Культовый фильм м. хуциева застава ильича

Давайте поговорим про кино
 Предлагаю обсудить фильм «Застава Ильича».
Вчера 9 мая 2017 г.по каналу Культура днем показали фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича». Признаюсь, я не киноман и вообще, телевизор крайне мало смотрю. Этот фильм в фрагментах и в разных цитатах конечно, видеть приходилось. Но целиком посмотрел только вчера. Две серии и почти три часа смотра! За окном сыпал дождь с градом, на столе постепенно пустела бутылка, а я все смотрел и смотрел… Думаю каждый этот фильм видел. Но все- же напомню содержание:
Фильм начинается с символической сцены: по улице идут три красногвардейца времён революции. Время действия незаметно меняется, и вместо красногвардейского патруля зрители видят своих современников — молодых людей, а потом — уволенного в запас солдата. Это главный герой Сергей Журавлёв. Его отец погиб на войне, и он живёт с матерью и сестрой в коммунальной квартире в районе заставы Ильича
Фильм рассказывает о жизни Сергея и его друзей Николая Фокина и Славы Костикова.
Слава уже успел обзавестись женой и ребёнком, пока его друг был в армии, но по-прежнему всё свободное время стремится проводить в компании друзей, иногда забывая о семье.
Николай — неунывающий весельчак и ловелас. Однако, когда на работе начальник пытается завербовать его в стукачи, предлагая сообщать о подозрительных высказываниях одного из сослуживцев, который якобы слишком далеко зашел в своем свободомыслии, Николай грубо обрывает его, а после, обсуждая это с друзьями, сокрушается, что вот молодой человек — и уже сволочь.
Сергей находится в поисках не только жизненной цели, но и девушки, которая бы соответствовала его идеалу.
Сцена:
На первомайской демонстрации он знакомится с Аней, дочерью обеспеченных родителей. Вместе они идут на поэтический вечер в Политехнический музей, где выступают поэты— Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский , Римма Казакова, Роберт Рождественский , Михаил Светлов , Белла Ахмадулина, Булат Окуджава . Борис Слуцкий читает стихи своих друзей Михаила Кульчицкого и Павла Когана, погибших на войне.
Следующая сцена:
Сергей приходит к Ане на день рождения, но чувствует себя чужим в кругу «золотой молодёжи».
Сцена:
После дня рождения происходит необычная встреча Сергея с погибшим отцом. Сын просит его совета, но отец не может ничего посоветовать: он погиб в двадцать один год, а его сыну — уже двадцать три. Сергей оглядывается и видит, что в комнате спят боевые товарищи его отца.
Фильм заканчивается сценой смены часовых у мавзолея Ленина. Скажу сразу, без водки фильм смотрелся бы достаточно затянутым, а местами даже скучным. Я не зря, описывая сюжет, указывал на сцены. Сложилось ощущение, что фильм, именно скроен из отдельных самостоятельных самих в себе этих сцен. Герой со своими мыслями кочует из сцены в сцену и кажется, что конца этой качовке никогда не будет. Хотя, каждая в отдельности сцена поставлена отлично! Первомайская демонстрация, снята как сейчас бы сказали,-  с руки в режиме онлайн; день рождение Ани – постановочно премьерная сцена; общие планы Москвы, движущихся людей, транспорта, общие виды – это просто наглядный документ времени. Вообще, на протяжении всего фильма сохранялось стойкое ощущение –вторжение документалистики в ткань художественного произведения. Возможно таков был замысел и прием М. Хуциева? Везде много массовки, разнообразных движений масс, и как крупное пятно, главный, со всегда серьезным и задумчивым лицом, герой. На таком фоне сцена встречи с отцом тоже как-то выбивается? Выбивается по темпу, по теме, по способу решения… Признаться, я к этому моменту уже допивал бутылку и вздрогнул, когда понял, что   сын разговаривает с погибшим на войне отцом. При этом, эта сцена едва-ли не самая главная и самая по впечатлению сильная! И именно эта сцена зарезала весь фильм.
8 марта 1963 года в Кремле состоялась встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. На этой встрече Хрущёв выступил с критикой только что снятого фильма:
«Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодёжи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться...»
Но более всего Хрущева возмутила финальная сцена разговора главного героя с погибшим на фронте отцом. Напомню, - на вопрос главного героя Сергея о том, как ему жить, отец не отвечает, но сам спрашивает, сколько тому лет? - «Двадцать три» - отвечает Сергей. —: «А мне двадцать один. – отвечает отец. -  Ну, как я могу тебе советовать»?
«И вы хотите, - раскричался Хрущев, -  чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода? Никто не поверит! Все знают, что даже животные не бросают своих детенышей. Если щенка возьмут от собаки и бросят в воду, она сейчас же кинется его спасать, рискуя жизнью. Можно ли представить себе, чтобы отец не ответил на вопрос сына и не помог ему советом, как найти правильный путь в жизни»?
Короче, фильм в полной авторской версии на четверть века был зарезан. В полном изначальном формате его показали в январе 1988 году в Доме Кино.
Нет, фильм полностью зарезан не был. Он вышел на широкий экран в 1965 году под названием «Мне двадцать лет». К примеру, были подправлены сцены в политехническом музее, сцена разговора Сергея с Отцом Ани, а финальный разговор главного героя с погибшим на фронте отцом, в новом варианте уже был таков: «Я тебе завещаю Родину, и моя совесть до конца чиста перед тобой».
Я обновленную версию не видел, ну а что? Такой финал разговора тоже кажется неплох! Кажется, на взгляд испорченного постмодерном нашего сознания, несколько пафосен?
Но ведь про Родину и про Главное разве можно говорить в иных красках?
На мой взгляд это фильм своего времени. В нем кажется вполне отразилось то время. Это время моих родителей. Они именно в начале шестидесятых учились в Свердловском политехе. Я часто разглядываю те их фотографии и мне кажется они не были такими замороченными. Хотели быть умными это да. Им казалось, что   научно-технический прогресс и провозглашенный коммунизм способны сделать все человечество счастливыми – в это я тоже верю. А вот хотели ли они быть такими как та «золотая молодежь»? Очень большое сомнение! Стихи отец любил и сам писал. Маяковского тоже отец любил. Но всю жизнь проработал инженером и в партию не вступал.
Может быть поэтому на протяжении всего фильма меня мучал вопрос – Неужели у наших родителей так уж сильно болела голова о всяких там неопределенных смыслах жизни? Конечно, они верили в происходящее, любили жизнь и хотели быть честными, справедливыми и счастливыми людьми.
10 мая 2017 г. Волоколамск


Рецензии
Хорошее эссе на хороший фильм.
Но "Застава Ильича" - это не просто хороший или "культовый" фильм. Это потрясающий "слепок с эпохи".
Не знаю, кто как, но с фильмом я мучительно переживаю дух того времени, лишённого "сталинских оков", и тогдашние надежды на будущую "светлую жизнь", потому что знаю, что тем надеждам не суждено было в полной мере сбыться.
Герои фильма преданы Октябрю и великой Победе. Без понимания этого нельзя понять название фильма - "Застава Ильича". Герои фильма - бойцы той "заставы", пытающиеся определить свою роль в новой жизни и уберечь её от перерождения, в том числе мещанского и "либерального".
Удивительно реально-документально даны сцены первомайской демонстрации, как, впрочем, и другие, уличные и бытовые. Не знаю, как была задумана и воплощена сцена разговора Сергея и Ани с её отцом. Сцена эта трагическая. Аня вызывающе не хочет понимать отца - "воплощения старых порядков". Отец, понимая этот "разрыв поколений", духовный разрыв с дочерью, пытается, однако, не разочароваться в Сергее...
Мне не дано было окунуться в "мировоззренческую атмосферу" того времени. В лучшем случае, я мог оказаться среди той гурьбы младших школьников, сбивавших лед в водосточных трубах, что действительно мы любили делать, поэтому каждый раз, смотря фильм, я с жадностью погружаюсь в духовную атмосферу тех лет. И бесконечно благодарен Марлену Хуциеву.

Геннадий Сергеев   13.05.2017 15:59     Заявить о нарушении
Огромный пласт искусства разных эпох с элементами "колебаний вместе с линией" того режима или общественной формации, во время которой создавались произведения, надо каким-то образом сохранить безусловно, будь даже это "Далеко от Москвы" Ажаева или "Кубанские казаки" Александрова. Надо из них "вылавливать" крупинки поэзии, художественных находок, индикаторов той эпохи, назиданий будущим поколениям. Средненький фильм уникального художника Марлена Хуциева содержит огромное число таких находок исторического, художественного и даже операторского характера, и вплоть до открытия новых имён в киноискусстве.

Эдуард Мирмович   22.12.2019 14:51   Заявить о нарушении