Страх

    Чем более человек невежественен и беззащитен, тем большее вызывает у него страх. Не смотря на огромные достижения цивилизации,  невежд и беззащитных не убавляется. Боятся все, и у каждого своё.  Многие страхи прошлых времён  уходят, появляются новые, при этом психических расстройств на почве  страха только прибавляется.

       Слово страх имеет два основных значения:
-   очень сильный испуг, сильная боязнь, и это чувство, эмоция;
-   события, предметы и др., вызывающее чувство боязни, ужаса, т. е.  реальная или воображаемая опасность.
     В основе эмоции страха спрятан инстинкт самосохранения, или, точнее, инстинктивная потребность самосохранения. Проявление страха это аффективное (т. е. эмоционально заостренное) отражение в сознании (и подсознании) угрозы для жизни и благополучия человека.
     Эмоция страха одна из базовых, и является врождённым эмоциональным процессом со своим генетически заданным физиологическим компонентом,  т. е. определёнными мимическими проявлениями (телодвижениями) и переживаниями.  Эмоция  страха также сопровождается физиологическими изменениями в организме, которые проявляются в частоте пульса и дыхания,  артериальном давлении, выделении желудочного сока, пота, недержании испражнений и др.

    Эмоции, в том числе и страх, явления психические.
Психика это высшая нервная деятельность, вырабатывающая осознанно и подсознательно комплекс мер, обеспечивающих взаимодействие организма с внешней средой. Эмоции одни из этих мер.  Эмоции есть реакция организма на оценку сознанием и подсознанием среды с позиции текущих потребностей организма. Оценка среды, как психический процесс, начинается с возбуждения органов чувств и кончается анализом поступивших сигналов в голове. По результатам оценки срабатывают безусловные и условные рефлексы, а эмоции (вопли, конвульсии, плач, ликование и т. д.)) это их сопровождение. С некоторым запозданием по результатам размышлений и воображения, если они имели место, возникают эмоции-переживания второго порядка (начала испугался, а потом засмеялся - ничего страшного, или всё наоборот). В том и другом случае оценка действительности, в том числе и наличие опасностей, может быть реальной или ошибочной, часто неоднозначной.  В результате имеем букет противоречивых эмоций.  Эмоции самопроизвольны, сознанию  остаётся лишь разобраться в степени  реальности  их причин (в т. ч. причин страхов) и выбрать подходящее поведение. Но сознание не всегда с этим успешно справляется. В крайних случаях сознание отключается  и остаётся подсознание с инстинктами. Очень сильный страх побуждает к инстинктивному бегству, страхи полегче  к осознанному поиску защиты и выхода из положения. 
       В общем, функции эмоции страха: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая. Это дело нужное и полезное, если это не паника.

        По степени овладения разумом и влияния на поведение, палитра страхов велика и разнообразна, от робости, всяческих тревог до панического ужаса, когда индивид, не отдаёт отчёт своим действиям. От внезапного страха (испуга) и умирают, особенно сердечники, другие трогаются умом на время или навсегда.  Малый страх (робость, боязнь) настораживает, обостряет сознание, а большой подавляет его, и тогда организм полностью переходит на инстинктивное самоуправление.
      Человек боится многого и, разумеется, в разной степени. Ребёнка несмышлёного пугает  отсутствие матери – она для него всё. Потом он, приобретя некоторый опыт, начинает бояться, что будет больно. Когда ребёнок начал более-менее соображать, начинает воспринимать всякое неизвестное как враждебное. Тут надо сразу отметить, что есть страхи врождённые (боязнь змей, зверей, грома…), и приобретённые. Приобретённые это результаты испугов, внушений,  в последствие ставшие  условными рефлексами (боязнь горячего, острого, электричества, например).
     Взрослея, человек от детских страхов в основном освобождается, но всё больше опасается за своё место в обществе,  т.  е. потерять уважение (опозориться), потерять работу, страшится неопределённости в своём завтра.
     Что мы ещё боимся? Воровства и насилия, предательства,  преследования,  унижения, неудач, неповиновения детей и подчинённых, боимся потерять своё Я.  Продавцы боятся падения спроса, покупатели роста цен, те и другие разорения. Боимся потерять здоровье и трудоспособность, потерять  близких, нажить врагов,  стать беспомощными. И так далее, и так далее.
      Ещё есть у нас страхи-фобии: боязнь высоты, глубины, темноты, лифта, быть в помещении одному, быть ответственным и др. Фобии  возникают лишь в соотв. ситуациях, они бывают врождённые и как последствие испуга.
     А ещё мы боимся своих слабостей, своей трусливости, из-за которых совершаются необдуманные поступки и глупости, поскольку трусость порождает излишнюю возбуждённость или подавленность. Это страх своего страха.
     Хуже всего страх безотчётный, тягостный, назойливый (боязнь неизвестно чего и одновременно всего).  Он просто выматывает физически. Это психическое расстройство, реакция мозга на своё бессилие, когда сознание вместе с подсознанием  чувствуют свою неспособность противостоять действительности, т. е. адекватно оценивать её и находить решения. Это следствия старения мозга, алкогольного или иного отравления, последствия сильного испуга.
     Выше замечено, что от сильного испуга, бывает, и трогаются умом, блаженными делаются. В этом случае, чтобы больше  не испытывать потрясений, психика не хочет воспринимать и замечать неблагополучий - защитная реакция.
       Страхи условно делятся на биологические, социальные и интеллектуальные, но в реальности всё взаимосвязано.
       К первой группе относят страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку.
       Ко второй социальные страхи (угроза личности), они  вызваны отношениям окружающих, которые могут унизить человека, например, осмеять его идеалы и ценности. Другие  вызваны ситуациями, понижающими собственную самооценку. Всё это  отрицательно влияет на социальный статус.
      Страхи, связанные с  интеллектом,  вызываются  размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования. Страхи, связанные с интеллектом, это и страхи своих физических слабостей, и от своего умственного  бессилия, это и осознание возможности позора.

         Главный наш страх это страх смерти. 
       Осознание конечности своего бытия приходи к нам не сразу. В детстве-юности нам трудно представить, как это может быть, что меня может не быть.  Поэтому по-настоящему страх смерти приходит позже, когда здоровье спотыкается и насмотревшись смертей. Тогда вызревает понимание, что смерть неминуема, что смерть это физические страдания, что это расставание с близкими навсегда, что потом уже ничего не исправить,  не исполнить задуманного. Умирать особенно страшно тем, кто ещё на что-то способен, молод ещё.  А тем, у кого пропало желание жить, кому жизнь стала невыносимой, смерть уже не так страшна, даже желанна порой.

       Страх окончательного небытия породил надежду, а затем и веру в инобытие (бытие в иной ипостаси). То есть, тело умрёт, а душа, якобы нематериальная и  бессмертная, продолжит существование, вселившись в иные тела, или в раю.  Однако всё равно, никто до поры умирать не торопится,  боятся. А вдруг душа не в рай, а в ад попадёт, вселится куда не надо, или вообще затеряется?

         Страх сближает, заставляет прижиматься друг к другу прямо и косвенно, т. е. порождает стремление к объединению,  дабы бороться против опасностей сообща. Таким образом страх явился одним из факторов объединения в стада, стаи, общины и так далее. Страх порождает чувство «наши», и оно сплачивает в постоянном противостоянии с чужаками за сохранение своей стаи. В общем,  сообща достигается многое, а чувство опасности побуждает теснее общаться, обращаться друг к другу.

    Для сохранения и укрепления общества используется страх наказания за нарушение  законов и моральных норм.  Раньше для этих же целей широко использовали и христианскую религию, исповедующую «Страх Божий». Сейчас религия отделена от государства, т. е. церковь не встроена в гос. аппарат, действует на т. ск. общественных началах, но власти тесно сотрудничают с ней, ибо сами не надеются справиться с народом, развращаемым узаконенным стремлением к наживе.

      Религия, исповедуя "Страх Божий", сама по себе является порождением страха.  Древний человек боялся всего, и чего боялся, то и обожествлял, тому и поклонялся. Потом народы пришли к единобожию, стали поклоняться одному богу, и этот Единый стал «ответственным» за всё, и страхи также. То есть, за всем, что мы боимся, кроется якобы его, вездесущего, воля, а не законы природы и общественного развития. Пастыри (самозваные посредники между Богом и людьми)внушают: в то, чему учит религия, следует слепо верить и исполнять, как волю Бога, иначе – Божье наказание.  В общем, не просвещением, не обращением к сознанию, не совершенствованием общественно-экономических отношений, а запугиванием  Божьей карой добиваются святые отцы праведности в народе. Но обыватель в массе своей всё равно не становится более законопослушным и праведным. 

        Страх широко используется, чтобы дезорганизовать, сломить противника  (противную сторону), путём запугивания (угрозы, террор). Этот приём  ныне широко используется в мировом масштабе, при чём, через проплаченных подставных.
         И на Украине  ныне тоже проплаченные и направляемые «патриоты»», как и штурмовики в своё время в Германии, держат в страхе обывателя, пресекая симпатии ко всему русскому, в том числе и языку, выявляют и преследуют  «сепаратистов».

           Некоторые считают страх отрицательной эмоцией с плохими последствиями.  Другие, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. На самом деле имеет место то и другое – страхи-то разные.
Например, когда страх подавляет разум (иррациональный, безотчётный), это со всех сторон нездорово, в этом случае человек не знает чего боится, он подавлен, беззащитен,  болен.  А страх, контролируемый разумом, полезен, он сигналит о наличии опасности, и это  заставляет разум искать выход из положения, находить защиту, приспосабливаться, а не бросаться в паническое бегство сломя голову, что оправдано лишь в самых крайних случаях.
       Опасаться надо, а бояться нехорошо. Бояться, значит не понимать и не желать разобраться в своём страхе, следовательно, не пытаться его преодолеть, значит не стыдиться своего страха, а считать его оправданием своей несостоятельности.
        Испуганный  неуправляем, или покорен; преодолевший страх готов сопротивляться, бороться.


Рецензии
Очень полезная, и даже необходимая статья, Михаил! С большим удовольствием прочла о главном нашем страхе - страхе смерти. А также об интеллектуальных страхах и прочих фобиях. СПАСИБО ЗА ВАШ ТРУД!
С уважением и благодарностью,

Галина Фан Бонн-Дригайло   12.02.2018 19:07     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку. Потрудиться действительно пришлось: то лишнее, то невразумительно, то упустил чего. Сейчас вот думаю добавить: как хочется взбодрить психику страшилками, когда давно всё благополучно. Потребность такая.
О страхе мистическом, основе религиозности, здесь урезал, теперь ему отдельная статья "Страх Божий".

Михаил Шамин 2   13.02.2018 02:58   Заявить о нарушении
Да, по страшилки очень хочется. Я это на кошке заметила. Пока не напугаешь барабашкой,не подразнишь, не погоняешься за ней по квартире - сидит вялая, к еде не притрагивается.

Ираида Галахова   27.03.2018 03:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.