Царская Россия на Дальнем Востоке

Во второй половине XIX века в социально-экономическом и политическом развитии России происходят серьезные сдвиги. Освобождение крестьян и другие буржуазные реформы имели своим следствием укрепление капиталистических отношений в экономике страны.
 
Либеральные реформы 60-70-хгг. XIXв. проводились по инициативе правительства и не смогли ликвидировать многие феодальные пережитки, сдерживавшие развитие страны: помещичье землевладение, монополию дворянства на власть, сословное деление общества и излишний административный контроль над государственными ведомствами и подданными.

Тем не менее, в пореформенную эпоху наблюдаются быстрые темпы развития капиталистических отношений. В  сельском хозяйстве происходит рост товарного земледелия и дальнейшая специализация сельскохозяйственных районов. С одной стороны, специализация способствовала повышению производительности труда и созданию условий, необходимых для перехода к использованию машин и более современной агротехники. В то же время она еще сильнее углубила социальную дифференциацию в российской деревне. После реформы наделы большинства крестьян в Европейской России оказались урезанными. Помещики получили значительные массивы пахотных земель, лугов, лесов, без которых крестьяне не могли вести самостоятельное хозяйство. Свободу хозяйственной деятельности крестьян сдерживала сельская община, выход из которой был крайне затруднен.

В это же время в соседствующей Японии происходит революция Мэйдзи. В результате реставрации Япония стремительно «прыгнула» в Новое время. Была реорганизована армия. Начато строительство полноценного военного флота. Реформа государственного устройства, социальная и экономические реформы, а также отказ от самоизоляции создали благоприятные условия для развития Японии в конкурентоспособное, в том числе экономически, общество. Начинается распространение её экспансии на Корею и Китай.

 В начале 1880-х гг. в России завершается промышленный переворот. К этому времени основная масса промышленной продукции производилась на фабриках и заводах. Переход к машинному производству сопровождался процессом концентрации промышленности, что нашло свое выражение в укрупнении предприятий за счет увеличения производственных мощностей и численности рабочих. Эти изменения свидетельствовали об окончательном утверждении капитализма в промышленности.

Главная особенность пореформенного экономического развития России заключалась во все углубляющемся противоречии передовых форм организации капиталистической промышленности и отсталого сельского хозяйства. Наличие многочисленных пережитков крепостничества в экономике России замедляло развитие капитализма вглубь и способствовало распространению буржуазных производственных отношений на окраины страны (развитие капитализма вширь). Нехватка земли вынуждала крестьян арендовать землю у бывших господ-помещиков, либо отправляться на заработки в город. Впрочем, существовал еще один выход – колонизация новых территорий на Востоке, которые были слабо освоены и мало заселены. До прихода русских на эту неосвоенную землю препятствием к её освоению являлись удалённость от центра и суровые природно-климатические условия.

Приамурский генерал-губернатор Духовский С.М. (1838 – 1901)  отмечал: «На весь строй жизни Приамурского края своеобразную печать кладёт ничтожность населения сравнительно с пространством». Трудности в экономическом освоении земель на Дальнем Востоке состояли в том, что этот район был оторван от наиболее развитых экономических центров России из-за неразвитой транспортной системы.

Возможность фабриканту искать и находить рынок в колонизируемых окраинах, а для крестьянина – уйти на новые земли способствовала развитию капитализма вширь. Неслучайно рост трудовых ресурсов Дальнего Востока, главным образом осуществлялся за счет переселенческого движения. В то же время правительство и крупная российская буржуазия рассматривали Дальний Восток и приграничные с ним государства в первую очередь в качестве рынка сбыта, зоны аграрной колонизации и источника дешевого сырья. Подобная позиция оказывала тормозящее влияние на промышленное развитие Приамурского края. Поэтому, развитие капитализма в нём вплоть до начала ХХ в. осуществлялось медленными темпами.

Сложившаяся ситуация несколько изменилась к лучшему благодаря усиленному железнодорожному строительству на Дальнем Востоке. Это потребовало большого количества сопутствующих материалов: металла, леса и топлива, что способствовало развитию соответствующих отраслей в Приамурье. Государство строило и финансировало крупнейшие предприятия.  Казенные заказы и поставки стали одним из способов быстрого обогащения для местной буржуазии. Большую роль в хозяйственном освоении Приамурья играла сухопутная беспошлинная торговля между Россией и Китаем, объемы которой возрастали на протяжении всей второй половины XIX века. Соседство с Цинской империей обладавшей огромным миграционным потенциалом накладывало определённый отпечаток в развитии края. Китайские отходники активно осваивали край занимаясь сельским хозяйством, охотой, торговлей, строительством военных и гражданских объектов.

Будущий председатель Временного правительства и противник монархии князь Львов Г.Е. (1861-1925)  в своём письме к видному государственному деятелю,  премьер-министру и автору переселенческой политики по отношению к крестьянству Столыпину П.А. (1862-1911),  выразившему свой внешнеполитический и внутренний  курс словами: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»  отметил:     «…край только заселяется русскими, а колонизуется китайцами – вся экономика в руках китайцев».

В середине XIX в. территория Верхнего и Среднего Приамурья входила в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства с центром в городе Иркутске. Для связи с Забайкальем новых приамурских территорий по предложению генерал-губернатора Н.Н.Муравьева была создана так называемая «Амурская линия», расположенная вдоль левого берега  Амура между Усть-Стрелочным караулом и Мариинским постом. Она предназначалась под заселение казаков Забайкальского войска. Для управления линией и командования войсками, расположенными вдоль нее, вводилась специальная должность начальника линии, непосредственно подчиненного губернатору Забайкальской области.

Отмена крепостного права дала толчок массовому переселенческому движению из европейского центра страны на Дальний Восток, в том числе и в Амурскую область. Этому способствовала и дальнейшая политика правительства, надеявшегося за счет массовых переселений крестьян на восток разрядить социальную напряженность в русской деревне. С другой стороны, закрепить новые земли за Россией без их заселения также было невозможно. Эти обстоятельства обусловили поощрение правительством переселенческого движения. 26 марта 1861г. Приамурье была объявлена открытой для заселения  лицам всех сословий, желающих переселиться за свой счет. Так было положено начало массовому переселению на Дальний Восток.
На отошедшей к России территории были образованы две области – Амурская и Приморская. Площадь Приморья составляла – 515343,8 квадратных вёрст, Амурской – 396976,4 квадратных вёрст.

В 1858г. Сибирский комитет рассмотрел проект правил для переселения. Первый опыт государственной организации переселения на Дальний Восток закончился неудачей. Впоследствии были утверждены поземельные, податные льготы для крестьян, которые были приняты с большим воодушевлением. В этом проявилось совпадение общих и субъективных интересов после реформы 1861г. Правда, несмотря на признание важности вопроса о заселения Приамурья, правительство ограничивало свободное переселение крестьян из центральных губерний России, считая этот вопрос «первостепенной важности». Процесс колонизации тормозился. В развитии переселенческого движения можно выделить три основных этапа: 1861-1881; 1882-1891; 1892-1901.

На первом этапе колонисты добирались до Амурской области главным образом сухопутным путем. Ими были основаны села Раздольное, Троицкое, Никольское. Но, заселение таким путем проходило медленно и было сопряжено с различными опасностями. Удаленность дальневосточных областей от европейских губерний делала дорогу серьезным испытанием для крестьян. Первые поселенцы тратили по 2-3 года на переезд. Зачастую им приходилось останавливаться в пути из-за болезней, непогоды, распутицы, в поисках средств для существования.

Поэтому на втором этапе русское правительство для доставки поселенцев в Приамурье, наряду с уже традиционным сухопутным путем, решило использовать морское сообщение. Для желающих отправиться на Дальний Восток, также была определена денежная помощь в размере 600 рублей. Размер указанной суммы был определен из расчета средней стоимости строительных материалов, необходимых для постройки дома, а также семян и скота.

На третьем этапе возникла новая проблема. Вследствие массового разорения крестьян в Европейской России, малоземелья и роста социальной напряженности на Дальний Восток, в том числе и в Амурскую область, устремился большой поток новоселов.  Правительство по-прежнему продолжало поощрять переселенческую политику. Росту численности колонистов способствовало и успешное экономическое развитие региона.  К примеру, всего с 1892 по 1901гг.  в Амурскую область прибыло 25363 чел.

Хотя морские и железнодорожные перевозки сократили время пребывания в пути до 2-3-х месяцев, участь переселенцев была по-прежнему полна опасностей: недостаточное питание, излишняя скученность населения в транспорте, болезни, высокая смертность. Лишь немногие добирались до места поселения.

В целом в 60-70-е гг. в переселенческом движении принимали активное участие главным образом крестьяне 20 европейских губерний. Население Приамурья увеличивалось за счет крестьян Астраханской, Архангельской, Воронежской, Енисейской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Самарской, Харьковской губерний и Забайкальской области. Переселенческое движение на восток охватило и казаков. В 1857г. на Амур были перевезены три сотни Амурского полка в составе 1139 человек. На протяжении 1855-1862гг. в Приамурье прибыло около 10 тысяч казаков. Они и составили главный оплот государства по охране приграничных территорий.

Переселенцы на первых порах испытывали большие трудности в плане организации и финансирования. Им разрешалось брать только самое необходимое. Из-за плохого знания местности места порой были выбраны неудачно. Болотистые или с преобладанием суглинистых почв, что вызывало определённые трудности при их обработке. Требовалось пара волов или около пяти лошадей. Волы стоили 100-200 рублей, лошади старше 3-х лет – 90-100 рублей.  По грубым подсчётам первоначальные затраты на устройство одной переселенческой семьи (в то время) составляли 750-800 рублей, что было весьма значительно.  Сплавы не укладывались в сроки навигации. Были случаи, когда баржи с продовольствием вмерзали в лёд и вследствие её нехватки нередки были случаи голодной смерти. Зачастую, переселение носило насильственный характер.

Колонизация и аборигены Приамурья. В  ходе присоединения и освоения огромной территории Сибири и Дальнего Востока правительство столкнулось с проблемой приспособления местного населения к новым условиям жизни. Дело в том, что жители этих регионов находились на более ранних ступенях социально-экономического развития, нежели мигрировавшие из западных районов колонисты. Казалось, что конфликт между пришлым и местным населением неизбежен. Но на Дальнем Востоке этого не произошло. Методы колонизации Россией Сибири и Дальнего Востока отличались от способов колониальной экспансии западных стран и Японии большим объемом цивилизующего культурного воздействия и менее жесткими средствами приобретения территорий. Хотя и здесь феодальная колонизация также тяжело отразилась на коренном населении, но их соприкосновение с русскими переселенцами оказывало на них положительное культурное воздействие.

Этносы Сибири в период присоединения к Русскому государству не занимались земледелием, а значит, и не являлись конкурентами крестьянам-поселенцам. Поэтому, не было никакой необходимости вытеснять аборигенов с их родовых земель, как это произошло с американскими индейцами. Несколько иной ход события приобрели во второй половине XIX в. в бассейне Среднего Амура. Здесь по Айгунскому договору 1858г. ниже устья р. Зея, на территории Российской империи были оставлены подданные империи Цин, занимавшиеся земледелием, что могло привести к конфликту с русскими переселенцами.

 В 1900г. русская администрация с помощью вооруженных сил и ополчения выселила китайцев на правый берег р. Амур. Против аборигенов подобные меры даже не планировались. К тому же, у местного населения отсутствовали в большом количестве золото, серебро и драгоценные камни. Основным богатством считалась пушнина, которая являлась предметом традиционного промысла и сдавалась ими в качестве ясака.

Население. В результате успешного заключения международных договоров в составе Российской империи оказалась территория общей площадью около 3895 тыс. кв. км. К моменту включения Верхнего и нижнего Приамурья в состав России там проживало в общей сложности 6349 чел., из которых – 1850 казаков . Необходимость заселения обширных земель была очевидна. Началось заселение  Приамурья. К началу 60-х гг. XIX в. население Амурской области составляло около 14 тысяч человек. В 1911г.-286,2 тысяч: 83,6%-русские, 6,5%-китайцы, 2,8%-маньчжуры, 1,3%-корейцы, 1,1%-тунгусы .

Численность населения увеличивалась под влиянием различных условий: естественного прироста, переселения из других регионов, ссылок и т.д. Согласно данным Всероссийской переписи населения, к концу 1890-х гг. в Амурской области было зарегистрировано около 120 тысяч человек. Если сравнить данные, то нетрудно заметить, что всего лишь за 40 лет население области увеличилось почти в 8,5 раза. К январю 1917г. число жителей области уже составляло 326 тыс. человек (по сравнению с 1897 г. численность населения увеличилась в 1,5 раза). На месте станицы Усть-Зейской ещё во времена Н.Н. Муравьёва был заложен г.Благовещенск, которому в 1858г. указом Александра II был присвоен статус города. С 1865 по 1897гг. численность его жителей  выросла с 2341  до 32834 чел. Несмотря на достаточно высокие темпы роста численности, плотность населения Приамурской области оставалась одной из самых низких по стране – 0,3 человека на 1 квадратную версту. Больше половины жителей составляли неместные уроженцы. Еще одной особенностью состава населения Амурской области являлось преобладание мужского населения над женским.

Что касается этнического состава населения Дальнего Востока, то с 1897г. в социальной структуре стали численно преобладать  русские. Наряду с пришлым (русским) и коренным населением в Амурской области также проживали иностранцы, главным образом китайцы и корейцы. В основном это были сезонные рабочие.
 Среди населения  преобладали крестьянство и казачество (около 70 %). Согласно данным за 1881г., в Приамурье насчитывалось 27 % зажиточных, 43 % середняцких и лишь 30 % бедняцких хозяйств. Согласно переписи населения 1897г. в Амурской области насчитывалось около 17 тысяч рабочих, что составляло не менее 14 % от общей численности населения региона. По этому показателю область не уступала общероссийским, что свидетельствовало о быстром росте вольнонаемного труда.
Средняя заработная плата Приамурских рабочих была в 1,5 – 2 раза выше, чем в Европейской России. Мастеровые (квалифицированные рабочие – машинисты, котельщики и другие) зарабатывали от 15 до 45 руб. в месяц. Основная же масса рабочих (чернорабочие, землекопы, ремонтники, батраки) получала месячную заработную плату - от 10 до 30 рублей.

Социальной базой,  на которой формировалась дальневосточная буржуазия, стало купечество. Торговый дом «Чурин и К», основанный в 1868 г. купцами И.Я.Чуриным, В.П.Бабинцевым, Н.П.Бабинцевым и А.В.Касьяновым, помимо торговли выполнял государственные заказы, владел кожевенным, мыловаренным и канатным заводами, активно участвовал в создании и деятельности Амурско-Орельской золотодобывающей компании. Мукомольные, кирпичные, лесопильные, винокуренные и другие предприятия принадлежали купцам А.А. Соколову, В.М. Лукину, В. Одинцову, сочетавшим торговую и предпринимательскую деятельность. Особо привлекала купцов золотодобыча, обещавшая большие прибыли. Владельцами и совладельцами золотых приисков были купцы Х.П.Тетюков, В.А.Левашов, Г.В.Дикман.

Таким образом, источники накопления капиталов нарождающейся Приамурской буржуазией были самыми разнообразными: торговля, ростовщичество, спекуляция, усиление эксплуатации наемных работников. Заметное место среди них также занимали правительственные субсидии, подряды и поставки для казны. Формирующаяся буржуазия была тесно связана с административным аппаратом и чиновниками и нередко подкупала государственных чиновников. Из других сословий наиболее многочисленными являлись мещане и незначительная часть дворян.

 Тем не менее, на протяжении последующего времени рост численности городского населения опережал сельское, что было связано с развитием местной промышленности, транспорта и торговли. По сравнению с концом 1890-х гг. численность городского населения Амурской области увеличилась почти в 3,8 раза, а население г. Благовещенска почти в 5 раз. За 50 лет с момента основания области приамурские города превратились в крупные экономические, административные и общественно-политические центры Дальневосточного региона.

Сельское хозяйство. Аграрные отношения в Приамурье в значительной степени отличались от таковых в Европейской России. Общая площадь земельных угодий в Амурской области составляла 36 696 000 десятин земли. Несмотря на столь внушительный земельный фонд, царское правительство искусственно насаждало здесь казенное, церковное и надельное землевладение. Основная масса крестьян-переселенцев, казаков и аборигенов являлась не собственниками, а всего лишь арендаторами (пользователями) государственных земель. Но для заселения и освоения Приамурья постоянно требовались новые люди. Поэтому правительство было вынуждено предпринимать шаги, направленные на стимулирование притока земледельцев.

26 марта 1861г. были изданы «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях». Все желающие могли получить свободные участки казенной земли во временное пользование либо выкупить их в частную собственность по цене 3 рубля за десятину. Указом Сената от 27 апреля 1861г. переселенцам были предоставлены дополнительные льготы. Все прибывшие на Дальний Восток за собственный счет освобождались от рекрутской повинности и уплаты подушной подати. Кроме того, им предоставлялась отсрочка по уплате поземельного налога сроком на 20 лет. Особые льготы предоставлялись амурским казакам. Рядовой состав получал по 30 десятин земли на каждую душу мужского пола, обер-офицерский – 200, а штаб-офицерский – 400 десятин.

Основные землеотводные работы начались лишь в конце 1870-х гг. За период с 1878 по 1901гг. амурские крестьяне получили от правительства около одной тысячи десятин земли. В целом Приамурские крестьяне и казаки были лучше обеспечены землей, нежели крестьяне Европейской России. Несмотря на все попытки правительства держать под контролем землеустроительные мероприятия, в 1860-1870-е гг. в Приамурье преобладал захватный способ владения землей, совершенно неизвестный в европейских губерниях России.

Помимо землевладения отличительные черты имели приемы обработки земли и орудия труда, используемые Приамурскими крестьянами. В конце 1890-х гг. появились хозяйства, использовавшие четырехпольный севооборот. В крестьянских хозяйствах использовали разнообразную сельскохозяйственную технику: бороны, железные и стальные плуги, жатки, молотилки, сенокосилки, веялки как отечественного, так и зарубежного производства. Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами в Амурской области являлись пшеница (почти 40% всех площадей обрабатываемых земель), рожь, ячмень, овес, гречиха, просо, лен, конопля и картофель.

Успешное развитие сельского хозяйства, проникновение в него капиталистических отношений обусловили формирование товарного земледелия в Приамурской области. Зейско-Буреинская равнина стала крупнейшим районом товарного земледелия на всем Дальнем Востоке (1, 2 млн. пудов в год) (1 пуд = 16,38 кг). По производству зерна на одного жителя она ничем не уступала даже европейским черноземным губерниям. Средний уровень производства зерна на одного жителя в Амурской области в 1890-е гг. составлял не менее 50 пудов, в то время как во Владимирской,  Московской губерниях  – 27 пудов, в Новороссии – 51 пуд. К началу 1890-х гг. Амурская область стала не только полностью обеспечивать себя продовольствием, но и продавать его в другие регионы. Основными потребителями товарного хлеба являлись заводы, прииски, города, притрактовые села и армия.

Скотоводство в Амурской области по отношению к земледелию играло второстепенную роль. Главным образом, животноводство было распространено среди зажиточных хозяйств. Его развитие носило экстенсивный характер. Большой урон крестьянские хозяйства терпели из-за различных эпидемий, которые поражали скот.
В дальневосточных районах, неблагоприятных для земледелия, среди хозяйственных занятий местного населения важное место принадлежало разнообразным промыслам. Одним из распространенных занятий, как местного, так и пришлого русского населения на севере Приамурья являлась охота на пушных зверей: соболя, белку, лисицу, выдру. Впоследствии пушнина реализовалась через посредников-купцов, чаще всего в обмен на необходимые для хозяйства предметы: муку, соль, сахар, масло, а также порох, железо, патроны (средняя стоимость шкурки соболя составляла 15-20р., лисицы 2-3р., а шкуры медведя 7р.). Помимо охоты достаточно распространенным видом промысла было рыболовство.
 
В целом, сельское хозяйство Дальнего Востока развивалось более быстрыми темпами, чем в Европейской России. Переселенческая политика наличие большого количества свободной земли благоприятствовали распространению капиталистических отношений в аграрном секторе экономики. Следствием этого процесса являлось разрушение натурального хозяйства, становление мелкотоварного производства, а также рост предпринимательской инициативы крестьянства и казачества.

 Промышленность.  Промышленное развитие Амурской области было тесным образом связано с развитием капиталистических отношений в России. Этому способствовало массовое переселение мелких предпринимателей и ремесленников из Европейской России, а также приток китайских отходников. С развитием мелкотоварного производства капитализм проник в промыслы (охота, лесное дело, золотодобыча и другие). Однако ремесленное производство отставало от потребностей населения. Так, в Благовещенске на 1893г. насчитывалось всего лишь 1777 ремесленников. Медленный рост ремесленного производства был обусловлен не только нехваткой наемных рабочих и капиталов, но и активным ввозом фабричных товаров отечественного и иностранного производства.

Поэтому, обрабатывающая промышленность развивалась главным образом за счет тех отраслей, которые не испытывали сильной конкуренции со стороны фабрично-заводской промышленности центральных регионов России, имели прочную сырьевую базу и давали большие прибыли. Из ведущих отраслей обрабатывающей промышленности в Приамурье наибольшее развитие получило мукомольное производство.

 Наряду с мукомольной промышленностью большое развитие  получили винокуренное и пивоваренное производства. Винокуренный завод В.М. Лукьянова в селе Михайловка стал первым предприятием, оснащенным заводским оборудованием: паровыми котлами и машинами. На нем работало свыше 200 рабочих, а годовой оборот составлял более 300 тыс. рублей в год. Остальные предприятия отрасли оставались сравнительно небольшими заведениями с числом рабочих, не превышающим 10 чел.

Удельный вес других отраслей промышленности, таких как металлообработка, кирпичная, цементная и другие, по-прежнему оставался низким. Наиболее крупными металлообрабатывающими предприятиями в Амурской области являлись: машиностроительный завод Товарищества Амурского речного пароходства, литейно-механический завод И.П. Чепурина и чугунно-меднолитейный завод Першина в г. Благовещенске, на каждом из которых трудилось свыше 100 чел.

В целом же наиболее прочные позиции в экономике области  в пореформенную эпоху занимала горнодобывающая промышленность, в первую очередь золотодобывающая. На ее долю приходилось почти 85% всего промышленного производства. Золотодобыча, несмотря на нехватку рабочей силы, проблемы с доставкой продовольствия и оборудования, была одной из исключительно прибыльных отраслей. Первоначально добыча в области была сосредоточена в руках государства. Однако недостаток рабочих, особенно после отмены крепостного права, вынудил правительство разрешить частную золотодобычу. С середины 1860-х гг. на территории Приамурья стали возникать первые частные золотодобывающие предприятия. В 1866г. горным инженером Николаем Петровичем Аносовым были открыты богатые золотые россыпи на реке Джалинде. Для их разработки в 1867г. была основана Верхнеамурская золотопромышленная компания. Свою деятельность она начала в 1868г., за первый же год добыв более 50 пудов золота. В 1871г. ее члены образовали Среднеамурскую компанию. В 1876г. возникла Ниманская компания. К началу 1890-х гг. эти три компании сконцентрировали в своих руках 60% всей добычи золота.

Таким образом уже к концу 1890-х гг. большинство ранее открытых золотых месторождений оказались выработаны. Для их дальнейших разработок требовались дополнительные капиталовложения и внедрение более совершенных способов добычи. Но правительство решило пойти более простым путем и стало предоставлять золотоносные площади в аренду частным подрядчикам.

К началу ХХ века Амурская область стала лидером золотодобычи в Российской империи. В 1890-е гг. в золотодобывающую промышленность области начинает проникать иностранный капитал США, Великобритании, Германии, Бельгии и Франции.
Быстрыми темпами развивалась лесообрабатывающая промышленность, что было обусловлено потребностями строительства городов, портов, военных укреплений и судостроительных компаний. Рубкой и сплавом леса занималось главным образом сельское население. Половина леса заготавливалась крестьянами, а другая казаками и мещанами. Мощный толчок развитию лесной промышленности дало строительство Транссибирской магистрали, когда местные предприниматели получили казенные заказы на заготовку деревоматериалов, шпал.

Транспорт. Хозяйственное освоение нового региона и его закрепление за Россией требовало создания инфраструктуры и развития транспорта. Первоначально одним из основных средств передвижения являлся гужевой транспорт. Но большинство дрог находилось в плачевном состоянии. Так, почтовый тракт, проходивший вдоль  Амура, пересекали более 117 рек и речушек (при отсутствии переправ и мостов). Между многими селениями не было даже простых колесных дорог. Существующие дороги весенняя и осенняя распутица превращала в простое грязное месиво. Неслучайно стоимость грузов и доставки людей порой превышали стоимость самого товара, что замедляло темпы развития промышленности и торговли.

В этих условиях большое значение стали приобретать водные пути сообщения. В 1854г. по Амуру проплыл первый пароход «Аргунь». В 1860г. на Амуре было уже 8 пароходов, в 1870 – 25, в 1885 – 41, в 1895 – 56. В тот же период правительство санкционировало проведение специальных мероприятий, направленных на организацию постоянного и надежного речного сообщения на Дальнем Востоке: установку водных знаков, дноуглубительные и камнеуборочные работы. По речным магистралям рек Амуру и  Зее – осуществлялась основная масса грузовых и пассажирских перевозок. Водный транспорт развивался главным образом за счет паровых судов, что способствовало сокращению времени и стоимости перевозок, а также стимулировало развитие местной добывающей и обрабатывающей промышленности.

Наконец, в середине 1880-х гг. правительство приступило к решению вопроса о строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1887-1889 гг. проводились изыскательские работы вдоль будущей трассы. Официальное строительство началось 19 мая 1891г. Руководителем работ был назначен инженер Урсатти, которого в 1893г. сменил инженер О.П. Вяземский. 11 апреля 1895г. началось строительство Забайкальской железной дороги. Сдача дороги в эксплуатацию состоялась 11 июля 1901г. Темпы строительства важной магистрали замедлились в связи с началом строительства Китайской Восточной железной дороги (КВЖД, а затем и ЮКВЖД)  которая отвлекала значительную часть капиталов и рабочих рук, необходимых для ввода в эксплуатацию Транссибирской магистрали. Параллельно началось строительство военно-морских баз Порт-Артур и Дальний на Ляодунском полуострове. Это обстоятельство тормозило развитие переселенческого движения, промышленности и торговли в Амурской области. Протяженность Амурской железной дороги по состоянию на 1916г. составляло – 1996 вёрст.

Железнодорожное строительство, как один из способов проведения экспансивной политики С.Ю. Витте, сыграло революционную роль в развитии Дальнего Востока. Железные дороги расширили и укрепили экономические, административные и культурные связи дальневосточного региона с центром, ликвидировали его изолированность региона от общероссийского рынка, способствовали притоку переселенцев на новые территории и стимулировали торговлю.

Торговля. Впервые пореформенные десятилетия торговля являлась одним из основных средств первоначального накопления капиталов. В интересах отечественных предпринимателей русское правительство проводило покровительственную таможенную политику. В 1867г. были обложены пошлиной спиртные напитки, ввозимые из-за рубежа. С 1888г. допускался беспошлинный ввоз в пределы России только сахара, патоки, конфет, осветительных масел, парафина, лаков и спичек. Через амурскую границу активно развивалась торговля с Маньчжурией. Последняя являлась крупным поставщиком пшеницы, ячменя, риса, бобовых,  муки, мяса, лошадей. Из Приамурья в Маньчжурию завозились бумага, соль, ткани, керосин, растительное масло и кожа. Торговый баланс преобладал в пользу вывоза.

По мере роста населения и освоения области развивалась и внутренняя торговля. Однако вследствие плохого состояния дорог и удаленности многих населенных пунктов от торгово-промышленных центров темпы ее развития были незначительными. Роль торгового капитала способствовала расширению экономических связей Приамурья с Европейской Россией и другими государствами Юго-Восточной Азии, стимулировал развитие товарно-денежных отношений и способствовал накоплению капиталов, которые впоследствии вкладывались в промышленность. Крупнейшая на Дальнем Востоке торговая фирма «И.Я. Чурин и К», основанная в 1867г., имела свои филиалы в городах Благовещенск, Зея и в других населенных пунктах. Помимо торговли фирма достаточно активно занималась предпринимательской деятельностью, владела кожевенными и веревочными заводами.

Буржуазные реформы 1860-70-х гг. в России привели к созданию финансово-кредитной системы, отвечающей интересам капитализма. Ее организация в Приамурье первоначально находилось в руках государства. Но формирование банковской системы происходило медленно. Хотя в банковских кредитах нуждались растущие промышленные предприятия, финансовый капитал обслуживал главным образом крупные торгово-промышленные предприятия и фирмы. Поэтому средняя и мелкая городская и сельская буржуазия были вынуждены прибегать к займам ростовщического капитала, что тормозило их развитие.

Таким образом, развитие капитализма в  промышленности Дальнего Востока перед русско-японской войной 1904-1905 годов происходило более медленными темпами, что было связано со слабой заселенностью области, нехваткой рабочих. Техническое перевооружение предприятий и приглашение квалифицированных специалистов требовали значительных капиталовложений, которыми не располагала местная буржуазия. Трудности переселения и дальнейшее экономическое развитие территорий дальневосточного региона были обусловлены:

1.Экспортно-сырьевой составляющей в экономической политике правительства России на Дальнем Востоке.
2.Преобладанием импорта над экспортом в развитии товарного производства.
3.Слабая организация и насильственный характер переселения казачества и крестьянства при недостаточном финансировании и игнорирование природно-климатических особенностей при освоении края.
4.Большая удалённость от центра согласования ключевых моментов  развития дальневосточного региона и вытекающая отсюда волокита и бюрократические проволочки в принятии решений.
5.Разнообразные социальные и этнические составляющие коренного и пришлого населения Дальнего Востока.

Царское правительство и крупная русская буржуазия рассматривали  весь Дальний Восток, главным образом в качестве источника сырья и рынка сбыта. Дальний Восток на долгие годы оставался аграрно-сырьевым регионом. Экономическая слабость региона помешала полномасштабному военному присутствию на территориях соседнего Китая и Корее.  В конце XIX – начале XX вв. меняется вектор международной политики, особенно в вопросе раздела сфер влияния над Китаем между Россией, Францией и Англией.

 Особую опасность представляла Япония, претендовавшая на те же территории, что и Россия: Северо-Восточный Китай и Корею. Надвигался международный конфликт в тихо-азиатском регионе, который вылился в русско-японскую войну 1904-1905 гг.. 


Рецензии
Вам не был известен Лалетин Александр Иннокентьевич?

Михаил Поротников   23.07.2019 02:00     Заявить о нарушении
Нет. Хотя у одного из предков было такое отчество

Лалетин Евгений   26.03.2021 15:57   Заявить о нарушении