Венеция сдалась армии Наполеона, и скульптуру дожа принципиально уничтожили, «это была акция по зачистке города от символов, указывающих на прежний политический режим». Впоследствии утраченный памятник так и не восстановили.   

    Старинная легенда гласит, что создателей часов отца и сына Раньери разу после окончания работ лишили зрения, так как Сенат и дож Венеции опасались появления точно такого же механического чуда в других городах Италии. На самом деле (и это точно известно по документам) им хорошо заплатили, выделили им жилье рядом с Часовой башней и назначили их пожизненно хранителями часового механизма. А в 18 веке в другом итальянском городе, Римини, на городской башне в самом деле сделали часы, являющиеся копией венецианского механизма. Одним словом, недаром сказано, что «небылицы об умерщвлении или ослеплении часовых мастеров (и не только часовых) есть в истории почти каждой европейской страны». В самом деле, вспомним Прагу с ее Орлоем или же Москву, где якобы ослепили зодчего Барму Постника, построившего собор Василия Блаженного на Красной площади, - похожие все истории. Может быть, людям казалось, что человек, создавший рукотворное чудо, будь то замечательные часы или великолепный храм, должен расплатиться за свое из ряда вон выходящее свершение, - наподобие Прометея, похитившего божественный огонь, чтобы принести его простым смертным.
 
    Стоит отметить, что во времена Средневековья создание механических часов - моделей, которые демонстрировали движение небесных тел, являлось важным направлением научной деятельности.
    В 1330 году астрономические часы спроектировал англичанин Ричард Уоллингфордский, они были помещены на внутреннюю стену собора Сент-Олбанского м-ря, где ученый служил аббатом. Помимо отсчета времени и сведений о движения планет этот прибор мог сообщить уровень приливов в Темзе.
    В 1344 году в Падуе астроном Якопо де Донди спроектировал и построил башенные астрономические часы, установленные на дворцовой башне на Пьяцца Капитаньято. Эти часы погубила война Падуи с Миланом, в 1390 году во время штурма дворца миланцами они стали жертвой вспыхнувшего пожара, но впоследствии их восстановили и много раз переделывали, хотя в них все еще сохраняются подлинные детали. 
    В 1364 году сын Якопо де Донди, Джованни, тоже астроном, как и его отец, спроектировал сложные астрономические часы – Астрариум (или Планетариум), представляющий собой модель Солнечной системы. Кроме своей обычной и главной функции, отсчета времени,  часы де Донди показывали перемещения планет по небесной сфере и сообщали календарные даты. Астрариум был невелик по размерам и позднее пропал, но вклад в развитие астрономии и часового дела оказался внесен значительный. 
    Башенные часы Торре-делл'Оролоджо в Венеции продолжили славную традицию, к тому же они одновременно и астрономический прибор, и произведение искусства.

    Представления механического кукольного театра Торре-делл'Оролоджо давно уже можно увидеть только два раза в году (из-за изношенности механизма),  - каждый час в течение недели начиная с  6 января (у католиков праздник называется «Явление» - на латыни Manifestatio, у православных «Богоявление»), и еще каждый час  в течение недели начиная с 40-ого дня после католической Пасхи, на праздник «Вознесение Господне». В католицизме праздник Богоявления тесно связан с Рождеством и, соответственно, с поклонением волхвов. 
    В  праздничные дни часы оживляют своих персонажей, - при каждом ударе часов боковые дверцы открываются и из них, ведомые играющем на горне ангелом, появляются три волхва в ярких восточных одеждах и тюрбанах. Они проходят перед Мадонной по полукруглому балкону – сцене (иначе это сооружение называют уступом – в самом деле похоже) - и отдают ей поклоны. Выходят фигурки из тех же окошек, где обычно экспонируются цифры, обозначающие часы и минуты: «Совместное использование окон реализовано продуманным устройством, которое освобождает окна для шествия волхвов в период работы механического спектакля, отодвигая барабаны с меняющимися цифрами».

    Часы неоднократно и весьма капитально ремонтировались, говорят о пяти капитальных ремонтах. Вообще венецианцы стараются беречь старую башню, экскурсии в нее проводят, но ограниченно - пускают только группы не более 12 человек и только 4 раза в день.
(Февраль 2015г.)
***

Интернет-ресурсы:

Видеоролик: Венеция. Торре-делл'Оролоджо. Бой колокола на крыше.
http://www.youtube.com/watch?v=i_XCb9u6aQQ

Венеция. Часовая башня на площади Сан-Марко - Торре-делл'Оролоджо.
Башенные часы. Краткое описание и фотографии.

Венеция. Описание работы часов Торре-делл'Оролоджо.
http://inhoras.com/marko.html


Рецензии