Под стук колес

За окнами вагона мелькают то березки,то сосны в белоснежном убранстве,то бескрайние,по -зимнему безукоризненно чистые поля.Изредка поезд проносится мимо малознакомых станций с однотипными небольшими зданиями вокзалов. На каждой остановке - пополнение. Вновь вошедшие занимают освободившиеся места пытаясь создать минимальный уют.ведь некоторым придется провести в дороге не одни сутки.Вот и в нашем купе новички - две женщины примерно одного возраста,по - видимому,селянки.
Стоянка завершена, и поезд медленно трогается дальше по маршруту. Под мерный стук колес как-то сама по себе завязывается беседа, которая в итоге сводится к наболевшей проблеме - беспробудному пьянству в российской глубинке, разоренных деревнях и селах.Одна из женщин, назвавшаяся Анной, берет в руки вязание и, не переставая стучать спицами, продолжает начатую тему:
-Уж насколько терпеливы у нас бабы, да, видать, и их терпению конец пришел! Самые настоящие боевые действия против своих мужей-пьяниц развернули.Да и как же не разворачивать-то, коль от пьянки той никакой жизни не стало! Глядишь на них, на трезвых, вроде мужики как мужики, никаких аномалий. Но стоит перебрать треклятой - тотчас превращаются кто в свинью, кто в обезьяну, кто в петуха!
Что далеко ходить! Вон у нас Зинка Кукушкина. Уж она ли не умница, она ли не красавица, и по дому хлопотунья - каких поискать! А мужик ей достался - ну,вылитый верблюд: все пьет и пьет! Как будто с детства до 30 лет по пустыне мотался, и теперь от водкопою оторваться никак не может. Девиз у него что ль:"Ни дня без зелья"? Забор вон у них к земле клонится,да и калитка давно с петель слетела.Только мужичку ее и горя мало! Зинка сама ту калитку, как могла, веревочками к столбику примотала - пусть некрасиво, зато хоть закрывается. Она бы и гвоздями могла прибить, да только у алкаша ее ни гвоздя, ни молотка не сыщешь. Посмотришь - в снегу у забора одни бутылки пустые торчат... Многие ей говорят: бросай, мол, его - пропадешь! А она: "Люблю его, дурака! " и все тут. Вот так и мается, любя...
-Другое дело Варька Боева. Та себя в обиду не даст - истинный атаман в юбке! Уж она своего Вовчика в такой оборот взяла - габариты у нее повнушительней, чем у Зинки. Ежели чего не так, вмиг затрещину отвесит своей ручищей - всю охоту к выпивке отобьет! Потому-то и ходит ее Вовчик теперь "по струнке", видать, не раз на Варькин кулак нарывался! Вообще-то он работящий, когда не пьет: и со скотиной управится, и во дворе у него завсегда порядок, а уж на покосе равных ему не сыскать - так литовкой орудует, что залюбуешься!
А у Клавки Хитровой свой подход к этой проблеме, свои стратегия и тактика. Та муженьку благоверному травки-приправки в еду подсыпает, чтоб его на пьянку не тянуло! Мужик-то ест да хвалит, а она глаза хитрющие щурит да знай в тарелку подкладывает. Видать в травках тех сила есть,коль стоит ее муженьку спиртного хлебнуть - враз ему худо становится. Покраснеет, как рак, голова разболится... А Клавка "масла в огонь подливает": "Вот, допил, все здоровье загубил. Эвон, как тебя скрутило! Ложись, а я за доктором сбегаю!" И ведь сбегает, приведет доктора местного, и тот обязательно подтвердит, что с "давленьем" шутки плохи - пить надо бросать! А "больному" и невдомек, что не в "давлении" дело, а в смекалке его жены разлюбезной...
-Вот так и воюют наши бабы со своими же мужиками. Ведь жаль их,пропадают совсем от этой пьянки. И годы молодые проходят в этой войне, и старость не за горами... Жить бы да жить, хозяйство вести вместе, детей воспитывать, а вот, поди ж ты, - рассказчица тяжело вздыхает.
-Да, переводится мужик на Руси! - подхватывает вторая.- До чего дожили - девкам нашим замуж идти не за кого: если не алкаш, то наркоман... Да девки и сами замуж-то не очень торопятся:" Успеем, бабуль, лиха хлебнуть!" И то верно,наглядятся  на  матерей своих, как они с пьяницами-мужьями мучаются, и ни о каком замужестве слышать не хотят. Ой,Господи,до чего же мы дожили?
...Мы, сидящие в купе и внимательно слушавшие, согласно киваем: точно, не торопятся наши дети обзаводиться семьями. То ли из-за нестабильности в стране, то ли под влиянием Запада, то ли действительно из-за боязни повторить судьбу своих матерей, борющихся с горькими пьяницами...


25 марта 2006 года


Рецензии