BOZY часть 1 глава 09. 1
Человек подошел к «Алексису Пруге». Так назывался небольшой ресторан и гостиница, вернее пансионат, в переулке Забытых Теней, что невдалеке от площади Боевых Секир. Владельцем кабачка был отставной майор Хеворгус Мразович, внук известного генерала Мразовича. В молодости Хеворг был известен как кутила, бретер и буян, владыка женских сердец и гроза ревнивых мужей, однако, женившись на миловидной паненке из Лауды, вышел в отставку, оплатил из кошелька жены свои многочисленные долги и на остаток приданого купил себе отель, переделал на свой вкус, и таким образом стал владельцем гостиницы и кабачка.
Человек остановился возле ярко светящейся рекламы, изображавшей самого Алексиса Пругу, легендарного рыцажа великого князя Артабаала I Рудого, наисветлейшего. Слава пережила Алексиса Пругу и сделала его любимым героем народного эпоса. Над дверями, украшенными рыцарской атрибутикой было написано картлийскими письменами:
Пускай настанут холода,
Посеребрится смоль волос,
Но бодрым, рыцарь, будь всегда,
Вином приветствуя мороз.
На стук сначала никто не открывал минуты три, потом послышался стук каблучков по лестнице и тихий женский голос:
- Кто там?
- Это я, Стар Пруэнти!
Быстро простучали маленькие каблучки по лестнице и дверь распахнулась. В прямоугольнике света показалась тоненькая девушка с лампой в руках.
- Здравствуй, лисичка, весело улыбнулся Стар, блеснув стеклами очков.
«Лисичка», так прозвали дочку отставного майора – Артани Мразович – изящную девушку с легкой рыжинкой соломенного цвета волос. Невысокая, скорее маленькая, неброская девушка, таила в себе столько ума, доброты и женской хитрости, что этого хватило бы на многих женщин. Она говорила приятным голосом, и хотя порой казалась гордой, была проста в обращении с людьми, чувствовала себя легко и непринужденно в любом
обществе. Ее большие глаза казались то карими, то зелеными, а тонкие черты лица придавали ей хитроватый вид. Ну впрямь, лисичка!
- Здравствуй, Стар, что так поздно? На улице комендантский час. Только днем работаем, а днем, ты знаешь, много посетителей не будет. Постояльцев мало, да и те переругались, когда сатрапы канцлера начали наводить порядок. Хоть на улицах, слава Богу, еще не стреляют. Если этот комендантский час продлится хотя бы месяц, мы разоримся.
- Не бойся, маленькая, больше недели не продлится. А где отец?
- Там, наверху.
Пройдя большой зал с пустыми столами и перевернутыми стульями, вошли в темный коридор. Она взяла его за руку и повела в темноте по шаткой деревянной лестнице. Спотыкаясь в полутьме – фонарь в ее руке давал мало света, они прошли в небольшую комнату, всю обстановку которой составлял диван с повешенной над ним на ковре саблей и кавалерийской винтовкой, столом, заваленным бумагой (в последнее время Мразович увлекся творением мемуаров) да стулом, на котором сидел и сам Хеворгус в халате ибархатной ермолке. Он что-то быстро писал. На стенах были развешены в несколько ярусов фотографии скаковых лошадей и усатых генералов ушедшего века.
- Добрый вечер, пан Мразович.
Хеворгус оторвался от бумаг и приветливо протянул руку Стару:
- Вечер добрый, вечер добрый, пане Старе. Я вот со скуки сочинительствую, да заодно грею старые косточки, - с этими словами он вынул ноги из таза с горячей водой и начал вытирать их махровым полотенцем, - что-то рана на ноге разболелась, - он показал на старый шрам, косо тянувшийся поперек голени, - наверно, к перемене погоды, а может долго за стойкой стоял. Я ведь теперь с Лисичкой один остался.
- А где Анатоль?
- Уехал на сборы, куда-то на северо-запад, чуть ли не под самый Ахуан-Скап. Ну ничего, пусть послужит, поест кавалерийской каши.
- А разве он кавалерист?
- Ну, танкист. Это же одно и то же. Вон, Ритхофен, Красный барон, авиатор был, а тоже начинал с кавалерии. Ныне одни кавалеристы в эскадронах гусар летучих – «нам всем даны стальные руко-крылья, и ного-грабли, может быть даны!», а иные в «панцерваффе» - «эх, вы кони, вы кони стальные», как поется. Хотя лучше служил бы в старом добром драгунском полку генерала Шмулевского, патрона моего. Вот ведь, говорят, что техника, мол, как конь, а что хорошего в этом гробу, или как называют англичане – «лоханке1», дымит-воняет, а толку никакого. Мундир в мазуте, шмердит, то ли дело запах старой конюшни!
Стар прервал излияния майора нетерпеливым движением.
- Ну?
- Поговорить надо.
- Ну-ка цурочка2, сбегай-ка в погреб и винца доброго….
- Да вот ведь бутылка на столе.
- Ах, ты еще смеешься! Эта уже выдохлась. А ну, кроком руш! Да не подслушивать, а то выпорю.
- Ага, уже лечу, - усмехнулась Артани.
И каблучки ее дробью застучали по лестнице.
Хеворгус солгал, он никогда не обижал дочь, он даже позволял ей некоторые вольности. Хотя Артани и не была похожа на мать – красивую полногрудую женщину, до конца дней сохранившую красоту молодости и умершую в прошлом году от пневмонии, Хеворгусу дочка казалась воплощением матери. Она оставалась для него единственным близким существом, - с сыном отношения у него как-то не заладились. Мальчик жил слишком независимо, потом и вовсе перестал обращать внимание на отца, часто пропадал где-то подолгу, хотя и не был связан ни с какой компанией. А после окончания политехнического университета и вовсе переселился и жил отдельно. Его мечтой стало создать новый тип танка, удобный, почти неуязвимый, быстрый, маневренный и в то же время с нового типа броней максимально безопасный для экипажа. «В современном бою танк живет несколько минут, движется как черепаха, плавает как топор, горит как солома, превращаясь в гриль для экипажа», - говаривал он, и уже придумал, как назовет свой новый танк – «меркава», то есть «колесница». Он специально окончил высшую танковую школу и поступил вольноопределяющимся инженером в новый танковый корпус генерала Вайсхера. А теперь пропадал, обкатывая экспериментальные танки чуть ли не в горных условиях. Работал много, получал мало, но не жаловался и не просил денег у отца. Иногда приезжал домой, навещал отца и сестру, не находя общего языка с ними.
- Итак… Я слушаю, - произнес Мразович.
Гуси на юг улетают.
Скоро начнется зима.
Скоро начнется война.
Зачем нам о том говорить
_________________________________________________
1 Именно это и означает английское слово – танк.
2 Доченька (польск.)
Свидетельство о публикации №217051300788