Клод Моне. Женщины в саду

        Клод Моне.Женщины в саду. 1866.Холст, масло. 255 ; 205 см
Музей Орсе, Париж
          
       Картина «Дамы в саду» была весьма необычной работой для зрителей-современников Моне. Живописец нарочито ясно дал понять, что будет писать так, как ему захочется, не оглядываясь на академические традиции, ведомый только своим вдохновением и собственными эстетическими представлениями.

   Новаторство начинается уже с композиции – расположение фигур спиной и в пол-оборота, обрезанные края пышных платьев, всё это было невозможным для академической живописи. Зрителю представлены четыре женщины, гуляющие по саду, при этом все они написаны с одной натурщицы – жены Камиллы.

        Из-за того что живописец не даёт нам хорошо рассмотреть ни одного лица – дамы то прикрывают лицо цветами, то прячутся за тень зонтика, то демонстрируют лишь свой профиль, - зритель видит четырёх разных героинь. Художник как бы подчёркивает, что его не интересуют отдельные личности, поэтому ему достаточно и одной натурщицы. Своей целью он видит описание взаимоотношений человека с окружающим его миром.

      Полотно, над которым работал Моне, было настолько громоздким, что для написания верхней части художнику пришлось опускать его в яму с помощью лебёдки с блоком. Гюстав Курбе, посещавший Моне в то время, был поражён этой конструкцией. Моне писал листву только при ярком солнечном свете, чтобы наиболее точно передать игру света и тени.

         Моне не был очень заинтересован в изображении женских тел или передаче их настроения. Женщины на картине выглядят стилизованными, что ещё более подчёркивает тончайшие нюансы освещения. Маленькие пятнышки света покрывают две фигуры в левой части полотна. Резкие тени выделяются на одежде сидящей женщины, её лицо освещено только голубым отражением от платья. Контраст между освещёнными и затенёнными областями доведён до крайности.

             Моне был вынужден покинуть дом в Севре в конце лета, спасаясь от кредиторов, и, по слухам, изрезал тогда около 200 своих картин. Однако даже повреждённые части около 50 картин были проданы за 30 франков каждая. Из-за финансовых проблем Моне не мог себе больше позволить покупать материалы для работы. Ему приходилось счищать краску со старых картин, чтобы снова использовать полотна. «Женщины в саду» остались нетронутыми, так как он намеревался их выставить на Салоне 1867 года, однако жюри не приняло картину.

     К 1921 году Клод Моне стал известным художником и французское правительство пожелало купить «Женщин в саду». Моне получил за картину 200 тысяч франков.


Рецензии