Культовый фильм м. хуциева застава ильича
Предлагаю обсудить фильм «Застава Ильича».
Вчера 9 мая 2017 г.по каналу Культура днем показали фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича». Признаюсь, я не киноман и вообще, телевизор крайне мало смотрю. Этот фильм в фрагментах и в разных цитатах конечно, видеть приходилось. Но целиком посмотрел только вчера. Две серии и почти три часа смотра! За окном сыпал дождь с градом, на столе постепенно пустела бутылка, а я все смотрел и смотрел… Думаю каждый этот фильм видел. Но все- же напомню содержание:
Фильм начинается с символической сцены: по улице идут три красногвардейца времён революции. Время действия незаметно меняется, и вместо красногвардейского патруля зрители видят своих современников — молодых людей, а потом — уволенного в запас солдата. Это главный герой Сергей Журавлёв. Его отец погиб на войне, и он живёт с матерью и сестрой в коммунальной квартире в районе заставы Ильича
Фильм рассказывает о жизни Сергея и его друзей Николая Фокина и Славы Костикова.
Слава уже успел обзавестись женой и ребёнком, пока его друг был в армии, но по-прежнему всё свободное время стремится проводить в компании друзей, иногда забывая о семье.
Николай — неунывающий весельчак и ловелас. Однако, когда на работе начальник пытается завербовать его в стукачи, предлагая сообщать о подозрительных высказываниях одного из сослуживцев, который якобы слишком далеко зашел в своем свободомыслии, Николай грубо обрывает его, а после, обсуждая это с друзьями, сокрушается, что вот молодой человек — и уже сволочь.
Сергей находится в поисках не только жизненной цели, но и девушки, которая бы соответствовала его идеалу.
Сцена:
На первомайской демонстрации он знакомится с Аней, дочерью обеспеченных родителей. Вместе они идут на поэтический вечер в Политехнический музей, где выступают поэты— Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский , Римма Казакова, Роберт Рождественский , Михаил Светлов , Белла Ахмадулина, Булат Окуджава . Борис Слуцкий читает стихи своих друзей Михаила Кульчицкого и Павла Когана, погибших на войне.
Следующая сцена:
Сергей приходит к Ане на день рождения, но чувствует себя чужим в кругу «золотой молодёжи».
Сцена:
После дня рождения происходит необычная встреча Сергея с погибшим отцом. Сын просит его совета, но отец не может ничего посоветовать: он погиб в двадцать один год, а его сыну — уже двадцать три. Сергей оглядывается и видит, что в комнате спят боевые товарищи его отца.
Фильм заканчивается сценой смены часовых у мавзолея Ленина. Скажу сразу, без водки фильм смотрелся бы достаточно затянутым, а местами даже скучным. Я не зря, описывая сюжет, указывал на сцены. Сложилось ощущение, что фильм, именно скроен из отдельных самостоятельных самих в себе этих сцен. Герой со своими мыслями кочует из сцены в сцену и кажется, что конца этой качовке никогда не будет. Хотя, каждая в отдельности сцена поставлена отлично! Первомайская демонстрация, снята как сейчас бы сказали,- с руки в режиме онлайн; день рождение Ани – постановочно премьерная сцена; общие планы Москвы, движущихся людей, транспорта, общие виды – это просто наглядный документ времени. Вообще, на протяжении всего фильма сохранялось стойкое ощущение –вторжение документалистики в ткань художественного произведения. Возможно таков был замысел и прием М. Хуциева? Везде много массовки, разнообразных движений масс, и как крупное пятно, главный, со всегда серьезным и задумчивым лицом, герой. На таком фоне сцена встречи с отцом тоже как-то выбивается? Выбивается по темпу, по теме, по способу решения… Признаться, я к этому моменту уже допивал бутылку и вздрогнул, когда понял, что сын разговаривает с погибшим на войне отцом. При этом, эта сцена едва-ли не самая главная и самая по впечатлению сильная! И именно эта сцена зарезала весь фильм.
8 марта 1963 года в Кремле состоялась встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. На этой встрече Хрущёв выступил с критикой только что снятого фильма:
«Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодёжи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться...»
Но более всего Хрущева возмутила финальная сцена разговора главного героя с погибшим на фронте отцом. Напомню, - на вопрос главного героя Сергея о том, как ему жить, отец не отвечает, но сам спрашивает, сколько тому лет? - «Двадцать три» - отвечает Сергей. —: «А мне двадцать один. – отвечает отец. - Ну, как я могу тебе советовать»?
«И вы хотите, - раскричался Хрущев, - чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода? Никто не поверит! Все знают, что даже животные не бросают своих детенышей. Если щенка возьмут от собаки и бросят в воду, она сейчас же кинется его спасать, рискуя жизнью. Можно ли представить себе, чтобы отец не ответил на вопрос сына и не помог ему советом, как найти правильный путь в жизни»?
Короче, фильм в полной авторской версии на четверть века был зарезан. В полном изначальном формате его показали в январе 1988 году в Доме Кино.
Нет, фильм полностью зарезан не был. Он вышел на широкий экран в 1965 году под названием «Мне двадцать лет». К примеру, были подправлены сцены в политехническом музее, сцена разговора Сергея с Отцом Ани, а финальный разговор главного героя с погибшим на фронте отцом, в новом варианте уже был таков: «Я тебе завещаю Родину, и моя совесть до конца чиста перед тобой».
Я обновленную версию не видел, ну а что? Такой финал разговора тоже кажется неплох! Кажется, на взгляд испорченного постмодерном нашего сознания, несколько пафосен?
Но ведь про Родину и про Главное разве можно говорить в иных красках?
На мой взгляд это фильм своего времени. В нем кажется вполне отразилось то время. Это время моих родителей. Они именно в начале шестидесятых учились в Свердловском политехе. Я часто разглядываю те их фотографии и мне кажется они не были такими замороченными. Хотели быть умными это да. Им казалось, что научно-технический прогресс и провозглашенный коммунизм способны сделать все человечество счастливыми – в это я тоже верю. А вот хотели ли они быть такими как та «золотая молодежь»? Очень большое сомнение! Стихи отец любил и сам писал. Маяковского тоже отец любил. Но всю жизнь проработал инженером и в партию не вступал.
Может быть поэтому на протяжении всего фильма меня мучал вопрос – Неужели у наших родителей так уж сильно болела голова о всяких там неопределенных смыслах жизни? Конечно, они верили в происходящее, любили жизнь и хотели быть честными, справедливыми и счастливыми людьми.
10 мая 2017 г. Волоколамск
Свидетельство о публикации №217051201391
Но "Застава Ильича" - это не просто хороший или "культовый" фильм. Это потрясающий "слепок с эпохи".
Не знаю, кто как, но с фильмом я мучительно переживаю дух того времени, лишённого "сталинских оков", и тогдашние надежды на будущую "светлую жизнь", потому что знаю, что тем надеждам не суждено было в полной мере сбыться.
Герои фильма преданы Октябрю и великой Победе. Без понимания этого нельзя понять название фильма - "Застава Ильича". Герои фильма - бойцы той "заставы", пытающиеся определить свою роль в новой жизни и уберечь её от перерождения, в том числе мещанского и "либерального".
Удивительно реально-документально даны сцены первомайской демонстрации, как, впрочем, и другие, уличные и бытовые. Не знаю, как была задумана и воплощена сцена разговора Сергея и Ани с её отцом. Сцена эта трагическая. Аня вызывающе не хочет понимать отца - "воплощения старых порядков". Отец, понимая этот "разрыв поколений", духовный разрыв с дочерью, пытается, однако, не разочароваться в Сергее...
Мне не дано было окунуться в "мировоззренческую атмосферу" того времени. В лучшем случае, я мог оказаться среди той гурьбы младших школьников, сбивавших лед в водосточных трубах, что действительно мы любили делать, поэтому каждый раз, смотря фильм, я с жадностью погружаюсь в духовную атмосферу тех лет. И бесконечно благодарен Марлену Хуциеву.
Геннадий Сергеев 13.05.2017 15:59 Заявить о нарушении
Эдуард Мирмович 22.12.2019 14:51 Заявить о нарушении