За орешками

                -Лучше маленький склад, чем большой оклад!
                (народная мудрость)

        Когда мы переехали в Аксуек, мама не смогла устроиться швеёй, не было свободных рабочих мест в швейном ателье. Поэтому пришлось ей поработать на разных работах. Устроилась она поначалу в рабочую столовую посудомойщицей.
        Вставала рано, чтобы к пяти часам утра быть на рабочем месте, помогала поварам чистить картошку и лук, а после вымывала грязную посуду.
        Перед школой я забегала к ней в столовую, чтобы мама заплела мне косички и вплела в них банты, только потом бежала в школу.
        А после школы старший брат Юра заходил к маме в столовую, брал судки с готовым обедом и нёс домой. Принесённые кушанья  мы сами разогревали и обедали.

        Рабочий график в столовой был недельным. Неделю мама работала с раннего утра и до позднего вечера. Следующую неделю отдыхала. Это всегда была хорошая неделя. В доме натоплено и чисто. Мне не надо мыть полы, а Юре затапливать печь. Вкусный горячий обед стоит на плите и ждёт, когда мы вернёмся домой из школы.
        Казалось, что всё это делается само собой, пока мама сидит с вышиванием и ждёт нас. Вышитые цветастые дорожки украшали стол, швейную машинку, родительскую кровать. Она умела вышивать  простым и болгарским крестиком, но больше любила выполнить вышивку гладью.
        Часто мы видели как она сидела за швейной машинкой, выполняя очередной заказ. Шить мама очень любила. С лёгкостью, без сокрушения, распарывала неудачный шов, переделывая его. Своей швейной машинкой дорожила, сама смазывала, сама чинила, научила нас всех ею пользоваться.До самого замужества я ходила в платьях, пошитых мамой. Даже на своей свадьбе я, невеста, была в белом гипюровом платье, которое она пошила.

        Через год мама ушла из столовой и устроилась ночным сторожем-охранником на складах ОРСа(отдел рабочего снабжения). Летними вечерами мы к ней туда бегали посидеть в сторожке, посмотреть на сторожевых собак и на ружьё, которое висело на стенке сторожки.
        Теперь ранним утром перед школой я бежала с портфелем в эту сторожку заплетать косички. Папа пробовал неоднократно помочь мне в этом, но плоховато у него получалось, я после его мук с моими волосами выглядела растрёпой. А в классе третьем-четвёртом я научилась самостоятельно справляться с непослушными густыми волосами, сама стала их укладывать в косы. Вот так закончилась моя беготня по маминым рабочим местам.

       Тут же, в конце концов, устроилась она работать рабочей в холодильнике ОРСа. Огромный был холодильник. Пятьдесят тонн мяса закладывали в него зараз. Конечно, кроме холодильника в ОРСе было ещё много других складов, на которых мама, не отходя с рабочего места, иногда приобретала продукты.

        Я сейчас волею случая живу неподалёку от продуктовых складов. И наблюдаю, как меняется в большую сторону цена одного и того же продукта, который берут на складе и перевозят в магазин, расположенный через дорогу. Удивительно мне, что иногда в два или даже три раза вырастает цена продукта. 

       Я, женщина практичная, выросшая в СССР, быстро сообразила, что стоит мне пройти на сто метров подальше и я могу купить такой же товар гораздо дешевле.
       Мама наша, работавшая на складах, мыслила аналогично. Вопрос стоял лишь в том на что купить и как привезти купленное. Конечно, выкручивалась! А как же иначе? Троих детей кормить надо.

       Мой младший брат Владимир Михайлович рассказывает об этом так.

       Мне тогда было 7 лет. Я был первоклассником и у нас были зимние каникулы. Старшие по утрам спешили по своим делам: родители на работу, сестра в спортзал, брат уж и не помню куда. Я, ученик начальной школы, никуда не спешил – каникулы.
Поэтому перед уходом мама подошла ко мне и сказала:
- Володя, ты сегодня будешь ведь на санках кататься. Так вот приезжай с санками в обед ко мне на работу. Я тебе мешочек с орешками дам.

       Я с утра покатался с горки, а в обед пошёл с санками к маме на работу. Очень хотелось орешками полакомиться. Приехал, вызвал маму. Она меня увидела с санками и говорит: «Жди здесь. Я сейчас выйду».

       Я стою, жду. Тут выходят два здоровенных дядьки и выносят мешок чуть ли не в два раза побольше меня.
       Теперь я понимаю, что нормальный мешок был. Это я был маленьким первоклассником, на физкультуре предпоследним стоял.

       Дядьки верёвкой привязали мешок к саням и со словами «Давай, пацан, вези!» толканули их вперёд. Я повёз. Санки тяжёлые, я их тяну изо всех сил. Разогрелся так, что невзирая на мороз, пар от меня валит.
   
       Аксуек стоит на мелкосопочнике и пока дорога под горку шла всё ещё ничего было, нормально ехал. А после дорога в гору пошла и мешок отчего-то начал сползать. Я измучился весь, поправляя его. В конце концов мешок совсем сполз с саней и свалился прямо на снег. Что делать не знаю. Положить мешок на санки не могу – тяжёлый. Я санки перевернул, положил сверху на мешок, привязываю их к мешку. Привязал, а перевернуть эту махину, санки с мешком, не могу – тяжело. Шарф мой размотался, шапка съехала набок, ботинки по наледи буксуют, мороз щиплется.

       Какая-то женщина проходила мимо, подняла мой мешок и положила его на санки. Верёвками этот мешок покрепче к саням примотала. Потом шапку мне поправила, шарф замотала и сказала: «Езжай, малыш, но поаккуратнее будь» и ушла вперёд. А я по её следу дальше повёз санки со своим грузом.

       Помню, что я очень долго шёл до дому. И всё время мечтал, что как домой приеду, то орешков достану из мешка и наемся вволю. Кое-как дотащил и стал ждать, когда мама с работы придёт, мешок раскроет, орешков даст.

       Вечером собралась вся семья, мама пришла с работы, раскрыла мешок. Чего там только не было! Красные огромные и похожие на мячи апортовские яблоки. Селёдка, рыба мороженая и вяленая. Конфеты шоколадные и даже баночка красной икры. Были там ещё и лук с картошкой, тушёнка, баночки со сгущенным молоком и глянцевые пачки сухого финского молока.
       В общем, привёз я продуктов на всю семью. Всю свою зарплату мама угрохала на содержимое этого мешка.

       Мы смотрели на продукты, радовались им, а я вдруг обиделся. Я-то думал, что орехов наемся вволю, буду их колоть долго-долго, ну целый вечер колоть орехи буду и кушать. А мама достала из такого огромного мешка маленький, в две моих детских ладошки, кулёчек с орехами и подала мне. Быстро за полчаса я их сщёлкал, даже не наелся особо, да ещё и с сестрой и братом поделиться пришлось.

       Привезённые продукты мама сложила в кладовку, что была у нас на веранде. Днём, после школы мы, дети, пока родители на работе были, туда лазили с ложками за сухим молоком или за конфеткой. Старались незаметно брать, чтобы вечером мама не заметила.
 
       Теперь-то я понимаю, что незаметно взять из кладовочки ну никак не могло получиться – нас было трое детей и каждый по разу залезал в кладовочку. Но никогда родители нас не бранили, что чего-то мы там взяли. Наоборот, вечерами после ужина мама оттуда доставала нам по яблоку и по паре шоколадных конфет – старалась порадовать вкусненьким.

       Все мы, дети, и сегодня помним мамины тяжёлые сумки, которые она приносила домой из магазина. Старались побыстрее взять их из маминых рук, хоть чем-то облегчить её труд.


Рецензии