Украденная древесина уходит в Китай

По итогам прошлого года ущерб, причиненный незаконными рубками леса в России, впервые превысил 11 млрд рублей. А за последние три года совокупный ущерб составил 30,8 млрд рублей, было зафиксировано в общей сложности 52,4 тыс. случаев незаконных рубок общим объемом в 4,1 млн кубометров древесины.
В прошлом году почти 77% (1,3 млн кубометров) от общего объема незаконных рубок в стране пришлось на Сибирский федеральный округ, причем большая часть (1,1 млн кубов) — на Иркутскую область.Проблема не только в незаконных рубках, но и в финансовой отдаче от лесозаготовителей, работающих вполне легально.
Нередко компании выигрывают аукционы, а потом перестают платить налоги и арендную плату частично или полностью. Только в Иркутской области из 710 зарегистрированных лесопользователей задолженность по налогам и арендным платежам имеют боле 400. Общая сумма долга - 2 млрд рублей.Пока налоговики проводят проверки, подают суд, выигрывают дело и пытаются взыскать задолженность предприятие продолжает заготавливать древесину, а затем банкротится, и на следующий аукцион выходит уже новое юрлицо.
Основная часть «незаконной» древесины уходит на рынок Китая.

КНР является лидером и в легальных закупках российской древесины. По данным Lesprom Network, в прошлом году доля Китая в закупках необработанного леса составила 64% (12,76 млн кубов). Кроме того, китайцы лидируют в закупках пиломатериалов из российского сырья (53% от общих объемов, или 14,15 млн кубометров).Гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев отмечает, что в приграничных районах китайцы валят деревья самостоятельно. «Хотя в первую очередь собственно рубкой занимаются российские вальщики», — говорит глава LN.В последнее время площадь лесных массивов сокращается пугающими темпами, уже потеряны в результате незаконных рубок и пожаров миллионы гектаров зеленых насаждений.

Наряду с добросовестными пользователями и грамотными промышленниками есть и те, кто, не имея мощностей по заготовке и получив ресурс по минимальной цене (зачастую благодаря близости к региональным властям), занимаются продажей леса на корню в третьи руки.Кроме того, во многих регионах сохраняется практика проведения закрытых и непрозрачных аукционов.В итоге лесные ресурсы передаются в пользование по минимальным ценам, так как в торгах принимает участие всего один претендент.Это наносит ущерб государству и в первую очередь — региональному бюджету.

На Китай, Египет и Японию в 2015 году пришлось в совокупности около 63% российского леспромэкспорта (34,1; 11,2 и 7,6% соответственно). Также крупным импортером является Узбекистан (7,4%), у остальных потребителей доли от 4% и ниже. При этом если в 2015 году по сравнению с предшествующим поставки в Египет не изменились, то экспорт в Китай снизился на 8%, а в Японию — уже на 20%. Узбекистан также снизил закупки сразу на 49%.
Все четыре крупнейших потребителя российских лесоматериалов используют его в основном для домостроительства, так как собственных ресурсов им не хватает. В Японии, например, где сильно развиты традиции деревянного домостроения, сейчас построили первую фабрику по производству так называемой перекрестноклееной древесины — больших щитов, которые затем нарезаются необходимыми размерами.
При этом дома из ПК-древесины могут достигать 40 этажей и оказываются более устойчивыми в плане сейсмики, чем строения с металлическими перекрытиями.


Рецензии