Сумах оленерогий

Четыре года назад я ездила на Кубань, чтобы проведать вдову своего брата. Она живёт на хуторе среди раздольных кубанских полей. Подходя к её дому,  обратила внимание на необычное молодое дерево, которое росло на улице, перед соседним  двором.  Я просто ахнула при виде его, потому что раньше ничего подобного не встречала. Стояла поздняя осень, листьев на дереве не было, поэтому чётко вырисовывалось расположение ветвей, которое очень напоминало рога оленя. Но самым удивительным было то, что каждая веточка заканчивалась крупной, сантиметров 20,  «шишкой» кистевидной формы  малинового цвета. Молодое дерево напоминало старинные канделябры с зажжёнными свечами. Я не новичок в садоводстве, но такую необычную красоту увидела впервые.
Конечно же, я позвала хозяйку домовладения и стала выяснять, что это за чудо и откуда взялось.  Хозяйка ответила, что  деревце привезла её дочка из Сочи и посадила тут, а как оно называется,  не знает. Во мне тотчас вспыхнула страсть садовода: я уже видела необычное дерево в своём саду, поэтому обшарила всё прилегающее  к стволу пространство в поисках отростка. К великой радости, нашла два небольших отросточка, которые  заполучила в дар от великодушной хозяйки.
Можете себе представить, с каким  трепетом я везла эти саженцы сутки в поезде к себе в Подмосковье?! Меня волновали  вопросы: как сохранить эти крошечные создания долгую зиму? Приживутся ли теплолюбивые  незнакомцы в нашем климате? Перенесут ли суровую зиму?
Дома я прикопала их, положив горизонтально, в просторный горшок и частенько наведывалась в подвал, проверяя состояние своих питомцев и не позволяя пересыхать земляному кому. В конце февраля высадила отростки в питательную почвенную  смесь, которая была заготовлена для помидоров и перцев ещё с осени, и поставила на южное окно. К сожалению, маленький росточек не прижился, а тот, который был больше, быстро тронулся в рост. Он рос не по дням, а по часам, и очень скоро я увидела листья: крупные, длинные, длиннее, чем бархатистый стволик, необычной формы. Один лист состоял из 10 ланцетных листочков с зазубренными краями, которые  сидели по обе стороны густо опушенного черешка.
Эти признаки помогли мне определить растение: Сумах оленерогий или уксусное дерево. Это один из 150 представителей рода Сумах, который распространён в разных уголках земли. Ещё я с удивлением узнала, что он является родственником таким тропическим растениям, как фисташковое дерево, манго и кешью. Различные виды сумахов издавна использовались и в медицине, и в кожевенном деле, и в качестве пряности, популярной в арабских странах. А ещё узнала, что есть среди них и очень опасные растения, например, сумах дальневосточный, ядовитый, даже прикосновение к нему вызывает ожоги.
Полученные сведения помогли  правильно определить место посадки: в южной части сада, чтобы солнца было вдоволь  и не падала тень от других деревьев. Сумаху понравилось место, он  рос очень быстро,  наращивая ствол и выпуская новые и  новые листья. Они оказались очень крупные, бархатистые: до 60 см. в длину и состояли из 20-25 ланцетных  листочков тёмно- зелёного цвета.  Я регулярно поливала растение, давала органические и минеральные подкормки.  Надо сказать, что  сумах  неприхотлив,  легко переносит бедные почвы и засуху. За первый сезон  он  вырос более полутора метров, но боковых веток не дал.
  К зиме мы готовились серьёзно: подсыпала в прикорневой круг калия, суперфосфата, три ведра перегноя, хорошо полила. Когда ударили первые небольшие морозы,  надела на ствол  «чехол» - плотную трубу из картона, а макушку закрыла лутрасилом. Весной, сняв трубу, убедилась, что растение живое и узнала ещё одну его особенность: сумах не торопится распускать почки, ждёт настоящего тепла. Когда  они всё же проявились, выяснилось, что макушка подмёрзла, пришлось обрезать её до живой почки. И тут моё деревце  стало выпускать боковые побеги и продемонстрировало свою красоту. Мне стало понятно,  почему его называют «оленерогий»: молодые толстые, сильно опушенные  стволики и расположение  ветвей очень похожи на панты оленя.  И вся форма его роста  очень экзотична: многочисленные горизонтальные, иногда вильчато ветвящиеся побеги увенчаны «кроной» из огромных перисто- рассечённых листьев, из-за этого сумах издали напоминает многоствольную пальму. Экзот удивлял всех своей необычной красотой, друзья-цветоводы просили  отросточки, но их ещё не было.
С наступлением осени Сумах снова восхитил меня: его роскошные листья сначала стали желтеть, а потом налились ярко-красным цветом и держались очень долго.
Вторую зиму мы встречали спокойнее, я утеплила перегноем и сухими листьями только корень, потому что знала: кончики ветвей подмёрзнут, но очень быстро восстановятся и деревце станет ещё краше. Весной так и произошло, к тому же он дал два отростка. Выкопав их, я узнала ещё одну особенность сумаха: при повреждении корней он даёт большое количество корневой поросли. С одной стороны, это хорошо,  - прекрасный материал для размножения или  при необходимости возможность в очень быстрый срок покрыть растительностью большую площадь. С другой стороны, если это не нужно. можно срезать до основания отростки, и их возобновление сводится к минимуму.
 Я лелеяла своего любимца и ждала, когда же он выпустит свои малиновые «свечи». Это произошло на 4-й год, я увидела экзот во всей его красе и не уставала любоваться им. Цветки сумаха мелкие и невзрачные, но они собраны в очень крупные  (до 20см.) плотные прямостоячие соцветия кистевидной формы. Появляются они на концах побегов в окружении веера листьев и выглядят необычайно красиво. На женских растениях завязываются плоды: мелкие тёмно- малиновые костянки. Густо покрытые волосками плоды очень плотно прилегают  друг к другу и воспринимаются как один плод. Эти яркие прямостоячие  гроздья на концах ветвей сохраняются всю зиму, так что волшебный канделябр с зажжёнными малиновыми свечами теперь горит и в моём саду.


Рецензии