Старая фотография

  В одном старом доме жила семья – мама, папа, маленькая Маша и бабушка. У них было три комнаты. Самая маленькая комната почти все время была закрыта, там лежала ее бабушка.

   Машеньке, казалось, что бабушка сто лет не вставала с кровати. Машеньке вообще казалось, что бабушка в кровати лежит вечность. Ей было уже четыре года и Маша на пальцах может перечислить дни, когда бабушка вместе с ними сидела за столом, или смотрела телевизор.

   Маше было интересно: «А что там бабушка делает одна в комнате, и разве ей не скучно?»

   Вот отец был на работе, а мама ушла в аптеку. В комнате повисла тишина. Маша не любила такие минуты, она их немного боялась. Казалось, что в каждом углу кто-то сидит и на нее смотрит.

   Вот и сейчас на нее смотрели два глаза прямо из-под шкафа. Маша залезла в кресло, подтянула под себя ноги, но глаза светились и смотрели прямо из-под шкафа.

   Она медленно спустилась с кресла и присела. Осторожно посмотрела под шкаф, а это их котенок Кузя.

   - Фу! Напугал, - прошептала Маша и попыталась достать котенка из-под шкафа, но он наотрез отказался вылазить.

   Машенька чувствовала, как страх, который холодным куском сидел где-то внутри стал  таять. Теплый комок зашевелился внутри, и стало веселее.

   Где-то с бабушкиной комнаты было слышно, как тикали часы. Они всегда тикали одинаково. Машенька их даже ночью, иногда, слышала. Ее всегда интересовало «когда нибудь они отдыхают или нет?».

   Вдруг стало скучно. И здесь Машенька решила отправиться в гости к бабушке. Она знала, что бабушка болеет.

   - А может я смогу прогнать болезнь? Ведь страх свой я прогнала, прогоню и бабушкину болезнь, - подумала Маша и тихонько открыла дверь в комнату к бабушке.

   Бабушка не спала. Она полусидела в кровати и листала какой-то старый альбом.

   - Что страшно одной в комнате? – тихо спросила бабушка и подвинулась ближе к стенке. – Залезай под одеяло, гостем будешь.

   Маша не стала ждать, когда ее попросят еще раз. Сбросила тапочки и залезла к бабушке под одеялом. Там было тепло.

   - Что это ты смотришь? Сказки? – говорит Машенька.

   - Можно сказать и так. Это моя жизнь в картинках.

   - А мне можно посмотреть? – спрашивает Машенька.

   - Отчего же не посмотреть! Давай посмотрим. Давай я тебе немного расскажу, - и она открыла альбом на первой страничке.

   - Вот это мой отец. Фотография была желтая, старая. Один уголок был надорван, несколько трещин пролегли на лице и кителе.

    - Он ушел на войну и погиб в 45 году. Я его больше никогда не видела, но мама рассказывала мне, что он был хорошим столяром. Вся деревня заказывала у него мебель. Он мог сделать и телегу, и шкаф, и стол, и стул.

   С фотографии смотрел мужчина в кителе. А на голове была удивительная шапочка.

   - У меня есть только одна эта фотография. Больше фотографий отца у меня нет – говорит бабушка.

   - А это я в твоем возрасте. Тогда мне было столько, сколько тебе сейчас.

   Девочка очень была похожа на Машеньку. Вот только у Маши никогда не было такого платья и таких растрепанных волос. Мама следила, чтобы волосы у Маши были заплетены в косички.

   -А это моя мама с младшим братом, сестрой и мною. Брат умер, когда был маленький. Голодно тогда было, а он еще и заболел. Так и не смог больше подняться.

   - Бабушка, а где же ты?- спрашивает Маша.

   - Так вот стою рядом с мамой, у ее ног.

   Рядом с красивой женщиной стояла белобрысая девочка, приблизительно такого возраста, как и Машенька. Она крепко держалась за юбку женщины.

   - Бабушка, так здесь же девочка, а не ты?

   - Это я в детстве, - засмеялась бабушка.

   - Разве ты тоже была маленькая?

   - Конечно, была. Только время тогда было другое. Тяжелое было время. Многое уже забылось. Вот только фотографии и напоминают о тех днях. Сейчас все, кажется намного лучше, чем было на самом деле. Видно время все плохое стерло из памяти. Остались только приятные воспоминания.

   Вот я уже постарше. Пошла в школу. Тогда портфелей не было. Мама мне сумку для книжек сшила из своей старой юбки. Хорошая была сумка, крепкая. А для чернильницы специальный мешочек был.

   - Что такое чернильница?

   - А это там, где чернило, наливали. Ведь раньше писали не такими ручками, как сейчас пишут. Тогда была ручка с пером. Перо надо было все время заполнять чернилами, т.е. опускать в чернильницу.

   - А вот здесь я уже почти взрослая, а здесь я уже выхожу замуж.
 
   Фотографии были черно-белые. С этой фотографии на Машу смотрела красивая женщина. У нее на голове был венок из цветов и ленты спускались почти до пояса. Кофта и юбка были все в вышитых цветах. Рядом был красивый мужчина. Его лицо плохо просматривалось, так как вся фотография была в трещинах и желтого цвета.

   - Фотографии старые, как и я, - смеется бабушка. – Трудно что-то рассмотреть. Но рядом со мной – это твой дедушка. Его уже давно нет на этом свете, а вот на фотографии он еще молодой. Он был слесарем на заводе. Его там все уважали. А вот эти часы нам подарили на свадьбу. С тех пор я с ними не расстаюсь.

   Бабушка листала альбом и рассказывала Маше о том, как она в колхозе работала дояркой. Как вставала и шла на ферму раньше, чем солнышко поднималось над горизонтом. Она рассказывала, как звали коров.

   - Была у нас Ромашка. У нее на лбу было белое пятно, очень было оно похоже на ромашку. Была еще Красавица – у этой коровы были красивые глаза с огромными ресницами. Была еще Бешенная – она никого к себе не подпускала, только меня.
Бабушкин голос был, как колыбельная. Машенька почувствовала, как глаза ее слипаются. Она не заметила, как уснула.

   И снилась ей война. Снилось, как прадед бежал за танком, а вокруг все взрывалось. А потом она лежала на траве вместе с дедушкой, а вокруг были ромашки. Они что-то шептали, а дед подкидывал ее прямо к небу. Он был живой и здоровый.

   Проснулась, она в своей кровати. Первое, что она услышала, когда проснулась, как мирно стучали часы. Она на цыпочках дошла до комнаты бабушки и открыла дверь. Бабушка сидела с альбомом на кровати и медленно листала альбом.

   - Ну, что проснулась? – улыбаясь, спросила бабушка.

   - Бабушка, а ты мне еще расскажешь, что нибудь о своей жизни?

   - Расскажу. Обязательно расскажу. А сейчас я немного посплю.

   Машенька подумала, что она обязательно все расспросит у бабушки. Расспросит о своем дедушке, о жизни бабушки. Она захотела побольше узнать о детстве своей мамы и папы. Она уже успела полюбить эти желтые, от старости, фотографии, которые так интересно могут рассказать о прошлой жизни.

   - Пусть только бабушка скорее выздоравливает. Все будет хорошо, - подумала Машенька и тихонько закрыла дверь.

   Теперь Машенька часто слушала рассказ бабушки о том, как они работали, что ели, с кем дружили. Никогда она не думала, что старые фотографии так много могут рассказать о жизни ее родных.

   С тех пор она внимательно слушает бабушкина рассказы, а бабушка потихоньку начала выздоравливать. Ей так много надо еще рассказать своей внучке об отце, матери. Рассказать, как люди жили раньше, с какими проблемами они сталкивались. Она знала, что это поможет ее внучке преодолеть все трудности жизни.

   Это опыт предков и они отражены в старых фотографиях, где порой невозможно рассмотреть лицо деда или прадеда. И только рассказ бабушки делал эти фотографии живыми. Оживали дед и прадед. Смеялся брат, который давно уже умер, и улыбалась молодая бабушка.

Автор Лариса Веселкова
http://www.proza.ru/2015/05/08/778


Рецензии