Юбилей Детской музыкальной школы
Многоголосный хор так исполнял эту песню, что всем казалось, что многим наверняка показалось, что они слушают хор не в зале сельского очага культуры, а в самом Кремлёвском Дворце съездов, столице России, городе Москве, а исполняет её не хор сельской детской музыкальной школы, а Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения. И что интересно, сегодня в составе хора в одном ряду с девочками, которые всегда проявляли свою активность, стояли мальчики, которых Галина Петровна смогла завлечь в свой хор благодаря своим организаторским способностям и, конечно же, таланту.
Галина Петровна более двадцати лет работала преподавателем хорового класса нашей музыкальной школы. Когда-то она сама закончила её, потом поступила в музыкальное училище по специальности «Хоровое дирижирование», затем в академию культуры искусств города Челябинска, где училась на музыкальном факультете по специальности «Дирижирование народным хором».
Еще до окончания высшего учебного заведения её заметили ряд преподавателей, руководители городских академических хоров и профессиональных коллективов и приглашали её к себе, но она, услышав когда-то наказ родной мамы посвятить себя Детской музыкальной школе на селе и быть её педагогом, осталась верна этому завету.
После окончания высшего учебного заведения наша Галя вернулась к себе на родину, в родную школу, туда, где начинала свой профессиональный путь, в родные стены, где окружали её не только они, но и её преподаватели, которые дали ей путевку в большую жизнь, в мир хорового пения.
Больше всего возвращению Галины Владимировны радовалась Ирина Алексеевна Лежнёва. Как же не радоваться, ведь это её воспитанница, прошла весь путь подготовки и обучения будущего преподавателя и одержала первую победу на этом поприще, получив диплом о высшем образовании. Это же её воспитанница получила путевку в профессиональную деятельность, это её Галка, в которую она с первых дней обучения в музыкальной школе вкладывала душу и сердце, увидев в ней уникальные способности будущего вокалиста и руководителя детского хора.
История жизни как преподавателя сельской Детской музыкальной школы Ирины Алексеевны начиналась по причине совета её педагогов института искусств столицы, которые ей, активистке, комсомолке, общественности, посоветовали не оставаться преподавать в городе в одной из музыкальных школ, а ехать на село поднимать культуру и прививать любовь к прекрасному у деревенских детишек и молодежи. Тогда, воодушевленная этой идеей, она попросилась в близ лежавший райцентр, куда можно было добираться без проблем на электричке.
Руководство района, прознав её профессиональные и организаторские способности, проявившиеся у неё в период её работы, сразу же загрузило её не только преподавательской работой, дав ей уроки по многим предметам, но и общественной, поставив её руководителем комсомольской организации отдела культуры.
Ирина Алексеевна, воспитанная на лучших традициях того времени, в духе коммунистических идей, приступила к исполнению своих профессиональных и общественных обязанностей с особой ответственностью и исполнительностью. Она, кроме преподавания в школе уроков сольфеджио, теории музыки, обучения детей игре на фортепьяно, основам вокального пения, читала лекции по различным темам музыкального искусства в школах, местном училище, в сельских домах культуры. Её даже заставили играть на синтезаторе в Доме культуры на танцах, которые затягивались чуть ли не до полуночи, из-за чего она едва успевала на последнюю электричку, чтобы добраться до дома, возвращаясь в город далеко за полночь. А там, из-за отсутствия транспорта, после двенадцати ночи они уже не ходили, она шла пешком, не боясь встретить какого-нибудь пьяного прохожего. К счастью, в то время можно было редко встретить их, поэтому она благополучно возвращалась домой, чтобы встать в шесть утра и опять возвратиться в свое родное село, где находилась ставшая ей родной музыкальная школа.
А сколько хлопот доставляла ей комсомольская работа? Один только сбор комсомольских взносов доставлял ей столько проблем, что она иногда даже выходила из себя, но это никогда никому не показывала, будучи воспитанной девушкой. Один только художник, впоследствии ставший руководителем знаменитого вокально-инструментального ансамбля в одной из столиц России, постоянно избегал встреч с ней, чтобы не платить эти злополучные взносы. Но несмотря ни на что, и эта будущая звезда российской эстрады благодаря неустанной настойчивости Ирины Алексеевны, вождя одной из ячеек комсомольской организации, всё равно вносила свою лепту в финансовую поддержку большой тогда и популярной во всем мире молодежной организации.
Свидетельство о публикации №217051300559
Первая часть рассказа Аркадия Шакшина выполняет роль мощного и мелодичного увертюры, задающей все основные темы предстоящего повествования. Это не просто описание праздничного концерта, а завязка саги о судьбах, преемственности и тихом подвижничестве на ниве культуры.
Автор сразу погружает читателя в атмосферу события через конкретный, узнаваемый и символичный образ — песню «Крылатые качели» в исполнении детского хора. Этот выбор гениален: песня становится мостом между поколениями, ностальгическим ключом для «старшего поколения» и одновременно демонстрацией живого, продолжающегося культурного кода. Сравнение звучания хора с выступлением в Кремлёвском дворце — не просто комплимент, а важный тезис автора: подлинное искусство, рожденное талантом и преданностью, стирает границы между столицей и глубинкой.
Центральными фигурами части становятся две учительницы, чьи судьбы сплетены неразрывно:
Галина Владимировна Листьева представлена как воплощение успешного цикла воспитания. Выпускница школы, вернувшаяся в её стены педагогом, она — живое доказательство эффективности и смысла всей системы. Её сознательный отказ от городской карьеры ради «завета мамы» и работы на селе — первый намёк на ключевую тему служения и осознанного выбора, которая будет раскрыта далее.
Ирина Алексеевна Лежнёва — фигура-первоисток. Её биография, описанная в ретроспективе, переносит нас в иную эпоху, но с абсолютно узнаваемыми человеческими чертами. Её «командировка» на село по совету педагогов — это история идеализма и энтузиазма. Автор избегает романтизации, показывая тяготы её быта: поздние электрички, ночные пешие прогулки, комсомольские взносы и колоссальная нагрузка. Именно через её образ Шакшин показывает, на каком фундаменте самоотдачи и каждодневного, часто неприметного труда построена сегодняшняя праздничная реальность. Анекдотичная история о будущей «звезде эстрады», уклоняющейся от взносов, добавляет черточку живого юмора и теплоты.
Стиль и композиция этой части выдержаны в эпическом, немного повествовательном ключе. Автор выступает как внимательный летописец, который ценит не только результат — блистательный концерт, — но и знает цену пути к нему. Текст насыщен деталями (специальности в дипломе, маршруты электричек, названия предметов), которые создают ощущение подлинности, документальной основы рассказа.
Заключение. Первая часть успешно выполняет свою задачу: она представляет главных героев, обозначает главные конфликты (выбор между городом и селом, между личным комфортом и служением) и устанавливает эмоциональный тон — светлую гордость, смешанную с глубоким уважением к труду педагогов. Читатель понимает, что юбилей — это не точка, а веха в длинной цепи, звенья которой — человеческие судьбы, связанные любовью к музыке и детям. После прочтения возникает желание узнать, как сложится этот «полёт на крылатых качелях» дальше, и проследить нить учительской эстафеты от Ирины Алексеевны к Галине Владимировне и далее — к её ученикам.
Аркадий Шакшин 22.12.2025 04:15 Заявить о нарушении