Мой дед герой

Помню с детства большую и теплую ладонь деда, в которой лежала моя ладошка и дедушка крепко и нежно её держал. Я шестой внук деда. Последний и самый любимый его внук. Меня и назвали в честь деда -    Иваном. А вообще-то я его полный тезка, тоже Ермаков Иван Михайлович. Сколько себя помню маленьким - мы с дедушкой были не разлучные.  Дедушка настоял, чтобы меня в садик не отдавали, а поручили воспитание внука ему. Отец и мама попытались дедушку отговорить, но он остался непреклонным в своём желании.
- Папа, - заговорила мама - это тяжело будет для вас возиться с Ванькой. Маленький ребёнок, требует много внимания. Вы не сможете отдыхать и будете уставать. Мне просто жалко вас.
- Ира, давай попробуем, а потом я не один, с бабушкой мы справимся.  Правда Маша? - обратился дед к бабушке.
- Правда Ваня, оставляйте нам Ванюшку, а там посмотрим, как будет - сказала бабушка.
И папа с мамой смирились, каждое утро перед работой они завозили меня трехлетнего, беспокойного и вертлявого, на квартиру к деду. 

Наш день начинался с завтрака. Дедушка не кушал, он ждал меня.
- Маша, что у нас сегодня на завтрак? Я, что-то проголодался? - торопил он бабушку.
- Сейчас буду подавать. Что проголодались мои дорогие? - суетясь возле стола, отвечала бабуля.
После завтра, по дедушкиному плану, была прогулка. Мы собирались сами и собирали в пакетик остатки пищи, кое что нам передавала бабушка из остатков продуктов. В отдельный пакетик дедушка насыпал семечки или пшеницу для птичек, и мы уходили во двор.
А во дворе наши друзья: дворовый пес Шарик, радостно размахивает хвостиком и улыбается своими добрыми глазами; кот Мурзик трёться о ноги дедушки, выпрашивая вкусный кусочек; и птички, которые с шумом слетаются к нашим ногам. И всё они ждут наше угощение. Мы с дедушкой их кормим, а потом уходим гулять в парк, рядом с домом. Гулять с дедом всегда интересно: я задавал ему свои тысячи почемучек, на которые он подробно отвечал. Дедушка палкой рисовал букву или цифру, а я называл её. Либо дедушка называл, а я рисовал. Потом дедушка рассказывал мне разные истории о животных и растениях, и снова отвечал на мои бесконечные вопросы. Гуляли мы часа два, а затем возвращались домой. Дома у бабушки уже был готовый чай с бубликами, пряниками и варением. После чая отдых. Мы с дедом укладывались на диване, бабушка на кровати и через некоторое время засыпали крепким сном. В квартире наступал тихий час.

Правда, иногда бабушка нарушала план прогулки, давая нам список продуктов, которые нужно купить, и мы, перед прогулкой,  шли в магазин. В магазине дедушка занимал очередь, а я стоял перед ним и, не дотягиваясь ростом до прилавка, пальчиками проверял, что там лежит на прилавке. Продавщица, завидев мои пальчики, ласково спрашивала.
- А, кто это к нам пришел?
На что я ей отвечал.
- Нам молочко надо! Вот!
- Ваня, молочко всем надо. Мы с тобой постоим в очереди, мы с тобой большие - замечает дедушка.
- Иван Михайлович, подходите, я вас отпущу без очереди.
- Ничего, мы постоим - отвечает дедушка и я ему вторю.
- Да, мы постоим, мы большие.
После магазина заносим покупки бабушке и идем во двор.
 
После отдыха следовали обязательные занятия. Мы с дедом либо изучали новую букву или цифру, либо придумывали новые слова, начинающиеся с определённой буквы. У нас была детская книга с большими буквами, в которой много слов, и я называл буквы, из которых состоит слово. Затем следовали занятия с азбукой. Мы составляли слова. Занятия по математике тоже проходили наглядно. Дедушка на картинках нарисовал отдельно цифры и знаки арифметических действий. Затем выкладывал из картинок арифметическое действие, допустим 1 + 2 =,  я находил цифру 3 на картинках и устанавливал её после знака равно. Наши занятия проходили интересно, и мне нравились.
 
Особенно запоминающимися были праздники. 

На новый год мы с дедом шли на елочный базар и выбирали ёлку, самую лучшую. Приносили домой, устанавливали и наряжали её игрушками и серпантином. Затем звали бабушку, чтобы она посмотрела и посоветовала, как еще лучше украсить нашу красавицу. Потом с дедом шли покупать подарок бабушке на новый год и клали его не заметно под ёлку. Дедушка спрашивал меня, какой подарок на новый год хочу я. Дед говорил, что он передаст деду Морозу мою просьбу, и он, обязательно, вручит мне его на Новый год. Я, с нетерпением ждал, когда наступит Новый год и придет Дед Мороз с подарками. На Новый год собирались все у дедушки. Было весело и шумно. Ёлочка наша светилась весёлыми огоньками, а я ждал Деда Мороза.
- Деда, а когда придет Дед Мороз?
- Скоро внучек. Обещал в восемь часов вечера прийти.
- Сколько ещё ждать - спрашивал у деда.
- Через час будет - успокаивал меня дед, и показывал на настенных часах, где должны быть стрелки на циферблате.
Я продолжал заниматься своими делами, но не забывал посматривать на часы.
В положеное время в квартиру заходил самый настоящий Дед Мороз и громким голосом спрашивал.
- Не здесь ли проживает мальчик по имени Ванюша?
Я говорил Деду Морозу.
- Этот мальчик, я.
- Хорошо внучек. А не принесешь ли ты мне стульчик. Устал я очень, когда шел к тебе.
Я приносил стул. Дед Мороз усаживается и раскрывает свой мешок.
- Я принёс тебе подарок, да забыл, что ты хотел к Новому Году получить от меня? Не подскажешь, внучек?
- Машинку заводную - бойко отвечаю.
- Хорошо, сейчас посмотрю. А, вот твоя машинка - Дед Мороз достает машинку и протягивает её мне - держи свой подарок, а ты дедушке приготовил стишок.
- Да.
- Тогда почитай.
Я читаю Деду Морозу стихотворение, который мы выучили вместе с дедушкой.
- Спасибо внучек уважил. А теперь, я пойду дальше разносить подарки деткам. А ты внучек хорошо посмотри под ёлку, там найдешь подарки для бабушки, дедушки,мамы и папы. И подаришь им. Хорошо!
Дед Мороз уходил. А я искал под ёлкой подарки и затем дарил.

Брал меня с собой дедушка на праздники 1-е и 9-е мая, на демонстрации. Я был маленький и не обращал, как одет дедушка. Он держал меня за руку и мы шли на демонстрации рядом два Ивана: большой и маленький. Для меня было важно, что он, мой дедушка, рядом со мной. Став постарше, я внимательно рассматривал людей на демонстрации, и обратил внимание, что пожилые люди были одеты в военную форму и у многих на гимнастерках и кителях боевые награды. Дедушка тоже был одет в военный китель, с полковничьими погонами и на груди девять боевых наград: четыре ордена и пять медалей.
- Дедушка, да ты герой!
- Не знаю внучек, но Родину защищал - улыбаясь, говорит дедушка.
- Дедушка, а ты мне раскажешь, как ты защищал Родину - прошу деда.
- Хорошо, внучек - обещает дед.

И дед рассказал мне о своей жизни.

В 1941 я закончил школу и мечтал поступить в институт учиться на инженера. Но началась война, которая спутала все планы. Сразу пошел в военкомат проситься на фронт, но мне ещё нет полных 17 лет, и вместо фронта меня направляют в военное училище. Училище готовит младших лейтенантов по сокращенно программе. Через год мне будет 18 и я иду на фронт. Год учебы прошел быстро, мы постоянно занимаемся с утра и до вечера, и не заметили, как закончили и сдали экзамены. Нас распределили по воинских частям. Я знал хорошо немецкий язык и попал в разведроту дивизии. В разведке и началась моя военная служба.

Семнадцать раз ходил за линию фронта и всё время боялся, но только пока перейдешь линию фронта, а за линией начинается тяжелая борьба за жизнь. Надо быть всё время начеку, чтобы не попасться на засаду, на минное поле, на предателей из местного населения. Много было боевых эпизодов, но расскажу только о двух. 

1. На фронте затишье. Фашисты готовят новую военную операцию, и готовят её скрытно. Что-то узнать не удаётся: разведгруппы возвращаются с пленными, которые ничего сказать не могут. Командование ставит задачу захватить штабного офицера, высокого ранга. Исполнять задачу поручено нашей разведгруппе.  Начальник разведки дивизии совместно с начальником нашей  разведгруппы
разработали план. По данным одной из предыдущих разведгрупп выявлено расположение крупной воинской части. Нам нужно оседлать дорогу ведущую к этой части. Захватить легковую машину, офицера с документами доставить в штаб дивизии. На подготовку группы один день и выступаем за линию фронта. В группе восемь разведчиков и я в их числе. Линию фронта прошли тихо и скрытно пошли в направлении части. Идем осторожно, главное не обнаружить себя. На дорогу вышли в конце дня. Осмотрелись и выбрали место для наблюдательного пункта. Нужно изучить, как перемещаются легковые автомобили, сколько у них охраны и определить место захвата. Место захвата определили сразу на изгибе дороги, этот участок не виден ни слева, ни справа. В течении следующего дня вели наблюдение за дорогой, и определили, что легковые идут либо без охраны, либо с охраной мотоцикл спереди и сзади. Решили на следующий день брать машину с охраной, там, наверняка, штабной офицер, высокого ранга. Спланировали операцию. Сразу наносим одновременно удар по мотоциклистам и машине. Захватывает офицера с его портфелем. Машину и мотоциклы сбрасываем с дороги в овраг, туда же сбрасываем трупы и уходим. Операция проводится неожиданно и быстро. Должен сработать эффект внезапности. Брать решили машину, которая едет в часть, здесь, наверняка, офицер везёт документы в часть. Операция прошла, как и планировали, быстро, немцы не ожидали и сопротивления оказать не успели. Штабной офицер вез документы в часть. Мы ушли и двигались быстро. Немцы кинулись не сразу, а мы за это время ушли далеко и были за пределами досягаемости. 

2. Второй случай был необычным. Нужно вернуть советского агента через линию фронта. Наш резидент, работавший в Западной Белоруссии, попал в поле зрения Абвера и его нужно срочно выводить, легальные пути отхода перекрыты Абвером, и нужно выводить нелегально. Резидент переправлен в партизанский отряд, его нужно встретить и перевести через линию фронта. Задача осложнялась тем, что немцы начали охоту на нашего резидента и вывели в лес свою группу для его поиска. И опять начальник разведки дивизии вместе с начальником группы изучают местность и определяют несколько путей отхода, и один главный уходить через болота, отвлекая немцев на ложный путь. Для операции нужен проводник, знающий болота, который смог бы провести основную группу, и вторая группа для ложного отвлекающего маневра. Для проведения операции сформировали две группы, в партизанском отряде нашли проводника. Группы раздельно ушли за линию фронта, вначале группа, отвлечения немцев, в задачу, которой входило выйти на немецкую группу и уводить её от болота в другую сторону, затем начинает работать основная группа, подбирает резидента и проводника и уходят на болота. Всё по-началу идет хорошо, но при подходе к болоту обнаружили немецкую засаду. Мы себя не обнаружили и стали наблюдать за немцами. Выяснилось,  что немцев десять человек и вступать в открытый бой нельзя. Нельзя рисковать резидентом. Точно выяснили расположение всех немцев и ночью аккуратно и без шума всех сняли, а как-только забрежжил рассвет перешли болото. Группа вернулась без потерь. Группа прекрытия, тоже смогла оторваться от немцев и без потерь на другом участке перешла линию фронта. 

После войны я остался служить в армии, закончил академию. Вышел в отставку в звании полковника. Вот такая внучек у меня была жизнь.

В старших классах, когда стал вопрос выбора профессии, я пошел на совет к деду.
- Дедушка, я хочу стать военным, как ты. Что ты мне посоветуешь?
- Ваня, быть защитником Родины - это и почетное, и важное дело для мужчины. Если ты решишь быть военным, я тебя поддержу.

Так с одобрения деда я стал военным. Мне сейчас тридцать три года. Я капитан третьего ранга, командир эсминца, служу на Черноморском флоте. Дедушки не стало в год, когда я закончил школу. Уже шестнадцать лет его нет с нами, но он всегда со мной в моей памяти. Я свои поступки согласую с ним, представляя, как бы он поступил в моей ситуации. Я так же хожу на демонстрации на 1-е и 9-е мая в двоём с Ванюшкой, моим маленьким сыном, которого  назвал в честь деда. Как нам не хватает дедушки. Правда один день в году мы собираемся все вместе - втроём и идем в Бессмертном полку: я, внук Иван, держу в своей руке маленькую ручку правнука Ванюшки, а над нами, в другой моей руке, портрет  нашего дедушки Ермакова Ивана Михайловича!

                Май 2017 г.


Рецензии
Жаль, что замечательный дедушка не сможет прочитать замечательные строки внука. Но ничего не поделаешь: годы берут своё. Жму зелёную кнопку! Творческих удач!

Петр Панасейко   11.06.2017 10:56     Заявить о нарушении