Глазами женщины глава17

Глава 17.

Мы породнились с этим необычным городом! Свежий ветер с лагуны, яркое солнце, лёгкие облака на высоком небе. Я с балкона моей квартиры наслаждаюсь великолепным видом на Большой Канал. Воскресный день, Мы все дома. Митя в манеже в гостиной просит обратить на себя внимание и лопочет на своём языке. Мама в своей комнате (бывший мой кабинет) готовится к прогулке. Мы решили побродить по площади Святого Марка. Это моё самое излюбленное место в Венеции. Возвращаюсь в прихожую и беру лёгкую коляску для Мити.
- Мама, уходим! - зову её, беру Митю и мы идём по лестнице на улицу. Знакомыми путями попадаем на площадь и я предлагаю посидеть среди многочисленных туристов, за столиком. Заказываю мороженное, воду и сок для Мити и мы наслаждаемся звучащей музыкой, толпами туристов и прекрасной погодой конца сентября. Мама уже освоилась и я совершенно спокойна, когда ухожу на службу. Митя сидит рядом и с интересом наблюдает за всем. В общем семейная идиллия. Те редкие часы, когда я не думаю о своей работе.
И уже назавтра, во всеоружии я снова вступаю на поле моей битвы. День складывается сложный и необычный. Во второй половине дня в зале Центра долгожданное собрание Совета попечителей. На нём будет предложена моя кандидатура на члена Совета с правом совещательного голоса. Собирается весь Совет - семь человек из семи стран. Я буду восьмая, но только с совещательным голосом. Мою кандидатуру выдвинул Макс Вернер. Спешу в аэропорт встречать Майкла О’Нила. За паспортным контролем у стойки выдачи багажа ожидаю Майкла. А вот и он.
- Майкл, я здесь!
- О, Марго, рад вас видеть! - Мы обнимаемся. - Мои поздравления! Сын - это великолепно! Нелли передает свои поздравления.
- Спасибо, Майкл!
- Ну что, волнуетесь? Не стоит, уверен, что ваша кандидатура пройдёт. Я верю в счастливую звезду. Вашу звезду.
- Мне бы вашу уверенность, Майкл.
- А Королеве Наваррской не принято отступать! - шутит сэр Майкл.
- Направляемся в Венецию. Майкл остановился у Маркизы Паолы. Мы прощаемся до встречи на Совете.
Я впервые вижу Совет в полном составе. Председательствует Макс Вернер. Я ещё с ним не разговаривала. Он похудел, видимо болезнь оставила свой след, но по-прежнему деловит, педантичен, точен. Видно, что все рады встрече, давно не видели друг друга. Со стороны - идеальная встреча добрых, старых друзей. Макс в своём вступительном слове дал чёткую картину дел за период моей работы, отметил положительные стороны, остановился на недостатках и том, что ещё предстоит сделать.  За ним  взял  слово сэр Майкл О’Нил, который в свойственной ему манере говорил только о моих успехах, всячески подчёркивая достоинства моей кандидатуры. Маркиза Паола ограничилась пространной репликой в мой адрес положительного свойства. Выступления на этом закончились. Я ответила на вопросы, которых было изрядное количество. При голосовании я получила шесть голосов и прошла в Совет. Меня поздравляли После Совета ко мне подошёл Макс и поздравил отдельно, а затем сказал:
- Маргарита. У меня завтра утром дела, а вот вечером хочу предложить вам оперу. В Ла Скала,  дают «Дона Карлоса» с Паваротти. Составьте мне компанию.
- С удовольствием, Макс! - отвечаю я. Ла Скала, Паваротти, об этом только можно мечтать, - подумала радостно.
- Решено, я заеду за вами в офис в два часа дня.
- Буду ждать! - И мы распрощались.
Милан. Сидим на открытой веранде ресторана Герцогского замка. До начала спектакля ещё часа два. Обед подходит к концу. Неторопливо беседуем обо всём.
- Я рад, Маргарита, что теперь вы в Совете. Это позволит вам быть в курсе всех дел, особенно финансовых и, разумеется влиять.
- Спасибо, Макс за поддержку.
- Нет. Это скорее аванс на более масштабное дело, Маргарита.
- Приоткройте завесу, Макс.
- А вот этот вопрос я переадресовываю вам, дорогая моя.  Я надеюсь, что ваша фантазия и деловая одержимость позволят укрупнить наш проект. А я, по силе своих возможностей, поддержу хорошие начинания.
- Макс, как вас понять?
- Вы  знаете, Маргарита, по-моему это у вашего
гениального Достоевского сказано о том, что дело нужно поручать женщине.  Она относится к нему, как к делу, когда мужчины, как к способу проявления своих способностей. Не совсем точно, но так по смыслу. Я должен вам сказать, что это он говорил и о вас.
- Благодарю.
Подали десерт.
- Подождите меня благодарить. Я сегодня воспользуюсь тем, что мы не спешим и скажу вот ещё что. Только поймите меня правильно и не обижайтесь, если что не так. Я очень люблю Россию. Если хотите, мое становление как личности и нрав-ственное созревание  произошло и образовалось именно там. Культура России навсегда покорила моё сердце. У меня множество друзей там и многое, что мне нравится. Но я своим немецким умом не могу понять вашей неорганизованности, необязательности. Вот вы - исключение! А Россия - это прекрасная страна с великолепным народом. - Он отпил минеральной воды и продолжал. - Я давно дал себе слово пропагандировать искусство, литературу России, её культуру и делаю это.
- Макс, вы делаете богоугодное дело. - Он замолчал и о чем-то думал.
- Маргарита. Вы знаете мою дочь Веру. Она очень похожа на мою Любу, внешне, но вот характер у неё мой. Как бы мне хотелось, чтоб она походила на вас. В вас есть что-то сугубо российское, присущее русской женщине. Как сказал Фёдор Тютчев: «Умом Россию не понять...».  Мне кажется что это он сказал точно о вас. Уходит от одного мужа, уходит от другого, от друга рожает ребёнка и - счастлива! Майн Гот, простите, вот это и есть шарм! Понять нельзя, но что-то влечёт, как рок, и сладко на душе, и волнительно впереди! 
- Макс, милый, да вы поэт! Я вам так благодарна за откровенность! И за критический взгляд, и за доброту пожеланий. Поймите, русская женщина в своём большинстве не сидит с Максом Вернером перед Герцогским замком и не идёт в оперу, в Ла Скала. Она на периферии нравственного мира, в медвежьем углу затхлости повседневной жизни, когда ожидание мужчины, простите за точность сравнения, становится смыслом её обреченной жизни. Придёт или не придёт? Почти гамлетовский вопрос! И, конечно, - держись за любого, только бы свой был! И я была такой. Но нашла в себе силы и не жалею. Я свободна!
- Вы просто прелесть, Маргарита, - воскликнул Макс. - Предлагаю выпить шампанского на брудершафт!
- Идёт, подхватила я. - Официант принёс поднос с двумя фужерами, мы выпили и расцеловались.
- Теперь на “ты”, Макс, а? - Макс посмотрел мне в глаза.
- Мне очень хотелось этого!
- Решено!
Страсти, разыгравшиеся на сцене, нисколько не уступали жизненным. Но великолепная музыка, восхитительные голоса, Паваротти, о! Костюмы и декорации делали их блестящим искусством! Спасибо, Макс! Извинившись, что не может проводить меня в Венецию, ввиду раннего рейса в Берлин, Макс оставил мне свою машину, на которой Стефано прикатил меня домой. Мама ждала меня и не спала. Митя видел уже третий сон.
Следующие полгода пролетели в заботах и по службе и дома. Расширился наш филиал. Был устроен большой фестиваль русской поэзии и русского искусства. Приезжало много гостей. Мы повторили выставку «Русские в Риме» в одном из римских муниципальных  залов.  Работа в Совете помогла мне
чётко ориентироваться в сложных взаимоотношениях спонсоров и подрядчиков. Готовились большие материалы для показа по поэзии Бродского, которого здесь многие знали. К этому времени Митя подрос, начал ходить и бегать. Папа оставил свой корабль и занял должность одного из вице-директоров пароходства. С большим сожалением я отпустила маму домой. Теперь с Митей весь день была родственница Марко Сернезе, милая женщина с решительными навыками в воспитании детей. И я была спокойна!


Рецензии