МАЯК

    Холодное северное море. Ветер поднимает волны, они бьются о скалистый крутой берег. Только чайки не страшатся ни волн, ни скал, ни ветра. Безлюдное неласковое место. На  прибрежной  скале  одиноко стоит  маяк.  Как морской страж, он посылает луч света в ночную мглу, сквозь туманы и штормы. Моряки всегда ищут  этот свет в самое трудное время своего путешествия, когда сильный ветер готов разорвать паруса и выбросить корабль на скалы. Сколько человеческих жизней спас этот маяк.  Моряки в знак благодарности посылают теплые слова и пожелания здоровья и многих лет жизни человеку, который каждый вечер зажигает  свет на маяке.
  Рядом с маяком стоит маленький домик, в котором живет человек, который обслуживает этот маяк. Его зовут Джон. Это высокий, крепкий мужчина лет сорока пяти. Он родился в этом месте, в этом доме. Его отец, работал на  маяке. Здесь жила его мать. Эта семья была отдалена от шумных портовых городов, они жили уединенно и дружно на этом берегу. У них был свой дом, небольшое хозяйство, обработанная земля. Отец получал небольшое жалование от морского ведомства, как смотритель маяка, несколько раз в год корабли доставляли все необходимое для ламп маяка: масло, бензин. Они же привозили и продукты для семьи, и жалование за полгода.
   Когда Джон вырос,  а родители ушли в мир  иной, он, как и отец,  стал смотрителем маяка. Джон не уехал на материк, ему нравилось это место. Он одиноко жил в том же доме  и делал ту же работу, что и его отец.  Он привык к одиночеству. Его собеседниками стали чайки и ночные звезды. Хотел ли он  создать семью, он не знал. Живя уединенно, Джон понимал, что это не возможно.  Он видел во всем промысел Божий и безропотно нес свою жизненную ношу.
    Этот день, был  теплый и безветренный. Джон  утром погасил  лампу маяка  и вышел на лодке в море  наловить рыбы. Через два часа, лодка наполнилась рыбой, и  Джон  собрался возвращаться. Вдруг он услышал странные звуки, как будто тихий  плач младенца. Он пристально стал всматриваться в морской простор. Вдали  показалась еле заметная темная точка.
-Что это?- сам себе задал вопрос Джон,- может это лодка?
Он быстро налег на весла и поплыл в том направлении. Джон теперь ясно видел маленькую лодку. Она покачивалась на волнах, и оттуда слышался слабый  плач  ребенка.
-Боже, там дитя, откуда?
     Он из всех сил   греб  веслами и  быстро  приплыл к лодке. Там лежал завернутый в одеяло младенец. Джон притянул лодку с младенцем к своей лодке и с великой осторожностью  перенес сверток с ребенком в свою лодку. Джон прижал младенца к  груди, согревая своим телом. Ручки ребенка были очень холодными, а голос  слабым и охрипшим. Как Джон приплыл к берегу, он не помнит, его сердце бешено колотилось, только бы успеть и добраться до берега.  Он вбежал в дом, прижимая сверток к себе и закрывая его от ветра.
- Потерпи,  милый, сейчас  я тебя согрею,- говорил Джон.
  Он вынул младенца из мокрого и холодного одеяла, завернул в простыню и накрыл теплым одеялом.  Это был мальчик. Джон  стал растирать тельце ребенка своими большими шершавыми ладонями. Он положил его на теплую печку, которую топил  утром. Понемногу ребенок стал согреваться.
-Сейчас я принесу тебе теплого молочка, прямо из под коровушки.
 
  Джон схватил большую кружку и  побежал доить корову.
Через минут десять он вбежал в дом с полной кружкой молока. Джон взял неумело на  руки младенца и осторожно, по капельки, из ложки стал вливать молоко в ротик. Ребенок давился, кашлял и больше разливал молоко, чем глотал.
-Нет, так не годится. Так я тебя не накормлю.  Потерпи, мое солнышко, я что- нибудь придумаю,- очень ласково сказал Джон.
Он взял буханку круглого хлеба, выковырял из середины маленький кусочек мякиша, намочил его в молоке, завернул в чистую тряпочку и дал сосать ребенку. Тот с жадностью накинулся на эту хлебную соску.
-Наголодался, родненький, не торопись, теперь ты не будешь голодный. Какая же звериная мать, обрекла тебя на такую лютую смерть? Да, Бог ей судья. Зато мне великая радость. Дай, я снова в молоко окуну твою соску. Ведь все до капельки высосал!
   Джон держал младенца на руках, тихонько,  покачивая. Он нежно поцеловал его в лобик, в глазки. Ребенок еще немного поплакал, но почувствовав сытость и тепло, уснул.
Только теперь Джон пришел в себя. Он зажег свечи рядом с иконами и стал благодарить Бога и Деву Марию за  чудесное спасение младенца. Теперь у Джона началась совершенно иная жизнь.
-В следующем месяце прибудет на маяк корабль, может, и одеженку справлю малышу.  Надо дать имя  ему, а то как то не по- людски. А немного окрепнет, подрастет, доплывем до материка и тогда в церкви и покрестим  его. Пусть он станет Томом. Том Вильсон. Это звучит славно. Я думаю, это будет не обычный ребенок, ведь само проведение вручило мне его, он не умер, один среди волн. Бог его спас, значит и в дальнейшем Том будет, оберегаем небесами. Да, будет, так, Аминь.

   Теперь все молитвы и  мысли Джона были наполнены  ребенком. Трудности и вопросы подстерегали Джона на каждом шагу. Что значит растить ребенка  в полном одиночестве, знает только тот, кто прошел через это. Но все  сложности  и тревоги были ничто,  по сравнению с той радостью, какой была наполнена душа Джона. Через месяц личико  Тома округлилось, ручки и ножки обрели младенческую припухлость.

-Вот как славненько ты растешь, сын! Держи мой палец, хватай его крепко. Молодец. Скоро тебе буду кашу  на молоке варить. Я не плохой повар, конечно, если бы была жива моя мама, твоя бабушка, она бы тебя лучше кормила.  Ничего, я всему научусь: и блины  жарить  и пироги стряпать. Только ты расти малыш, не болей. Ведь двое мужчин- это сила.
   Малыш с удовольствием слушал нежные слова Джона, улыбался и улюлюкал в ответ.  В середине следующего месяца к острову подошел корабль.  На берегу его встречали уже двое мужчин: Джон и Том. Том лежал в деревянной колясочке- тележке на трех колесах, которую смастерил Джон.  Удивлению моряков не было предела. Трогательная история спасения младенца, задела  сердца моряков. Они, месяцами не видевшие свои семьи, своих детей, с нежностью отнеслись к этому ребенку. Каждый моряк старался подарить  что нибудь Тому. Теперь дом Джона наполнился всевозможными нужными и ненужными вещами. Он благодарил моряков.  Капитан судна решил серьезно поговорить с Джоном. Они знали друг друга много лет.

-Послушай, Джон, ребенка надо законным образом оформить, то есть сделать ему документ. Сейчас он тебе не сын, а найденыш.   Тебе надо написать в мэрию заявление с просьбой его усыновить, описав всю эту историю. Если хочешь, я так же подпишусь на этой бумаге, как свидетель. Пиши прямо сейчас. Я сам отдам это заявление. А когда будет готово  свидетельство о рождении, я тебе его доставлю. Договорились?- предложил капитан.
 Джон крепко пожал руку капитану. Он был не многословен, как  многие настоящие мужчины. На следующий день корабль отчалил, продолжая свой путь, и увозя важную для Джона и Тома   бумагу. Весть, что на маяке появился малыш, быстро разнеслась по кораблям. Теперь на маяк чаще стали заходить корабли, привозя  все необходимое для маяка и подарки для малыша. С виду грубые матросы, были тронуты этой  необыкновенной историей, и им хотелось принять участие в жизни малыша. Они привозили  на маяк фрукты, сладости, игрушки, книжки, одежду. Через четыре месяца капитан того судна привез первый в жизни Тома документ- свидетельство о рождении. Там было записано: Том Вильсон родился  17 июля 1890 года ( это день, когда его нашел Джон). Усыновлен- Джоном  Вильсон, в строке мать-  была запись: мать не известна.
-Это дело надо отметить,- предложил Джон капитану, и налил  по рюмке виски.
-Пусть твой сын, будет достойным человеком,- торжественно произнес капитан,  потом добавил,- и счастливым.

  Дни шли за днями, сменяя ночь, лето, короткое и не очень теплое, сменилось осенью. На побережье почти всегда дул холодный, резкий ветер, солнышко выглядывало редко и ненадолго. Джон укутывал Тома в теплое одеяло и, несмотря на непогоду, выносил на свежий воздух.
-Ты - будущий моряк, привыкай к морскому ветру. Он полезен для легких.  Дыши, сынок,- говорил отец сыну.
   Чайки кружились над берегом и были свидетелями всей  этой истории. Джон стал  заботливым и нежным отцом. Его любовь оберегала сына. Том  рос здоровым  и смышленым малым. Джон завел дневник, в котором отмечал каждое заметное событие в жизни сына: первый раз малыш перевернулся самостоятельно на животик, вот крепко держит игрушку, первый  появившейся зубик на опухшей десне. Ни одна веха в жизни не прошла не замеченной, все было записано в дневник.
 
  Ритм жизни с появлением сына ускорился.  Моряки заметили, как из угрюмого мужчины, Джон превратился в веселого, помолодевшего человека. Том рос и радовал своего отца. Прошла осень, зима, к весне Том встал на ножки и постепенно стал учиться ходить. Он крепко брался за руку Джона и неуверенно переставляя свои ножки, сделал первые шаги. Эту новость Джон, как всегда, записал в дневник и подчеркнул красным карандашом, как одно из важных событий.
   17 июля  1891 года праздновался первый день рождения Тома. К этому дню Джон готовился заранее. Он надеялся,  что в этот день к маяку подойдет один из кораблей, и он в кругу друзей отметит этот знаменательный день. Но гостей не было. Праздник отмечали вдвоем, но это не омрачило настроение Джона. Джон накрыл праздничный стол на берегу, усадил сына, положил на тарелку припрятанные заранее сладости и яблоки, подарил ребенку кораблик с парусами, который сам смастерил. Джон и сын спустили этот кораблик   на воду и долго смотрели, как волны увлекают его в открытое море. Потом они покормили чаек и вернулись в дом. День  подходил к концу, малыш устал, глаза его смыкались. Джон уложил сына в кровать, а сам сел за свой дневник.
  Первый год Томом Вильсоном был  прожит. Год был трудный, но наполненный счастьем и любовью. Том начал говорить первые слова, он быстро освоил эту науку. К концу второго года своей жизни он хорошо говорил, не выговаривая всего несколько трудных звуков. Джон  все свободное время проводил с ребенком, он ему читал книжки, привезенные моряками, рисовал, они вместе гуляли по берегу. Джон все объяснял смышленому малышу и тот, как губка, впитывал эти знания.
  Прошло пять лет, Том стал крепким, шустрым  мальчуганом, живя на природе, он  не болел, и быстро развивался. Он схватывал все на лету.  Джон стал учить с ним буквы. И постепенно, в шесть лет, Том освоил грамоту. Глядя на сына, Джон благодарил небеса за этот подарок судьбы. Том стал хорошим помощником отцу  почти во всех его делах. Джон  учил его и вести домашнее хозяйство, и работать на маяке, и ловить рыбу.
-В жизни все пригодится,- говорил он сыну.
   Джон понимал, что ребенку  нужно образование настоящее, ему нужно общение со сверстниками и эта проблема не давала  ему покоя.   Как то вечером  Джон  достал с верхней полки семейную шкатулку, где хранились все  документы. Перебирая их, он нашел письмо, которое написала младшая сестра его матери, тетя Эльза. На конверте был обратный адрес. Она жила в портовом городке, муж ее был военный моряк, он погиб в  какой то войне. Джон плохо помнил эту историю, но тетю Эльзу он видел несколько раз, когда был маленьким. Он с родителями ездил к ней гости. Он запомнил небольшой домик, в котором она жила, уже, будучи вдовой.   
-А ведь это выход. Вдруг она жива и  я смогу к ней отправить сына. Ведь в этом городке есть школы.
   Джон тут же сел писать письмо. Он был не мастер по части писем, вернее  он никогда их не писал. Но сейчас, все, что было у него на душе,  он излил на бумагу. Он описал, как появился у него Том, как он его любит, как  желает дать ему необходимое образование. Дело оставалось за немногим. Нужно дождаться корабля и отправить это письмо с моряками, а потом дождаться ответа. Шансов в успехе было немного. Джон посчитал, что тете Эльзе сейчас около семидесяти лет, и жива ли она, он не знал. Но другого варианта у него не было. Корабль причалил через десять дней. Моряки обещали передать письмо и забрать ответ, если конечно старушка жива.
   Начался новый виток  жизни у Джона. Он молился, чтобы его сын получил образование. И его молитвы были услышаны. В  июле Тому исполнилось  семь лет, возраст, когда дети начинают посещать школу.  Джон с нетерпением ждал возвращения корабля с ответным письмом. И  этот день настал. Моряки вручили конверт Джону.

-Значит, тетя Эльза жива, раз есть письмо,- тут же подумал он.
   Джон с нетерпением вскрыл конверт. Тетушка писала, что рада была получить весточку от родного племянника. Еще она писала, что готова приютить Тома у себя дома и отдать его в школу, с условием, что обучение будет оплачивать Джон. Пенсия за мужа у нее маленькая, но прокормить внука она может. Детей у нее никогда не было и живет она одна.  Джон очень обрадовался таким вестям. Деньги на обучение он приготовил давно. Жалование, которое платило ему морское ведомство за работу на маяке, позволило ему скопить приличную сумму, которую он с радостью потратит на сына.
 Джон написал ответ тетушке Эльзе с известием, что  к сентябрю к ней приедет Том. С этого времени он  стал готовить сына к отъезду. Сам Джон не мог покинуть остров, ведь маяк требовал постоянного его присутствия, да и хозяйство не бросишь на произвол судьбы. Поэтому Джон решил, что сын вместе с моряками поедет  на корабле. Моряки помогут мальчику и отведут к тетушке.
    В конце августа Том отплыл на корабле. Дом Джона опустел. Семь лет он жил и дышал вместе с сыном, и сейчас эта пустота была не заполнена. Он бесцельно бродил по острову и не мог заставить себя заняться делом. Он договорился, что два раза в месяц Том будет отправлять письма  на маяк с моряками. Джон попросил, чтобы и тетя Эльза по возможности то же писала ему. Разлука с сыном тяжело отозвалась в сердце Джона. Но время лечит печаль.
   Тетя Эльза встретила внука приветливо. Ей понравился мальчик, серьезный,  отзывчивый и трудолюбивый. Она взяла его свидетельство о рождении, и  пошла вместе с Томом к директору школы.  Директор не хотел брать мальчика, ссылаясь на переполненность школы. Но узнав, о необычной  его истории, согласился.  В кабинет пригласили Тома. Директор стал беседовать с мальчиком и был приятно удивлен его эрудиции .
-С учетом, что ребенок рос изолированно на острове, он хорошо развит, грамотная речь и читает хорошо,- с удовлетворением отметил директор,- Ну, что же, Том, добро пожаловать в школу. А петь ты любишь? У нас в школе замечательный хор. Ведь ты вырос на берегу моря  и голос  твой должен хорошо звучать.
Директор сел  за рояль и сыграл несложную мелодию.
-Попробуй подпеть в такт мелодии,- попросил директор.
Том несмело и тихо повторил  правильно мелодию.
- Хорошо Том, а теперь немного погромче.
Том спел  громче.
-Замечательно! Это действительно замечательно! У  тебя хороший музыкальный слух и голос. С тобой надо обязательно заниматься музыкой. Ты способный мальчик.
Директор отвел в сторонку тетю Эльзу и тихо ей сказал:
-Если Том будет хорошо учиться, то на следующий год я попрошу попечительский совет школы о его бесплатном обучении. Имейте это в виду.

  Тетя Эльза была довольна Томом,  решив, что она сделает для этого мальчика все возможное, что бы он стал образованным и достойным человеком.
Началась школьная жизнь Тома. Она не приносила ему особых трудностей. Он учился легко, память у него была прекрасная. Но самые большие успехи у Тома были в музыке. У него открылся поистине музыкальный талант. Учитель музыки стал заниматься с Томом отдельно, да и директор школы частенько давал ему  уроки вокала. У Тома был очень красивый голос.
    Время шло быстро. Том, как и обещал, два раза в месяц посылал отцу письма. Прошел  первый учебный год в школе.  На летние каникулы Том поехал к отцу на маяк. Джон с волнением ждал приезда сына. И вот на берег сошел, повзрослевший  Том. Три месяца они проведут вместе.  Том соскучился по отцу. А про Джона и говорить нечего.

  Так прошли год за годом, Том рос, взрослел, а Джон потихоньку старел. Жизнь Джона на маяке была однообразна, он два раза писал прошения в морское ведомство, чтобы его отпустили с маяка, и  прислали  нового человека. Но ответа он не получал и поэтому оставался на маяке. Ноги у него болели, и он с трудом поднимался  по лестнице на вершину маяка. Часто лампа маяка горела и днем, Джон не тушил ее с рассветом, чтобы лишний раз ему не подниматься по лестнице.
   Из писем Джон знал об успехах сына.  Том по окончании школы, поступил в столичную консерваторию. После ломки голоса у Тома сформировался красивый тенор.  Теперь Том  редко приезжал к отцу на маяк. Он уже давно сам  зарабатывал на жизнь, красивый голос всегда прокормит певца.  Письма Джон получал уже редко. Он не обижался на сына,  горячо его любил, и понимал, что Том очень занят.

  Карьера Тома быстро набирала скорость.  Через пару лет он уже  пел главные партии в столичном театре.  Его любила публика, он был  трудолюбив,  талантлив и красив. Гастроли, поездки,  репетиции, премьеры,-  вот, чем заполнена жизнь артиста.  В этой жизни  он все реже  вспоминал отца, маяк и море, где он вырос. Том чувствовал, что надо остановить, разорвать этот круг, вырваться из него и поехать к отцу. Он это понимал, но не решался это сделать.

  А маяк жил своей жизнью: волны, чайки и одинокий старик. Джону исполнилось семьдесят пять лет, он  выглядел  глубоким  стариком. Он с трудом справлялся с огородом, никакой живности, кроме кур у него в хозяйстве уже не было.  Моряки, которые давно его знали, жалели его и привозили все необходимое на маяк. Он мог бы уехать на материк, но зачем? Он теперь сам этого не хотел. Лампы на маяке  горели постоянно- и днем и ночью.
   Джон давно уже не делал записи в своем дневнике, писать было не о чем.  Три года, как он не получал писем от Тома, а видел он его восемь  лет назад, когда сын закончил консерваторию. Он приезжал тогда всего на неделю,  Джон  был  в те дни счастлив.
   Он давно привык к одиночеству. Его собеседниками стали чайки. Джон часто перечитывал письма сына и свой дневник, переживая счастливые годы своей жизни. Только теперь он понял, как дорог ему маяк, он знал каждую ступеньку на лестнице маяка,  даже волны и ветер стали ему друзьями. Он чувствовал приближение смерти, и не боялся ее.  К концу жизни Джон стал ближе к небесам. Он чувствовал присутствие Ангелов рядом и понимал, зачем они прилетели.
-Скоро, мои дорогие, -обращался Джон к НИМ,- мы встретимся. Вот только дела немножко приведу в порядок.
    Джон сложил все письма сына и свой дневник в шкатулку. Написал прощальное письмо Джону, вложил в конверт. Он не знал адреса сына, поэтому написал записку морякам, которые приплывут на маяк, с просьбой найти Джона и передать ему письмо и шкатулку. В записку морякам он вложил все оставшиеся  у него деньги. И еще в записке  он благодарил моряков за многолетнюю дружбу и помощь.

  Настало то утро, когда проснувшись, Джон почувствовал, что это его последнее утро. Он с трудом встал с постели, подошел к иконам и зажег свечи. Джон смотрел на любимые образы, ничего не просил, и не молился.  Его сердце было открыто и из него изливались потоки любви.  Он вышел на берег моря, к нему сразу подлетели чайки.
-Прощайте, родные, больше мы не встретимся, прощай и ты, маяк. Всю мою жизнь вы были рядом со мной. СПАСИБО,-ЭТО БЫЛИ ПОСЛЕДНИЕ ЕГО СЛОВА.

  Он отвязал лодку от пристани и лег на ее дно. Волны подхватили лодку и ее путника.  Днище лодки Джон  давно не смолил, и она пропускала воду.  Он смотрел на небо, на облака, жизнь тихо уходила из его тела. Последний вздох совпал с криком чайки, которая парила над лодкой. Через час лодка, заполненная водой, опустилась на дно моря.

 В этот миг  маяк осветил морскую даль последним лучом  света.  Маяк погас.
    
               


Рецензии