Сыны века сего и сыны света

Хотя в начале Лук.16 и написано "сказал же и к ученикам Своим", из последующего текста видно, что рядом стояли фарисеи и слушали: "Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним" (Лук.16:14). Притча о неверном управителе (Лук.16:1-12)  – четвертая притча подряд в ряду притч, и, возможно, ее надо рассматривать в связке с тремя предыдущими. Тогда она сразу новыми красками играет. Сколько объяснений слышал до сих пор – обычно ее связывают максимум с последующим контекстом, но не с предыдущим.

Поводом к произнесению трех притч в Лук.15 было то, что "приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними" (Лук.15:1-2). В трех притчах Лук.15 мы можем найти намеки на противопоставление мытарей и фарисеев (либо одну из этих групп в отдельности).

Фарисеи уничижали мытарей, которые шли к Иисусу. Мытари были богатыми людьми. Фарисеи – сребролюбивыми (Лук.16:14). Когда мытари начинали исправляться в результате общения с Иисусом и под Его влиянием, они раздавали неправедно полученные богатства. Т.е. поступали так, как управитель в этой притче. И Иисус притчей показывает фарисеям, что мытари поступают правильно. Таким образом, этот текст продолжает противопоставление фарисеев и мытарей, начатое в Лук.15.

Несколько слов о притче. Управитель этот был неверным, т.е. нечестным. В частности, заключая сделки, он часть денег клал в свой карман. А сейчас, перед увольнением, он призвал должников хозяина и начал исправлять бумаги. Причем исправлять на правильное, возвращая из своего кармана наворованное (так объясняет Гладков, и такое объяснение как минимум не противоречит тексту). Поэтому его хозяин и похвалил. Если это верно, то изменяя меры в расписках, управитель не крал этим ничего у хозяина. Он отдавал эти меры от того, что положил прежде в свой карман. В результате, когда он представил хозяину отчет – все цифры были правильными.

Сыны века сего в Лук.16:8 – возможно (и скорее всего), мытари. Сыны света – фарисеи (они на то время были “просвещенными” как в своих глазах, так и в глазах большей части еврейского общества). Мытари поступали догадливее фарисеев. Догадливее – в других переводах и в греческом – благоразумнее, мудрее, правильнее. Т.е. речь в притче о том, что человеку надо исправлять свои пути и в дальнейшем действовать правильно. Так поступали уверовавшие в Иисуса мытари и не поступали фарисеи.

P.S. Здесь я не пишу полного объяснения притчи, а только задаю направление для толкования в связи с ближайшим контекстом.

13.05.2017


Рецензии