Глава 2. Локальная история, или Скородумские Удинц

                Историко-публицистическая версия


Прерывиста нить моего повествования, поскольку количество обнаруженных документов, отражающих судьбы основной и боковых веточек описываемого рода, оказалось не слишком велико, а, следовательно, и информативно. Жили его представители в двух параллельных пространствах – светском и духовном. Довлели над ними две власти разных уровней значимости: местная в лице губернатора и архиепископа, а также государственная, представленная Императором и Святейшим Синодом. Естественно, что в некоторые исторические моменты происходило пересечение этих вертикалей, что, несомненно, не всегда благоприятно отражалось на жизни клириков и их семейств.

Предстоит нам перешагнуть порог истории и перенестись в село Скородумское, именовавшееся до этого Скородумским погостом Белослудской слободы, а еще ранее Усть-Ирбитской слободой. Быстротечно время. Сменяются поколения, изменяется пространственное расположение поселений и их названия.

По известным на настоящее время данным представители шести поколений Удинцевых служили в разных духовных чинах при Спасской церкви в селе Скородумском, что в общей сложности составляет временной промежуток около 150 лет. Именно поэтому данное село можно рассматривать как одно из родовых точек духовной династии Удинцевых. Многим знакомо чувство «ощущения дома». Мест жительства может быть несколько, но истинным и притягательным для души становится лишь одно. И такой дом является своего рода «сердцем» семьи. Всегда хочется вернуться под его кровлю.

Первым обосновался в том селе, в далеком 1729 году, священник Иван Михайлов, служивший до этого диаконом в Ирбитской слободе. Последним оказался священник Александр Дмитриев, скончавшийся в 1877 году. Возможно, рамки очерчены не совсем четко из-за недостатка данных на сей день.

Расположилось село в 25 верстах юго-западнее уездного города Ирбита. До Екатеринбурга же было 220 верст. Протекали в той низменной равнине, покрытой густым смешанным лесом, две речки – Бобровка и Ирбит. Болотистая была та местность, поэтому у жителей деревни часто возникали «лихорадки». По поводу образования села и его названия сохранилось предание: несколько семей из находящейся в двух верстах деревни Давыдовой решили переселиться на новое место жительства, что и осуществили весьма быстро. Поступили они по принципу: решили – сделали. Так поселение и получило название Скородум. Первыми жителями оказались выходцы из великорусских губерний. Об этом свидетельствуют сохранившаяся фамилия Новгородовы и названия окрестных деревень – Ярославская и Костромина. По всей видимости, пришли переселенцы в поисках спокойной жизни в Смутное время. Вторая их волна появилась в годы правления Петра I, увлекаемая надеждой укрыться от тяжелых налогов и рекрутской повинности. Немало способствовали уходу из родных мест затяжные неурожаи, приводящие к голоду.

Предания есть предания. Однако современные краеведы, благодаря вновь обнаруженным архивным источникам, доказали, что село Скородумское образовалось примерно за 150 лет до появления деревни Давыдовой, или упоминаний о ней. Согласно мнению В.В. Гурова, в “Списках раскладки на крестьян заводских работ”, а также иных документах Горного ведомства по Скородумской волости, деревня Давыдова впервые показана на 1798 год с числом жителей в 20 душ.

В 1784 году Скородумово превратилось в волостной центр. В его состав вошли левобережные деревни Ретнево, Вандышево, Меркушино, Осинцево, Симоново и Молоково, жители которых влились в приход Спасской церкви. Сёла правобережной части реки Ирбит отошли к Белослудской волости. Межевание проводил ирбитский уездный землемер поручик Андриян Заев.

Основным занятием для жителей служило хлебопашество, а также извозный промысел и прядильное дело.

Первая деревянная церковь во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя возведена около 1729 года. Простояла она чуть более тридцати лет и пришла в ветхость. Заменили её новой, деревянной, впоследствии сгоревшей. Быстро обветшала и третья деревянная церковь. Наконец в 1823 году поставили каменную двухэтажную церковь, оставив прежнее наименование. Получается, что первые представители рода Удинцевых служили в деревянных храмах, а последние – уже в каменном здании.

Приход был большой. К началу века XX-го числилось в его составе 1871 прихожан мужского и 1937 женского пола. Священник и диакон жили в церковном доме, украшенном флигелем, а псаломщики – на квартирах, получая для оплаты соответствующее квартирное пособие из сумм церковно-приходского попечительства. Свидетельствуют об этом данные весьма информативной книги под названием “Приходы и церкви Екатеринбургской епархии”, изданной в 1902 году в Екатеринбурге.

Во второй половине XIX века в селе стало действовать земское начальное народное училище. Значит, грамоте сельские дети могли обучаться уже на месте. Служили и в нем представители рода Удинцевых.

В настоящее время от Спасской церкви не осталось даже следов. Сохранился лишь дом одного из последних пастырей – Упарова, в котором размещается ныне детский сад.

                ***

Первым священником стал Иван Михайлов, даты жизни которого, весьма условны и очерчиваются рамками с 1701 по 1729 годы. Лишь в данный короткий промежуток времени встречаются упоминания об этом батюшке в архивных документах. Удалось установить, что на 1720 год был он дьяконом в Ирбитской слободе, где служил и его отец. Спустя 9 лет получил он самостоятельный приход в новой церкви села Скородумского.

Одновременно при данной церкви упоминается дьячок Иван. По этому поводу сказано: «из поповских Ирбитской слободы детей на порожнее к новопостроенной церкви место». Там же, в селе Скородумском пребывал он и в 1737 году. Указан и возраст его - 28 лет. Следовательно родился Иван около 1709 года и приступил к службе в данном селение в возрасте 20 лет. 

                ***

Затем появился священник Гаврила Иванов, записанный в церковных источниках того же времени. Родился он около 1732 года. Согласно Метрической книге Спасской церкви села Скородумского, скончался отец Гаврила Иванов Декабря 17 дня 1802 года, пребывая в возрасте 70 лет. При этом отмечено, что батюшка «Исповедывался и причастился Христовым таинствам». Женой его и верной спутницей жизни была Мария Андреева (ок.1735 – 12.04.1804), которая пережила мужа на 2 года и была «погребена Христиански на кладбище».

Из их детей известны имена всего двух сыновей – Андрея и Ивана. Со временем оба были посвящены в священнический сан.

                ***

Далее жизненная нить устремляется к  Андрею Гаврилову (ок.1764 - 1821). Начал он службу в семнадцать лет, в 1781 году дьячком при Вознесенской церкви Белослудской слободы. Через пятнадцать лет был "поставлен во диакона", а через десять дней переведен как священник к Спасской церкви села Скородумского. Что произошло в родном селе и составе причта в 1796 году доподлинно неизвестно. Можно предположить два обстоятельства: вышел за штат его батюшка, которому исполнилось шестьдесят четыре года или перераспределились церковные места в связи со смертью родного брата отца диакона Григория. Оба этих лица не упоминаются  в штате церкви в 1800 году.

Следует отметить, что в Метрической книге Спасской церкви этого села за 1812 год приведен полный состав клира: Священник Андрей Удинцов, Диакон Петр Ряпасов, Дьячок Федор Шишев и Пономарь Гаврило Шишев. А вот в 1833 году записана она уже 2-х комплектной. Значит росло село и потребовалось для обслуживания нужд населения два штата духовенства.

Можно отметить одну деталь. Так, чин каждого клирика непременно писался с заглавной буквы. Велико было уважение к представителям этого сословия. Умели они не только писать и читать, но и помогали односельчанам в повседневной жизни, поскольку обучали батюшек в семинарии основам медицинских знаний и научному ведению сельскохозяйственных дел.

Хочется низко поклониться создателям и хранителям церковной документации, благодаря которым есть в настоящее время возможность получить крохи информации о далеких предках наших.

Согласно Клировым ведомостям за 1803 и 1816 годы возглавлял Андрей Гаврилов один из благочиннических округов, в состав которого входили шесть сел –Волковское, Голубковское, Зайковское, Писанское, Скородумское, Шмаковское и шесть слобод – Антоновская, Белослудская, Костинская, Невьянская, Ницинская и Стриганская, а также Алапаевский завод С.С. Яковлева в связи с тем, что к нему были приписаны крестьяне ряда указанных сел и слобод.

Недолгую жизнь прожил Андрей Гаврилов. Скончался он Октября 20 дня 1821 года в возрасте 57 лет «от раку». Отпевал его священник Петр Парфенов.

Жену отца Андрея величали Пераскева Никифорова, и была она на три года моложе мужа. Отошла в мир иной матушка Пераскева ранней весной, 1-го апреля, в возрасте 66 лет, как записано - «от удушия». Исповедовалась она уже новому священнику Гавриилу Шишеву, который поднялся за прошедшие годы на эту ступень церковной иерархии из пономарей.

В семье было три сына – Георгий, Антонион, Дмитрий и четыре дочери – Фекла ок. 1790 г.р.), Анисия (ок. 1791 г.р.), Мариамна (ок. 1793 г.р.) и Екатерина (ок. 1797 г.р.).

Указанные даты рождения не всегда совпадают с действительными, поскольку записи велись со слов лиц, указанных в документе. Менялись обстоятельства жизни, менялись и даты появления на свет.

                ***

Познакомимся далее с судьбой их детей, насколько она известна благодаря найденным документам.
 
Из дочерей в последующем упоминается только Анисия в возрасте 42 лет, причем записана она «девицей». Значит, не сложилась её личная жизнь.

Сын Георгий получил образование в Тобольской семинарии «по философию», из которой вышел в 1809 году. Не смог отец пристроить его в родных местах. Пришлось служить ему священником при Троицком соборе Кушвинского завода Верхотурского уезда. По всей видимости, пользовался он уважением у епархиального начальства, поскольку в 1812 году записан как депутат по Кушвинскому благочинию. Может быть, из-за большой занятости по службе не преуспел отец Георгий в материальном плане. Так через девять лет после начала службы имел он «дом небольшой» да «скотоводство малое». Однако в родные края он так и не вернулся.
                ***

Второму сыну дал Андрей Гаврилович также полное духовное образование, но только уже в стенах открывшейся в Перми собственной семинарии.  Коротким оказалось детство отрока. Отправили Антония из дома в далекий губернский город в возрасте одиннадцати лет. Согласно Формулярному списку обучался он долгий срок: с 10 января 1813 года по 15 июля 1824 года. В тот период времени в Пермской Духовной Семинарии (ПДС) преподавали словесность и математику, историю церковную и всеобщую, богословие и философию, а также языки – еврейский, греческий и латинский. Трудно жилось Антонию. Не приходится удивляться по поводу того, что не показал он особенно больших способностей при обучении. Предстал пред ним чужой город, находящийся далеко за Уральскими горами. К тому же, очевидно, весьма скудной была родительская помощь. Последние три года продолжал он учебу, когда батюшка его отец Андрей уже отправился в мир иной. По всей видимости, не получал он поддержки и от многочисленных родственников. Многое остается пока за гранью познанного, на уровне предположений. Окончил Антоний ПДС по 2-му разряду шестым по успеваемости из 16 человек третьего выпуска.

По решению правления Пермской семинарии с последующим утверждением Епархиальным Преосвященнейшим направлен был Антоний учителем 2 класса в Далматовское приходское училище. Не совсем понятно, с каких позиций стоит рассматривать данный факт: как признак доверия или изгнания? С одной стороны, должность почетная и назначение последовало сразу в высший класс училища, а с другой – поселение Далматово было довольно маленьким и находилось в далекой провинции. К середине XIX века (1856 год), когда Антоний Андреевич прочно обосновался в городе, число жителей насчитывало около 4600 человек. Важно, что построил он для семьи деревянный дом, как именовали ранее – «благоприобретенное имущество». Жену его величали Ксения Ивановна , и была она на год моложе мужа. Неизвестно, когда и где они венчались. В возрасте 31 года записана при нем лишь месячная дочь Анна. Позднее, в 1837 году рождается наследник – сын Мартиниан. В Метрических книгах Николаевской церкви Далматова упоминаются при крещении новорожденных еще две его дочери: в 1869 году Акилина Арсова (по фамилии мужа) и  Лариса . Обе записаны как дочери бывшего учителя Далматовского Духовного училища Антония Андреева Удинцева. И что интересно – крестили они детей крестьян Усольцевых и Корелиных. Возможно, что состояла семья в родстве с представителями указанных фамилий. Довольно часто приходилось особам женского пола из духовного сословия выходить замуж за крестьян.

Служба Антония Андреевича проходила относительно спокойно. В Формулярном списке нет указаний на штрафы и подследственные дела. Количество учащихся, как обычно, колебалось. Попадались умные ученики. Из их ряда можно выделить самых известных и почитаемых – основателя Томского университета В.М. Флоринского, главу русской миссии в Иерусалиме архимандрита Антония, а также изобретателя радио А.С. Попова, писателя и путешественника К.Д. Носилова. Хотя некоторые из них учились, когда Антоний Андреевич пребывал уже на пенсии. Важно другое – давали в этом Духовном училище, расположенном далеко от губернских городов вполне приличное первоначальное образование. Изучали воспитанники греческий и латинский языки, катехизис, грамматику российскую и славянскую, церковный устав и церковное пение. Наряду с ними оказывались и нерадивые юноши. Слабоуспевающие ученики, что было не редкостью, исключались из Духовного училища с выдачей им свидетельства.

Суждено было преподавать Антонию Андреевичу целый ряд различных дисциплин.

Если рассматривать годы службы Антония Андреевича в хронологическом порядке, то можно увидеть следующие ее изменения:
1824 год: определен учителем Далматовского приходского училища второго класса;
1828 год: перемещен учителем греческого языка в высшее отделение Далматовского духовного уездного училища. Открыто оно было всего 8 лет назад при Далматовском монастыре;
1829 год: за усердную службу назначено квартирное пособие по 21 рублю 45 копеек в год. Значит, собственный дом был построен позднее указанной даты;
1838-1839 годы: временно преподавал в низшем отделении славянскую грамматику, устав церковный и нотное пение;
1843 год: по определению Св. Синода согласно желанию уволен из духовного звания в светское. Значительное изменение в жизни 41-летнего Антония Андреевича. Сложно сказать, чем был обусловлен данный поступок, поскольку оставался он и далее на прежнем месте службы;
1852 год: «по собственному прошению уволен от училищной службы и тогда же за свыше – 25 летнюю училищную службу Святейшим Синодом назначена ему пенсия, состоящая из годового оклада училищного жалованья, 185 руб. 90 коп в год».
 
Долгую жизнь прожил Антоний Андреевич. Сохранились сведения, что скончался он в 1883 году, перешагнув 80-летний рубеж. Неизвестно, чем он занимался более 30 лет после выхода на пенсию.

Сын Мартиниан обучался в ПДС вместе со своими двоюродными братьями – Аристархом и Антиохом Дмитриевичами. Вышел он из стен семинарии в 1856 году по 2-му разряду 44 по счету от общего количества учеников в 47 человек. К сожалению, нет достоверных сведений о его дальнейшей судьбе. Согласно книгам, издаваемым епархиальным ведомством, некий Мартиниан Удинцев служил вплоть до своей кончины, наступившей в апреле месяце 1870 года, в селе Антоновском Ирбитского уезда. Осталась вдовой его жена Агриппина Григорьевна с двумя сыновьями - Иоанном 12 лет и Александром 4 лет. Там же в 1882 году числилась она просфорней. Невозможно сказать точно – о нем идет речь или имеет место совпадение фамилий и имен. Если это все же сын Антония Андреевича, то рано скончался он – в возрасте 33 лет. Так ли? История рассудит.

                ***

Значительно больший интерес для повествования представляет третий сын – Дмитрий Андреевич как непосредственный продолжатель рода. Появился он на свет в 1805 году Октября 26 дня в родном селе Скородумском. Крестил его и восприемником был священник Петр Удинцев. По распространенному обычаю тех лет остался он при отце, дабы наследовать его место, а возможно и дом. Судьба распорядилась иначе. В возрасте 10 лет был определен он пономарем к той же Спасской церкви. Рано прощались с детством сыновья представителей духовенства. Спустя всего 5 лет скончался его батюшка. Трудно добиваться повышения по службе в пятнадцатилетнем возрасте, не имея родственной поддержки. Так и остался Дмитрий Андреевич на низшей ступеньке в церковной иерархии.

На первый взгляд кажется, что служба пономаря при храме несложная. Однако без его помощи батюшке не справиться. Взять хотя бы вечернее Богослужение, при котором в обязанности пономаря входило:

• подать кадило и свечу в самом начале Богослужения, перед пением 103-го псалма;

• подать кадило перед пением “Господи воззвах”;

• подать кадило и выйти со свечами на малом входе;

• перед пением “Хвалите имя Господне...” подать свечи и кадило (на середине храма);

• при выносе Евангелия вынести свечи;

• при помазании благословенным елеем держать сосуд с елеем;

• подать кадило на 8-й песни канона.

Приведенный перечень показывает, насколько необходимо было точное знание всего хода службы. Нехитрые обязанности незаметно менялись при различных Богослужениях, что требовало постоянного присутствия пономаря в храме, особенно по воскресным дням и престольным праздникам. Кроме того, многое зависело от сложившихся отношений между членами клира каждой церкви. Приходилось пономарям петь на клиросе, звонить в колокола, убирать алтарь, а на грамотных причетников порой возлагалась обязанность ведения церковной документации. Вознаграждение же за эту службу было самым минимальным. Для того, чтобы прокормить семью, выполнял Дмитрий Андреевич все крестьянские работы на отведенном ему церковью участке земли.

Женой Дмитрия Андреева записана Олимпиада Николаевна. Семья была истинно церковной. Родилось у четы 13 детей. По крайней мере, известны их имена и некоторые вехи жизненных путей.

1-2. Павел и Григорий *1826 (ум. через два и пять дней соответственно)
3. Александр *10.02.1827
4. Никандр *16.03.1828
5. Екатерина *25.11.1829
6. Елизавета *22.03.1831 – 20.04.1836
7. Никанор *1832 (ум. через день)
8. Антиох *19.02.1834
9. Аристарх *12.04.1835
10. Анна *ок.1838
11. Николай *1840 (ум. через два мес.)
12. Андрей *02.10.1841
13. Аркадий *1845 (ум. через шесть мес.)

Первые два сына появились на свет в 1826 году. Следовательно, венчалась чета Удинцевых не позднее 1825 года, когда было им по двадцать лет. Дети рождались почти ежегодно. Всех выпестовать было сложно, поэтому нет ничего удивительного в том, что шестеро скончались в раннем возрасте. Почти во всех случаях в Метрических книгах записано: «Молитвилъ, Имя нарёкъ и крещение совершилъ Скородумской Спасской церкви Священникъ Гавриилъ Фёдоровъ Шишевъ». Есть возможность указать даты жизни этого пастыря (1779 – 1836), который прожил всего около 57 лет.  При крещении дочерей Екатерины и Елизаветы присутствовал, по всей видимости, его брат - диакон Яков Фёдоров Шишев. Прочно обосновалась эта династия в селе Скородумском. Служил дьячком их отец еще при священнике Удинцеве Андрее Гаврилове.

По хозяйству помогала незамужняя старшая сестра Дмитрия Андреевича – Анисья Андреевна. Не имея своей семьи, была она крестной матерью Александру, Никандру и Екатерине.

В годы правления Императора Александра II вышло положение «О составе приходов и причтов церквей (апрель 1869 года). Согласно этому документу «нормальный штат причта каждой самостоятельной приходской церкви полагается: а) из Настоятеля и б) одного причетника в звании псаломщика». Именно по этой причине Дмитрий Андреевич и был поименован при выходе на пенсию псаломщиком. Так, в последнем декабрьском номере Пермских Епархиальных ведомостей за 1869 год напечатано сообщение, что «уволен за штат псаломщик Скородумского села Ирбитского уезда Димитрий Удинцев». Очевидно, попал он под сокращение штатов в связи с преклонным возрастом. Спустя три года, покинул он этот мир, дожив всего до 66 лет. Всю жизнь провел он в одном селе. Там же нашел и последнее пристанище.

Матушка Олимпиада отличалась крепостью здоровья и духа. Сведения о ней проскользнули и в 1879 году, когда Пермское епархиальное попечительство о бедных постановило о выдаче постоянного пособия: «Ирбитского уезда, Скородумского села, умершего псаломщика Удинцева дочери Анне, 41 г. – 6 рублей в год, предоставив матери ея, вдове псаломщика Олимпиаде Николаевой Удинцевой получать содержание от сыновей своих, священников Аристарха и Антиоха Удинцевых». Пребывала она в то время в возрасте 75 лет и вдовствовала уже 10 лет.

В череде предков рода Удинцевых именно простому пономарю Дмитрию Андреевичу принадлежит одно из самых почетных мест. Это он положил крепкое начало возвышению всего рода. В 15-летнем возрасте оставшись без отца, смог он дать всем пятерым сыновьям – Александру, Никандру, Аристарху, Антиоху и Андрею – полное семинарское образование. Случай из ряда вон выходящий по тем временам и расценивать его следует как самоотверженный подвиг отца. Низкий поклон ему и вечная память!

                ***

Удинцев Александр Дмитриевич (1827–1876), как было сказано ранее, родился в семье псаломщика Дмитрия Андреевича и законной жены его Олимпиады Николаевны. Поскольку произошло это событие в селе Скородумском, то и крестили новорожденного, как и остальных детей пономаря Димитрия, в Спасской церкви, где служил еще шесть лет назад священником дед Андрей. Вот и выходит, что было то село настоящим «родовым гнездом» для нескольких поколений Удинцевых.

Окончил Александр ПДС в 1846 году. Очевидно, сразу же получил назначение в село Скородумское, поскольку на год рождения первой дочери записан священником при Спасской церкви. Затем упоминается его имя в документах за 1859 и 1869 годы. В 1871 году состоял отец Александр Депутатом по судебным и межевым делам 2-го благочиннического округа Ирбитского уезда.

Жена, Клавдия Васильева, четырьмя годами моложе мужа, была дочерью священника с. Костинского Василия Петровича Словцова (1797 – ок.1871).

----------

Несколько слов об одном из представителей этого славного рода.
Краткий Послужной список В.П. Словцова:
 
с 29.06.1809 – пономарь Николаевской церкви Ницинской слободы;
с 25.09.1818 – дьячок Екатерининской церкви Костинской слободы;
с 27.04.1827 – диакон Вознесенской церкви Коптеловской слободы Верхотурского уезда;
с 03.06.1829 – священник Екатерининской церкви Костинской слободы.

Жена его: Мария Петрова (*1794 – после 1882), дочь Петра Распопова, диакона Богородицкой церкви села Шмаковского. В 1882 году жила в селе Скородумском.
----------

 Вторая их дочь, Александра, выступала восприемницей при крещении детей сестры - Раисы и Антиоха. Знатным и многочисленным был род Словцовых на Урале.

К сожалению, отсутствуют точные данные о количестве детей отца Александра. Известны имена лишь пятерых:

1. Зоя, 12.12.1847 (умерла 30.01.1848 года от кори);
2. Раиса, 02.09.1849;
3. Георгий, 15.04.1851 (умер 02.07.1851 от родимца);
4. Антиох, 12.02.1853 (умер 19.05.1853 от родимца);
5. Николай, 04.04.1862.

При крещении двух первых детей отца Александра восприемником был Зайковской Успенской церкви Георгий Иоаннов Попов. Он же вместе со священником Спасской церкви Николаем Стефановым Соколовым совершал и таинство крещения.

В 1872 году выдавал он замуж двадцатидвухлетнюю дочь Раису за учителя Невьянского сельского училища Николая Ляпустина, бывшего одним годом старше. Поручителями со стороны невесты выступали два брата отца Александра - «Невьянской Соборо-Богородицкой церкви священник Аристарх Димитриев Удинцев и Зайковской Успенской церкви священник Никандр Димитриев Удинцев». Короткой оказалась её жизнь. Скончалась новобрачная через год после свадьбы.

Сохранилась лишь одна фотография, где на обратной стороне сделана надпись: «Дочь отца Александра Удинцева. 1886 год».

Безусловно, хороша и горда была молодая поповна, имя которой так и осталось не известным.
Рано скончался отец Александр – на пятидесятом году жизни в конце весны, месяце мае.

В историю Екатеринбургской епархии, а, пожалуй, и России в целом, вошло имя его сына Николая Александровича. На год смерти отца было ему всего 14 лет, поэтому не мог он наследовать его священническое место. Однако рассказ о трагической судьбе этого пастыря ожидает нас впереди.

Можно предположить, что именно на Александре Дмитриевиче закончилось служение Удинцевых в селе Скородумском. Не упоминается более эта фамилия среди клириков Спасской церкви в епархиальных газетах и календарях. Возможно, что освободившееся место занял один из родственников.

Остальные сыновья Дмитрия Андреевича получили приходы в других селах епархии. Об их судьбе будет рассказано в последующих главах.

***

Одновременно с Гаврилой Ивановым в селе Скородумском служил диаконом его родной брат Григорий Иванов Удимцов (1745 – ок. 1796). О нем и его семье известно весьма мало. Так, в Исповедной росписи за 1800 год упоминается его жена, вдова Татьяна Васильева (ок. 1748 г.р.) и две дочери – Варвара (ок. 1775 г.р.) и Ирина (ок. 1787 г.р.).  В Клировой ведомости, замечательном документе, указано, что «живет в своем доме, оный ветхий по недостатку не поправляется, пропитание снискивает своими трудами, не оставляют наипаче содержанием дети – Алапаевского завода священник и дьячок». Прожила Татьяна Васильевна довольно долгую жизнь и скончалась в возрасте 81 года от «удушья». Исповедовал ее опять же Гаврииил Шишев.

Дальнейшие поиски позволили установить, что в 1800 году при Алапаевской церкви служили два их сына. Старший, Василий Григорьевич (ок. 1777 г.р.), записан диаконом. Шел ему двадцать четвертый год. Жена его Евдокия Тимофеевна (ок. 1777 г.р.), была дочерью заводского приказчика, что значительно укрепляло положение мужа в данном приходе. Вскоре дослужился он до священнического сана. Есть сведения, что с 1814 года исполнял отец Василий должность благочинного. Очевидно, именно он поспособствовал поступлению на причетническое место (пономарь) своему младшему брату Алексею Григорьевичу (ок. 1782 г.р.), который  пребывал в восемнадцатилетнем возрасте и не был женат. Но уже в 1805 году поднимается он по ступеням церковной иерархии и становится дьячком. Добротно обосновались братья при Алексеевской церкви.

А вот сыновей своих в то время обучать не думали. Уже в 1810 году стал служить дьячком 12-летний сын священника Василия Григорьевича – Александр. При отце находились и два младших сына, которым на 1816 год исполнилось уже по 12 и 9 лет соответственно. Обучался дома и старший сын Алексея, которому было 12 лет.

Скончался Алексей Григорьевич весенним днем 25 мая в 1879 году, немного не дожив до ста лет.
 
И последний штрих. В 1834 году скончалась «Скородумской Спасской церкви бывшая просвирница умершего Дьякона Григория Удинцева дочь, девица Варвара 59 лет». Исповедовал ее, как и мать, священник Гавриил Шишев. 

***

Фото из семейного архива Удинцевых. Дочь отца Александра Удинцева. 1886 год

***

Благодарю за помощь уральского краеведа и замечательного человека -  В.В. Гурова. Именно он предоставил многие архивные документы, упомянутые в публикации.


Рецензии
К 2015 году я написала свою историю развития Скородумской спасской церкви. Могу поделиться материалом, его поместила на форуме Усть - Ирбитская слобода более семи лет назад. Сейчас у вас раскрыто начало работы по священникам и кто были первыми. Я по церковным документам венчания скородумских крестьян отобразила тех, кто был священником и псаломщиком. Там написаны и Удинцевы и Пономаревы и Упоров. Материал интересный. Есть статья о судьбе Пономаревых в Селе Скородумском до 1930 года. Да трагичный конец - выселение из дома без одежды и продуктов. Сожгли и церковные книги сотрудники районного НКВД. Пономарев арестован в 1933 году и расстрелян в 1937г. Вы можете сами поместить мою статью сюда. Вам огромное спасибо за ваши титанические труды.

Нина Исакова   10.12.2021 15:05     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Нина! Благодарю за посещение моей страницы и оставленный отзыв. Прочитала Вашу статью. Интересная. Здесь разместить чужую работу не имею права. Однако Вы можете сделать это на своей странице, создав папку Мемуары или что-то подобное. Наши данные по Удинцевым немного не совпадают. Была бы признательна за архивные документы более позднего периода пребывания представителей этой фамилии в селе Скородумском, с архивным шифром и указанием года. Возможно, что тогда смогла бы написать продолжение с указанием Ваших данных, как основного источника сведений. Лучше всего это сделать через личную почту.

Всего доброго, Г.М.

Галина Магницкая   11.12.2021 08:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.