Проза жизни. Неполная семья

     Мой знакомый по Одноклассникам выставляет фотографии из альбома своей матери. Мы учились в одной школе,  он на десять лет моложе, но меня действительно помнит, так как  выставил фото, где была и я.  Его мать была учительницей в нашей школе. По фотографиям видно, что помимо нас, учеников, у преподавателей была и своя жизнь, отмечались праздники, были занятия по повышению квалификации, всякие события, награждения...
   И я обратила внимание, что у нас в школе была полная учительская семья. Директор школы был мужчина. В средних и старших классах процентов   тридцать учителей были  мужчины: преподаватель математики, учитель физики, учитель русского языка и литературы,  учитель по обществоведению, учитель по немецкому языку, учитель по черчению, два учителя по труду, два физрука. И даже по пению был учитель - мужчина. Были два завуча мужчины (один уже после того, как я закончила школу) То есть в школе присутствовало  мужское начало, и я даже не представляю, что кто-то посмел бы нагрубить учителю. Он был уважаем! Учительский коллектив был смешанным. О репетиторах мы и понятия не имели, но восемнадцать  человек из класса получили высшее образование. Когда учился мой младший  сын  1979 года рождения, директор, завучи, учителя были женщины,  даже физруком работала женщина.
   И мне кажется, что какие не выпускай учебники, какие не придумывай системы обучения, образование лучше не будет. Я помню, как мне, маленькой, в нашем провинциальном городке дед рассказывал  про поэтов, про  писателей, про мыслителей, и я запоминала фамилии Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Герцен...  на будущее, про звезды и планеты, про Третьяковку и Большой театр, и у меня блестели глаза. Разве могла мне так и об этом рассказать бабушка?
   Все-таки природой так устроено, что женское-это проблемы, а мужское - это идеи.  Появляются проблемы, и именно некоторые из множества идей  бывают плодотворными.
  А сейчас преподаватели -женщины.  И вырастают дети, и мальчики и девочки, с  проблемами. А идеи не рождаются. В результате в стране полно проблем, а  плодов человеческого разума, чтобы жить лучше, мало.
   Взять Финляндию, я удивилась увидев на фото молодого мужчину-учителя начальных классов. И думаю, если бы она осталась в составе России, то была бы еще одной финской республикой. Было бы  в этой финской республике пять нобелевских лауреатов, жили бы люди  так, как живут, была бы она на 26 месте по продолжительности жизни,  становилась бы  она чемпионом мира по хоккею, участвовала бы в "Формуле-1". Очень сомневаюсь. Обучение в Финляндии считается одним из лучших в мире, 30-40 процентов, так пишут, там учителя-мужчины. А у нас в образовании неполная семья...


Рецензии