Относили свою мать за горою умирать

В середине восьмидесятых годов посмотрела я фильм «Легенда о Нараяме». Сюжет ее тогда мне показался нереальным, чудовищно надуманным. Действие происходит в нищей японской деревне, где каждый день и час решают проблему – чем накормить семью. Чтобы не умирать голодной смертью, жители ввели ритуал умерщвления бесполезных членов сообщества: новорожденных мальчиков убивали, девочек продавали или меняли на соль, а пожилых людей, достигших 70-летнего возраста, относили на вершину горы Нараяма и оставляли на мучительную смерть. Главной героине уже шестьдесят девять, но она работает наравне с молодыми – плетет корзины, лозу для которых перекусывает … зубами. Ловит рыбу на прокорм семьи. Бабушка – тот еще «самурай»: подстрекает сына, чтобы он выбросил жалость из головы, выбивает себе зубы, чтобы выглядеть немощной. И добивается своего – он несет ее на гору, где оставляет среди множества скелетов и поджидающих очередную жертву ворон. Закон стаи соблюден, мужчина возвращается в деревню, где подрастает его сын – когда-нибудь он тоже отнесет его на гору смерти.


Во времена выхода фильма этот ужас можно было объяснить спасительной фразой – «там» у них даже такое возможно, а в Советском Союзе ничего подобного быть не может. А прошлым летом я опять пережила нечто подобное, услышав по радио шокирующую историю. Супруги с ребенком и пожилой родственницей ехали на своей машине отдыхать на море. В дороге старушка скончалась. Супруги, чтобы не портить себе отпуск, сдали труп на хранение в морг, а через несколько дней забрали и поехали домой. Однако во время ночевки их машину обокрали – если конкретно, исчезла бабушка…


 И опять то же ощущение – не укладывается в голове, как это возможно у нас или «у них», какая разница – вообще у людей! Не могла поверить, что это было на самом деле. Слабым, но все же утешением было опровержение истории с кражей со стороны правоохранительных органов. Но только с кражей. А вообще каких только историй не доводилось слышать и наблюдать – иной раз жизнь нарисует такой узор – что кажется, пришло время, когда живые завидуют мертвым.


Моей знакомой Нине Павловне под восемьдесят. Она одиноко живет в скромном домике на окраине села. Был сын у бабы Нины, да теперь уж пятый год глаз не кажет. Он врач, давно уже обосновался в Москве, вдвоем с товарищем основал когда-то частную клинику. Потом дружба закончилась, и доктора поделили бизнес, а для его развития теперь требуются средства. Сын приехал к матери с предложением продать дом, а самой перейти куда-нибудь к подружкам или родственникам. К себе в Москву он мать не позвал, а ее отказа от такой сделки не понял и, обиженный, укатил в столицу. Женщина со слезами рассказывает, как растила сына одна, без мужа, три работы тянула, никогда отпусков не брала, лишь бы он не чувствовал себя обделенным. Все у него было, всем обеспечила, выучила хорошей профессии, от трудностей ограждала, всегда брала их на себя. Только вот быть человеком не научила – подводит она горький итог своей жизни.


Наверное, это самая большая наша ошибка – не научить детей бороться с трудностями. Сначала мы не разрешаем малышу помыть тарелку – не дай бог разобьет, порежется осколками, испачкается и т.д. – а через несколько лет жалуемся, что он не хочет нам помогать. Не прививая навыков самообслуживания, надеемся, что со временем наши дети научатся вести домашнее хозяйство. Надеждам этим не всегда суждено сбыться. Потому и возят студенты из города в деревню к маме нестиранную свою одежду, потому годами живут в так называемом гражданском браке – мол, присмотреться, а вдруг не мое это, потому не могут найти себе пару – ну, кто еще сможет ухаживать за тобой так, как мама.


А кто же будет заботиться о других, если целое поколение вырастили в духе типа «ты лучше и главнее всех, и весь мир вращается вокруг тебя, даже Солнце». Поколение сплошных принцесс и принцев, никто не хочет вырастить из своих чад челядь, никто не учит быть хорошим человеком, учат быть успешным, богатым, сильным. Только вот кто будет обеспечивать быт такого человека – непонятно. Помните народные сказки про злую мачеху? Почему замордованной падчерице в конце концов обязательно повезет в жизни, а холеные родные дочки вырастают на посмешище всем местным женихам? Потому что труд в народе всегда ценился – он не даст пропасть от голода и холода, потеряться в этой жизни. Есть и сказка-наоборот: мачеха балует падчерицу, ничего не позволяет ей делать – только отдыхать, развлекаться и набирать лишние килограммы. Свою же дочку заставляет трудиться, учиться, рукодельничать. Угадайте, которой из девушек повезло в жизни, а какая в лесу сгинула? Вот так через особенности воспитания злая мачеха и избавилась от ненавистной падчерицы.


Что в семье, даже школа не хочет прививать детям навыки труда. Ушли в далекое прошлое работа на каникулах на комбайне или на зерновом току, поездки на сакман, а ведь не секрет, что именно в детские годы, в средних классах мы определяем для себя какие-то ориентиры жизни. Выбираем себе идеал и хотим быть похожими на какого-то конкретного человека – зачастую исходя из его профессиональных качеств. И уж, конечно, испытываем невероятную гордость от того, что стали участниками какого-то важного общего дела – уборки урожая или выращивания ягнят. Компьютер, завладевший умами и сердцами нынешнего поколения, таких эмоций и таких навыков дать не может. Интернет-зависимое поколение жаждет лайков, славы, рейтингов, а о конкретной жизни у него интерактивное представление. В реальности же, сбиваясь в стаи, подростки могут затравить одноклассника за то что у него не крутой телефон, либо учителя, сделавшего замечание подрастающему «принцу» - бывает, что и родители с кулаками бросаются на учителей, посмевших обидеть их неприкосновенных чад. Растет поколение, не умеющее признать чужое мнение, чужие правила. Они думают, что все продолжает вращаться вокруг него – как в детстве, как учили родители.


Не спорю, есть много-много примеров, когда нынешним поколением можно взахлеб гордиться, есть добрые, умные, толковые, очень талантливые дети, и мы стараемся о них почаще рассказывать, но эти радужные краски нашей жизни не в состоянии скрыть проблемы воспитания. Вырастив так называемых принцев и принцесс, родители не учат их никаким навыкам по уходу за ближними. Таким образом они прививают им модель одностороннего потребления, ничего не отдавая взамен. И вряд ли им стоит надеяться на благополучную, согретую сыновней и дочерней любовью старость. Будут внуки, потом все опять повторится по накатанной модели. В общем, вершина Нараямы виднеется где-то там на горизонте.


И еще одно заключение: «Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами». Трудно поверить, что принадлежат эти слова не кому-либо из наших современников, а философу Сократу. Так что будем надеяться на лучшее – время лечит такой недостаток как молодость, и люди имеют обыкновение принимать те или иные истины лишь после того, как сначала всей душой их отвергнут.


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.